г. Тюмень |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А70-24908/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Донцовой А.Ю.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Хлебникова А.В.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе на решение от 14.02.2024 Арбитражного суда Тюменской области (судья Кузнецова О.В.) и постановление от 21.05.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Воронов Т.А., Бацман Н.В., Халявин Е.С.) по делу N А70-24908/2023 по иску главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области (ОГРН 1047200654995, ИНН 7202130510, адрес: 625048, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Максима Горького, д. 72, кв. 303) к межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042, адрес: 625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 10, офис 210) об обязании принять в состав казны Российской Федерации объекты недвижимого имущества, прекращении права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования.
В судебном заседании приняли участие представители: главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области - Скориков Ю.Г. по доверенности от 13.07.2022; межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе - Садаева М.С. по доверенности от 09.11.2024.
Суд установил:
главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области (далее - ГУ МЧС России по Тюменской области, Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - МТУ Росимущества, ответчик, заявитель) об обязании в месячный срок принять в состав казны Российской Федерации закрепленные за Управлением объекты недвижимого имущества:
- земельный участок с кадастровым номером 72:17:0504001:8, площадью 6 499 кв. м, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Борки;
- нежилое здание с кадастровым номером 72:17:0504001:1238, площадью 1 387,3 кв. м, расположенное по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Борки, ул. Текутьева, д. 10, строение 1;
- нежилое помещение с кадастровым номером 72:23:0225001:1512, площадью 649,4 кв. м, расположенное по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, 2 км. Старого Тобольского тракта, 4, корпус 3;
- нежилое помещение с кадастровым номером 72:23:0225001:1511, площадью 20,6 кв. м, расположенное по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, 2 км. Старого Тобольского тракта, 4, корпус 3;
- нежилое строение с кадастровым номером 72:17:0301001:1052, площадью 714,1 кв. м, расположенное по адресу: Тюменская область, Тюменский район, рп. Винзили, ул. Октябрьская, д. 86;
обязании прекратить право постоянного (бессрочного) пользования Управления на вышеуказанные объекты.
Решением от 14.02.2024 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 21.05.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением и постановлением, МТУ Росимущества обратилось с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, и не передавая дело на новое рассмотрение принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы МТУ Росимущества ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права; со ссылкой на Положение "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432) указывает, что полномочиями на передачу имущества в состав казны МТУ Росимущества не наделено, при этом им предпринимаются все меры в рамках имеющихся полномочий по установлению иного балансодержателя среди федеральных органов исполнительной власти.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на доводах жалобы, представитель истца просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав пояснения представителей истца и ответчика, проверив в соответствии с положениями статьей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в реестре федерального имущества, учет которого возложен на МТУ Росимущества в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета и контроле за использованием федерального имущества", значатся объекты недвижимого имущества:
- земельный участок с кадастровым номером 72:17:0504001:8, площадью 6 499 кв. м, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Борки;
- нежилое здание с кадастровым номером 72:17:0504001:1238, площадью 1 387,3 кв. м, расположенное по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Борки, ул. Текутьева, д. 10, строение 1;
- нежилое помещение с кадастровым номером 72:23:0225001:1512, площадью 649,4 кв. м, расположенное по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, 2 км. Старого Тобольского тракта, 4, корпус 3;
- нежилое помещение с кадастровым номером 72:23:0225001:1511, площадью 20,6 кв. м, расположенное по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, 2 км. Старого Тобольского тракта, 4, корпус 3;
- нежилое строение с кадастровым номером 72:17:0301001:1052, площадью 714,1 кв. м, расположенное по адресу: Тюменская область, Тюменский район, рп. Винзили, ул. Октябрьская, д. 86.
Право собственности Российской Федерации зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) в установленном законом порядке. Указанные объекты закреплены на праве оперативного управления, праве постоянного бессрочного пользования за ГУ МЧС России по Тюменской области.
Управлению на праве постоянного (бессрочного) пользования передан находящийся в собственности Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 72:17:0504001:8, площадью 6 499 кв. м, находящийся по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Борки (далее - земельный участок), с расположенным на нем нежилым зданием (складом) кадастровый номер 72:17:0504001:1238, площадью 1 387,3 кв. м с присвоенным адресом: Тюменская область, Тюменский район, с. Борки, ул. Текутьева, д. 10, строение 1 (далее - здание), также находящимся в собственности Российской Федерации и переданным на праве оперативного управления истцу.
В связи с ликвидацией ФГКУ "32 ОФПС по Тюменской области" распоряжением МТУ Росимущества от 12.12.2019 N 72-994-р в оперативное управление истца переданы, в том числе, следующие объекты недвижимости:
- нежилое помещение с кадастровым номером 72:23:0225001:1512, площадью 649,4 кв. м, расположенное по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, 2 км. Старого Тобольского тракта, 4, корпус 3 (далее - помещение 1);
- нежилое помещение с кадастровым номером 72:23:0225001:1511, площадью 20,6 кв. м, расположенное по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, 2 км. Старого Тобольского тракта, 4, корпус 3 (далее - помещение 2).
В связи с ликвидацией ФГКУ "19 ОФПС по Тюменской области" распоряжением МТУ Росимущества от 04.12.2019 N 72-927-р в оперативное управление истца передано, в том числе, нежилое строение с кадастровым номером 72:17:0301001:1052, площадью 714,1 кв. м, расположенное по адресу: Тюменская область, Тюменский район, рп. Винзили, ул. Октябрьская, д. 86 (далее - нежилое строение).
В связи с отсутствием необходимости в использовании указанных выше объектов недвижимости истец обратился в МЧС России с соответствующими запросами о согласовании прекращения вещных прав; со стороны МЧС России такой отказ согласован:
- в отношении земельного участка и здания в с. Борки Тюменского района согласование запрошено письмом Управления от 21.09.2021 N М-227-2522 и получено в письме МЧС России от 26.11.2021 N М-АГ-290;
- в отношении помещения 1 и помещения 2 по адресу: г. Тюмень, 2 км. Старого Тобольского тракта, 4, корпус 3, согласование запрошено письмом Управления от 09.12.2021 N М-227-3317 и получено в письме МЧС России от 24.12.2021 N М-АГ-328;
- в отношении нежилого строения в рп. Винзили Тюменского р-на согласование запрошено письмом Управления от 12.11.2020 N М-227-663 и получено в письме МЧС России от 18.11.2020 N М-АГ-63.
ГУ МЧС России по Тюменской области обратилось к ответчику с заявлениями о прекращении прав на указанное имущество, что подтверждается письмами от 19.01.2022 N ИВ-227-5-47, от 14.01.2022 N ИВ-227-5-19, от 28.11.2020 N ИВ-227-1271.
Истцом по запросу ответчика представлены документы для передачи в центральный аппарат Росимущества, который поручил ответчику изъять спорное имущество в казну, включить его в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, однако имущество изъято не было.
Истец, указывая, что недвижимое имущество является для истца излишним и с 2021 года не используется в его уставной деятельности, а также ссылаясь на бездействие ответчика в отношении принятия спорного имущества в казну Российской Федерации, обратился с иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 209, 216, 235, 236, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), подпункта 5 пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктами 4, 5.2, 5.3, 5.22 Положения N 432 и исходили из наличия у Управления права отказаться от оперативного управления неиспользуемым имуществом и обязанности собственника в лице его уполномоченного территориального органа принять это имущество в казну Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам и примененным нормам права.
В силу пункта 1 статьи 216 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Пунктом 1 статьи 235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
При этом по правилам статьи 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).
На основании приведенных нормативных положений суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 5.3 Положения N 432 Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В соответствии с пунктом 5.22 Положения N 432 Росимущество наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления учреждений.
Согласно пункту 4 названного Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Поскольку спорное имущество находится на территории Тюменской области, контроль за его управлением, распоряжением, использованием по назначению как за федеральной собственностью осуществляется непосредственно МТУ Росимущества.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности Управления, учитывая, что вопрос о прекращении права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования спорными объектами согласован с вышестоящим органом (МЧС России), ввиду того, что доказательства, подтверждающие правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, отсутствуют, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
В силу пунктов 5.14, 6.4, 6.5 Положения "О Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе", утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 23.06.2023 N 131 МТУ Росимущества самостоятельно осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по целевому назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, а также переданного иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; по поручению Агентства территориальный орган, в том числе, закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за федеральными государственными предприятиями, а также производит правомерное изъятие этого имущества, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации; закрепляет находящееся в федеральной собственности движимое и недвижимое имущество на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и федеральными государственными учреждениями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению движимого и недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и федеральными государственными учреждениями.
Таким образом, довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у него соответствующих распорядительных полномочий подлежит отклонению. Выводы судов соответствуют правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, о том, что непринятие в казну имущества, неиспользуемого истцом, со ссылкой на отсутствие на то согласия собственника имущества, противоречит полномочиям управления Росимущества в сфере его деятельности.
Иное толкование норм гражданского права приводило бы к тому, что истец, имея законное право на отказ от имущества, не имел бы фактической возможности реализовать свое право.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств, основания для которой у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу статей 286, 287 АПК РФ.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку заявитель кассационной жалобы в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины и при подаче кассационной жалобы ее не оплачивал, вопрос о распределении данных судебных расходов судом округа не рассматривается.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.02.2024 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 21.05.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-24908/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Донцова |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность требований о передаче в казну объектов недвижимости, находящихся на праве оперативного управления, поскольку истец доказал, что имущество не используется. Суд кассационной инстанции отклонил доводы ответчика о недостаточности полномочий, указав на наличие у истца права на отказ от имущества и обязательства ответчика его принять.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 августа 2024 г. N Ф04-3664/24 по делу N А70-24908/2023