город Омск |
|
21 мая 2024 г. |
Дело N А70-24908/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Воронова Т.А.,
судей Бацман Н.В., Халявина Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3008/2024) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.02.2024 по делу N А70-24908/2023 (судья Кузнецова О.В.),
принятое по иску Главного управления МЧС России по Тюменской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе об обязании принять в состав казны Российской Федерации объекты недвижимого имущества, прекращении права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области (далее - ГУ МЧС России по Тюменской области, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - ответчик, МТУ Росимущества)
- об обязании в месячный срок принять в состав казны Российской Федерации закрепленные за ГУ МЧС России по Тюменской области объекты недвижимого имущества, перечисленные в иске;
- об обязании прекратить право постоянного (бессрочного) пользования и право оперативного управления ГУ МЧС России по Тюменской области на названные объекты.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 14.02.2024 исковые требования удовлетворены.
Суд решил:
1) обязать МТУ Росимущества в месячный срок принять в состав казны Российской Федерации закрепленные за ГУ МЧС России по Тюменской области объекты недвижимого имущества:
- земельный участок с кадастровым номером 72:17:0504001:8, площадью 6499 кв.м., расположенный по адресу: Тюменская обл., Тюменский р-н, с. Борки;
- нежилое здание с кадастровым номером 72:17:0504001:1238, площадью 1387,3 кв.м., расположенным по адресу: Тюменская обл., Тюменский р-он, с. Борки, ул. Текутьева, д. 10, строение 1;
- нежилое помещение с кадастровым номером 72:23:0225001:1512, площадью 649,4 кв.м., расположенное по адресу: Тюменская обл., г. Тюмень, 2 км. Старого Тобольского тракта, 4, корпус 3;
- нежилое помещение с кадастровым номером 72:23:0225001:1511, площадью 20,6 кв.м., расположенное по адресу: Тюменская обл., г. Тюмень, 2 км. Старого Тобольского тракта, 4, корпус 3;
- нежилое строение с кадастровым номером 72:17:0301001:1052, площадью 714,1 кв.м., расположенное по адресу: Тюменская обл., Тюменский р-н, рп. Винзили, ул. Октябрьская, д. 86;
2. Обязать Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе прекратить:
- право постоянного (бессрочного) пользования ГУ МЧС России по Тюменской области на земельный участок с кадастровым номером 72:17:0504001:8, площадью 6499 кв.м., расположенный по адресу: Тюменская обл., Тюменский р-н, с. Борки;
- право оперативного управления ГУ МЧС России по Тюменской области на нежилое здание с кадастровым номером 72:17:0504001:1238, площадью 1387,3 кв.м., расположенным по адресу: Тюменская обл., Тюменский р-он, с. Борки, ул. Текутьева, д. 10, строение 1;
- право оперативного управления ГУ МЧС России по Тюменской области на нежилое помещение с кадастровым номером 72:23:0225001:1512, площадью 649,4 кв.м., расположенное по адресу: Тюменская обл., г. Тюмень, 2 км. Старого Тобольского тракта, 4, корпус 3;
- право оперативного управления ГУ МЧС России по Тюменской области на нежилое помещение с кадастровым номером 72:23:0225001:1511, площадью 20,6 кв.м., расположенное по адресу: Тюменская обл., г. Тюмень, 2 км. Старого Тобольского тракта, 4, корпус 3;
- право оперативного управления ГУ МЧС России по Тюменской области на нежилое строение с кадастровым номером 72:17:0301001:1052, площадью 714,1 кв.м., расположенное по адресу: Тюменская обл., Тюменский р-н, рп. Винзили, ул. Октябрьская, д. 86.
Не согласившись с принятым судебным актом, МТУ Росимущества обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы МТУ Росимущества указывает, что с учетом пункта 4 статьи 214 ГК РФ, Положения об МТУ Росимущества N 131 от 23.06.2023, предусмотрено право без поручения Росимущества на изъятие Межрегиональным территориальным управлением имущества только с одновременным закреплением этого имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями. Ответчиком совершены необходимые действия, направленные на поиск лиц, которым возможно было бы передать имущество, таких лиц выявлено не было; Росимущество поручения на принятия имущества в казну не давало. В настоящее время в соответствии с поручением Росимущества Межрегиональным территориальным управлением прорабатываются вопросы возможности включения имущества в прогнозный план приватизации. Кроме того, Истцом в материалы дела не представлены акт осмотра объектов недвижимости, содержащие сведения о фактическом состоянии имущества.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители надлежаще извещенных сторон в заседание суда апелляционной инстанции не явились; на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 23.06.2023 N 131 (далее - Положение N 131), Межрегиональное территориальное управление (территориальный орган) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа.
В реестре федерального имущества, учет которого возложен на Межрегиональное территориальное управление, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета и контроле за использованием федерального имущества", значатся объекты недвижимого имущества:
- земельный участок с кадастровым номером 72:17:0504001:8 площадью 6499 кв.м., расположенный по адресу: Тюменская обл., Тюменский р-н, с. Борки;
- нежилое здание с кадастровым номером 72:17:0504001:1238, площадью 1387,3 кв.м., расположенным по адресу: Тюменская обл., Тюменский р-он, с. Борки, ул. Текутьева, д. 10, строение 1;
- нежилое помещение с кадастровым номером 72:23:0225001:1512, площадью 649,4 кв.м., расположенное по адресу: Тюменская обл., г. Тюмень, 2 км. Старого Тобольского тракта, 4, корпус 3;
- нежилое помещение с кадастровым номером 72:23:0225001:1511, площадью 20,6 кв.м., расположенное по адресу: Тюменская обл., г. Тюмень, 2 км. Старого Тобольского тракта, 4, корпус 3;
- нежилое строение с кадастровым номером 72:17:0301001:1052, площадью 714,1 кв.м., расположенное по адресу: Тюменская обл., Тюменский р-н, рп. Винзили, ул. Октябрьская, д. 86
Право собственности Российской Федерации зарегистрировано в ЕГРН в установленном законом порядке. Указанные объекты закреплены на праве оперативного управления, праве постоянного бессрочного пользования за ГУ МЧС России по Тюменской области.
Главному управлению МЧС России по Тюменской области на праве постоянного (бессрочного) пользования передан находящийся в собственности РФ земельный участок с кадастровым номером 72:17:0504001:8, площадью 6499 кв.м., расположенный по адресу: Тюменская обл., Тюменский р-н, с. Борки (далее - "Земельный участок"), с расположенным на нем нежилым зданием (складом) кадастровый номер 72:17:0504001:1238, площадью 1387,3 кв.м. с присвоенным адресом: Тюменская обл., Тюменский р-он, с. Борки, ул. Текутьева, д. 10, строение 1 (далее - "Здание"), также находящимся в собственности РФ и переданным на праве оперативного управления истцу.
Как указывает ГУ МЧС России по Тюменской области, обращаясь с иском, истец с 2021 года не использует указанное имущество в соответствии с целями своей уставной деятельности; данные объекты недвижимости являются для истца излишними.
Кроме того, в связи с ликвидацией ФГКУ "32 ОФПС по Тюменской области", Распоряжением МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - "Ответчик") от 12.12.2019 N 72-994-р, кроме прочего, в оперативное управление истца переданы следующие объекты недвижимости:
нежилое помещение с кадастровым номером 72:23:0225001:1512, площадью 649,4 кв.м., расположенное по адресу: Тюменская обл., г. Тюмень, 2 км. Старого Тобольского тракта, 4, корпус 3 (далее - "Помещение 1");
нежилое помещение с кадастровым номером 72:23:0225001:1511, площадью 20,6 кв.м., расположенное по адресу: Тюменская обл., г. Тюмень, 2 км. Старого Тобольского тракта, 4, корпус 3 (далее - "Помещение 2").
Указанное недвижимое имущество также является для истца излишним, в его уставной деятельности не используется с 2021.
В связи с ликвидацией ФГКУ "19 ОФПС по Тюменской области", Распоряжением МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе от 04.12.2019 г. N 72-927-р, кроме прочего, в оперативное управление истца передано нежилое строение с кадастровым номером 72:17:0301001:1052, площадью 714,1 кв.м., расположенное по адресу: Тюменская обл., Тюменский р-н, рп. Винзили, ул. Октябрьская, д. 86 (далее -"Строение").
Данное строение также в уставной деятельности истца более не используется с 2020 г., является для него излишним.
В связи с отсутствием необходимости в использовании указанных выше объектов недвижимости истец обратился в МЧС России с соответствующими запросами о согласовании прекращения вещных прав; со стороны МЧС России такой отказ согласован:
- в отношении Земельного участка и Здания в с. Борки Тюменского р-на: согласование запрошено письмом ГУ МЧС России по Тюменской области от 21.09.2021 г. N М-227-2522, согласование получено в письме МЧС России от 26.11.2021 г. N М-АГ-290;
в отношении Помещения 1 и Помещения 2 по адресу: г. Тюмень, 2 км. Старого Тобольского тракта, 4, корпус 3: согласование запрошено письмом ГУ МЧС России по Тюменской области от 09.12.2021 г. N М-227-3317, согласование получено в письме МЧС России от 24.12.2021 г. N М-АГ-328;
в отношении Строения в рп. Винзили Тюменского р-на: согласование запрошено письмом ГУ МЧС России по Тюменской области от 12.11.2020 г. N М-227-663, согласование получено в письме МЧС России от 18.11.2020 г. N М-АГ-63.
ГУ МЧС России по Тюменской области обращалось к ответчику с заявлениями о прекращении прав на указанное выше излишнее имущество:
в отношении Земельного участка и Здания в с. Борки Тюменского р-на - письмом от 19.01.2022 г. N ИВ-227-5-47;
в отношении Помещения 1 и Помещения 2 по адресу: г. Тюмень, 2 км. Старого Тобольского тракта, 4, корпус 3 - письмом от 14.01.2022 г. N ИВ-227-5-19;
в отношении Строения в рп. Винзили Тюменского р-на - письмом от 28.11.2020 N ИВ-227-1271.
После направления указанных писем стороны вступили в рабочую переписку по данному вопросу. Ответчик изначально запросил от истца документы для предоставления в центральный аппарат Росимущества, запрашиваемые документы были предоставлены истцом. Из дальнейшей переписки следует, что центральный аппарат Росимущества поручил ответчику изъять спорное имущество в казну, включить его в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества.
Между тем, на дату обращения в арбитражный суд имущество изъято не было.
Указывая, что недвижимое имущество является для истца излишним и с 2021 года не используется в его уставной деятельности, а также указывая на бездействие ответчика в отношении принятия спорного имущества в казну Российской Федерации, истец обратился с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, по доводам апелляционной жалобы (пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции"), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества (пункты 1 и 2 статьи 296 ГК РФ).
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).
Лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (статья 236 ГК РФ).
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
На основании пункта 1 статьи 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Таким образом, учитывая положения пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ, статьи 45 ЗК РФ суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ГУ МЧС России по Тюменской области обладает правом на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, а также от расположенного под ним земельного участка, принадлежащего землепользователю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу пунктов 5.2, 5.3, 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности; в отношении имущества федеральных государственных учреждений, иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, в частности закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений.
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Как следует из нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Территориального управления Росимущества, указанные акты не запрещают ему осуществлять изъятие имущества, от которого истцом заявлен отказ.
При этом, неустановление надлежащего лица, заинтересованного в пользовании и владении спорным имуществом, также как и состояние указанного имущества, не отнесены к законным препятствиям для изъятия у Управления, как лица, отказавшегося от права оперативного управления этим имуществом из-за неиспользования его по назначению ввиду ненадобности.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.11.2018 по делу N А46-1490/2018, от 20.01.2021 по делу N А46-9239/2020. Кроме того, данный вывод согласуется с правовой позицией, сформулированной в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.04.2021 N Ф04- 717/2021 по делу N А46-6729/2020, а также соответствует сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637 правовой позиции о том, что непринятие в казну имущества, не используемого истцом, со ссылкой на отсутствие на то согласия собственника имущества, противоречит полномочиям Росимущества в сфере его деятельности.
Из материалов дела следует, что спорные объекты истцом для осуществления его деятельности не используются, на передачу имущества получено согласование МЧС России,
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, бездействие Территориального управления Росимущества, выраженное в непринятии в казну имущества, неиспользуемого ГУ МЧС России по Тюменской области, со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления, а также состояние предложенного к изъятию объекта противоречит приведенному правовому регулированию полномочий в сфере деятельности названного территориального органа.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что истец реализовал свое право на отказ от права оперативного управления спорным имуществом и имеются правовые основания для передачи имущества в казну Российской Федерации.
При этом изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления/постоянного (бессрочного) пользования, является не правом, а обязанностью ответчика, иное толкование норм гражданского права приводило бы к тому, что истец, имея законное право на отказ от имущества, не имел бы фактической возможности реализовать свое право.
Фактическое состояние имущества в данном случае значения для удовлетворения иска не имеет. Также не имеет значения ссылка ответчика на то, что им прорабатываются вопросы возможности включения имущества в прогнозный план приватизации. Передача имущества в казну препятствием к приватизации не является, обязанность содержать имущество до момента приватизации в данном случае не может быть возложена на истца.
Установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления/постоянного (бессрочного) пользования и передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности ГУ МЧС России по Тюменской области, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Доводам и возражениям сторон судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя. МТУ Росимущества от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы освобождено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.02.2024 по делу N А70-24908/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Воронов |
Судьи |
Н.В. Бацман |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-24908/2023
Истец: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ, ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Третье лицо: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области, Скориков Юрий Геннадьевич