г. Тюмень |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А27-15753/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение от 19.01.2024 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Кормилина Ю.Ю.) и постановление от 12.04.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Зайцева О.О., Михайлова А.П.) по делу N А27-15753/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Боровково" (654032, город Новокузнецк, проезд Технический, дом 17, корпус 3, ОГРН 1064238000210, ИНН 4238018467) к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (650000, город Кемерово, улица Ноградская, дом 19а, ОГРН 1024200680723, ИНН 4207052250) об оспаривании действий.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Боровково" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) по актуализации учетных сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду (далее - объект НВОС) "Цех убоя скота" N 32-0142-000118-П в федеральном государственном реестре объектов НВОС в части присвоения ему I категории НВОС и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением от 19.01.2024 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 12.04.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, оспариваемые действия управления не повлекли нарушение прав и законных интересов общества, поскольку последнее имеет возможность обратиться с заявкой об актуализации сведений с целью изменить категорию спорного объекта НВОС; у управления отсутствуют основания, предусмотренные пунктом 51 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 N 830 (далее - Правила N 830), для внесения требуемых обществом изменений в государственный реестр объектов НВОС.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество осуществляет хозяйственную деятельность на объекте НВОС "Цех убоя скота" N 32-0142-000118-П по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, Промышленновский район, село Краснинское; указанный объект поставлен на государственный учет с присвоением I категории НВОС (свидетельство от 14.02.2017 N BCNC3Y26); сведения об объекте были актуализированы - присвоена II категории НВОС в связи с исправлением проектной мощности (свидетельство от 22.09.2020 N EJWG1D6A)
Впоследствии управлением по собственной инициативе произведена корректировка учетных сведений об объекте, присвоена I категория НВОС (выписка из государственного реестра объектов НВОС от 03.04.2023 N 8963766).
Ссылаясь на отсутствие правовых оснований для изменения сведений о категории спорного объекта, общество обратилось в управление с заявлением от 10.08.2023 об устранении нарушения путем указания надлежащих сведений об объекте НВОС (II категория).
Письмом от 22.08.2023 управление сообщило обществу об осуществлении корректировки в связи с изменением критериев отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий и о возможности изменения категории в рамках актуализации сведений об объекте на основании заявления общества.
Не согласившись с действиями управления по изменению категории объекта НВОС, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленное требование, пришли к выводу об отсутствии у управления правовых оснований для корректировки учетных сведений о спорном объекте НВОС.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Статьей 69 Закона об охране окружающей среды предусмотрен учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора (пункт 1). Порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 10).
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 4.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 утверждены Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее - Критерии N 2398).
Согласно пункту 4 статьи 4.2 Закона об охране окружающей среды присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Исходя из положений статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды, пункта 21, Правил N 830 юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, направляют заявку на постановку объекта на государственный учет, заявления, сведения и документы, представляемые для актуализации учетных сведений об объекте, снятия объекта с государственного учета, корректировки сведений об объекте, содержащихся в государственном реестре, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка объекта на государственный учет, актуализация учетных сведений об объекте, снятие объекта с государственного учета и корректировка учетных сведений, содержащихся в государственном реестре, подтверждаются записью в государственном реестре, внесенной территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой безопасности Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 22 Правил N 830).
В соответствии с пунктом 38 Правил N 830 при актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших заявления об актуализации учетных сведений об объекте, сведений, указанных в пункте 6 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации может быть изменена категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или) может быть принято решение об исключении сведений об объекте из федерального государственного реестра или региональных государственных реестров.
Согласно пункту 42 Правил N 830 содержащиеся в государственном реестре учетные сведения об объекте корректируются территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по своей инициативе и (или) по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте, в том числе в случаях изменения критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, со дня вступления в силу изменений критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий вправе подать в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией заявление о корректировке присвоенной объекту категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в связи изменениями критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий (пункт 44 Правил N 830).
В силу пункта 45 Правил N 830 в случае непоступления от юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, заявления, указанного в пункте 44 названных Правил, в течение 3 месяцев со дня вступления в силу изменений критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции:
направляют юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, уведомление о необходимости корректировки категории объекта в связи с изменениями критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий;
по истечении 3 месяцев с даты направления уведомления осуществляют корректировку учетных сведений об объекте, содержащихся в государственном реестре, в целях их приведения в соответствие с изменениями и выдают юридическому лицу, осуществляющему хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, свидетельство о постановке на государственный учет объекта в форме выписки из государственного реестра вместо ранее выданного свидетельства.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что основанием для изменения управлением по собственной инициативе присвоенной спорному объекту НВОС в 2020 году категории (II) послужили факты вступления в законную силу Критериев N 2398 (01.01.2021) и Правил N 830 (01.09.2022); общество, осуществляющее хозяйственную деятельность на объекте НВОС, не обращалось в управление с заявлением, указанным в пункте 44 Правил N 830; управление не направляло обществу уведомление о необходимости корректировки категории объекта.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о несоблюдении управлением процедуры корректировки учетных сведений об объекте НВОС, содержащихся в государственном реестре.
Общество, заявляя о нарушении своих прав и законных интересов, ссылалось на отсутствие правовых оснований для корректировки категории спорного объекта.
В силу подпункта 22 пункта 1 Критериев N 2398 к объектам I категории относятся объекты НВОС по выполнению работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях (за исключением объектов, осуществляющих сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения или в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды).
Объекты по выполнению работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях (в случае осуществления сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения или в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды) относятся к объектам II категории (подпункт 28 пункта 2 Критериев N 2398).
В соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
Согласно пункту 34 Руководства по соблюдению обязательных требований, связанных с государственным учетом объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), утвержденного приказом Росприроднадзора от 17.07.2023 N 338, при осуществлении на объекте НВОС, подключенном к централизованной системе водоснабжения и не подключенном к централизованной системе водоотведения, деятельности по производству пищевых продуктов, а также при выполнении на таком объекте НВОС работ по убою животных объект НВОС может быть отнесен к числу объектов II категории в случаях, если:
1) юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией и осуществляют вывоз сточных вод на очистные сооружения централизованной системы водоотведения собственными силами;
2) юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, не заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией и осуществляют вывоз сточных вод на очистные сооружения централизованной системы водоотведения силами сторонней организации, являющейся организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
При отсутствии иных оснований отнесения объекта НВОС, на котором осуществляется деятельность по производству пищевых продуктов, а также по выполнению работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях, к объектам I категории, категория такого объекта НВОС может быть определена с учетом отсутствия сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, исходя из отведения сточных вод в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона N 416-ФЗ путем их транспортирования в централизованные системы водоотведения при наличии договора водоотведения с гарантирующей организацией либо договора с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией (письмо Роспотребнадзора от 03.07.2024 N АГ-02-02-31/24498).
Как следует из материалов дела и установлено судами, принадлежащий обществу цех убоя скота (площадка) является объектом капитального строительства, не подключенным к централизованной системе водоотведения; 10.01.2023 общество заключило договор водоотведения с гарантирующей организацией (общество с ограниченной ответственностью "Промышленные коммунальные системы") на вывоз и очистку сточных вод; неизменность характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды общества подтверждается справками гарантирующей организации от 01.04.2023 и 01.07.2023; доказательств того, что обществом осуществляются сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения или в водные объекты без использования локальных очистных сооружений, не представлено.
С учетом изложенного суды обоснованно поддержали позицию общества об отсутствии оснований для корректировки категории спорного объекта НВОС со II на I.
Как верно отмечено судами первой и апелляционной инстанций, непредставление обществом заявления, указанного в пункте 44 Правил N 830, являлось его правом, а не обязанностью; отсутствие данного заявления не позволяло управлению по собственной инициативе без направления обществу уведомления внести изменения в учетные сведения об объекте НВОС; более того, в рассматриваемом случае несоблюдение управлением требований пункта 45 Правил N 830 повлекло необоснованную корректировку категории объекта НВОС (цех убоя скота).
Вопреки позиции управления совершение им незаконных действий по внесению изменений в учетные сведения об объекте НВОС, содержащиеся в государственном реестре, не должно влечь для общества негативные последствия в виде необходимости подачи заявки об актуализации сведений и применения в своей хозяйственной деятельности правового регулирования, предусмотренного для владельцев объектов НВОС I категории, в период с 03.04.2023 до момента внесения соответствующих изменений.
Поскольку оспариваемые действия управления не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, суды правомерно удовлетворили заявленное требование.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.01.2024 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 12.04.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-15753/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что действия управления по изменению категории объекта негативного воздействия на окружающую среду были незаконными, так как управление не соблюдало установленную процедуру и не имело правовых оснований для корректировки. Суд первой инстанции и апелляционный суд удовлетворили требование общества, признав действия управления нарушающими его права и законные интересы. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 августа 2024 г. N Ф04-3191/24 по делу N А27-15753/2023
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1591/2024
27.08.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3191/2024
12.04.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1591/2024
19.01.2024 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-15753/2023