г. Тюмень |
|
31 октября 2024 г. |
Дело N А70-24188/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сергеевой Т.А.,
судей Крюковой Л.А.,
Марьинских Г.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы администрации города Тюмени, общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" на решение от 08.04.2024 Арбитражного суда Тюменской области (судья Маркова Н.Л.) и постановление от 13.06.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Краецкая Е.Б., Воронов Т.А., Халявин Е.С.) по делу N А70-24188/2023 по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (625023, Тюменская область, город Тюмень, улица Харьковская, дом 75, корпус 1, офис 301, ИНН 7204205739, ОГРН 1147232024455) к администрации города Тюмени (625036, Тюменская область, город Тюмень, улица Первомайская, дом 20, ИНН 7201001092, ОГРН 1027200865284) о взыскании денежных средств.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области (ИНН 7202187072, ОГРН 1087232026200).
В судебном заседании приняли участие представители: администрации города Тюмени - Денищенко Д.Д. по доверенности от 14.06.2024, общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" - Вихарев Д.А. по доверенности от 08.08.2024.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к администрации города Тюмени (далее - администрация, ответчик) о взыскании стоимости оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2019 по 30.04.2023 в размере 58 487 руб. 70 коп., пени за период с 11.02.2019 по 28.06.2023 в сумме 16 829 руб. 82 коп., с ее последующим взысканием по день фактической оплаты долга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области (далее - третье лицо, департамент).
Решением от 08.04.2024 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 13.06.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен частично: с администрации в пользу общества взыскано 33 180 руб. 69 коп. задолженности, 7 035 руб. 40 коп. пени по состоянию на 28.06.2023, с продолжением ее начисления на сумму долга с 29.06.2023 в размере 1/130 ставки Центрального банка Российской Федерации по день его фактической оплаты.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, общество и администрация обратились в суд округа с самостоятельными кассационными жалобами.
Администрация в своей кассационной жалобе ссылается на то, что отсутствие платежных документов исключало возможность производить оплату за оказанные услуги, в связи с чем имелись основания для уменьшения размера ответственности в порядке статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); требование о взыскании пени по день фактической оплаты долга удовлетворено без учета пункта 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Общество просило отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая при этом лишь на несостоятельность доводов, изложенных в кассационной жалобе ответчика.
Учитывая надлежащее извещение третьего лица о времени и месте судебного заседания, кассационные жалобы согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрены в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель администрации поддержал занимаемую правовую позицию.
Представитель общества возразил против доводов жалобы администрации, заявил об отказе от кассационной жалобы.
Рассмотрев заявление общества об отказе от кассационной жалобы, суд округа считает его подлежащим удовлетворению.
В силу статей 9 и 41 АПК РФ участвующие в деле лица самостоятельно распоряжаются своими процессуальными правами.
Согласно части 1 статьи 282 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции прекращает производство по кассационной жалобе, если после принятия кассационной жалобы к производству суда от лица, ее подавшего, поступило ходатайство об отказе от кассационной жалобы и отказ принят судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ.
По смыслу части 5 статьи 49 АПК РФ отказ заявителя от кассационной жалобы может быть принят судом при условии, если такой отказ не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Установив, что отказ от кассационной жалобы заявлен уполномоченным лицом общества, не противоречит нормам действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд кассационной инстанции считает возможным принять отказ от кассационной жалобы, а производство по ней прекратить применительно к части 1 статьи 282 АПК РФ.
Проверив согласно статьям 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам в пределах доводов, заявленных в кассационной жалобе администрации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС15-17338), суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО в Тюменской области от 27.04.2018, заключенным с департаментом недропользования и экологии Тюменской области, является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности Тюменской области за исключением территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Потенциальные потребители извещены о необходимости заключения договора на обращение ТКО посредством размещения сведений о форме подачи заявки, типовой форме договора и тарифах в режиме свободного доступа на официальном сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://teo.ecotko.ru/.
Обществом в период с 01.01.2019 по 30.04.2023 в отношении жилых помещений, расположенных в городе Тюмени по адресам: улица Фабричная, дом 20А, комната 418;
улица Осипенко, дом 61 квартира 5, комната 8; проезд Шаимский, дом 3, квартира 14, комната 7, дом 5, квартира 10, комната 2; улица 50 лет Октября, дом 33, квартира 418; улица Комбинатская, дом 42А, квартира 228; улица Ставропольская, дом 1В, квартира 422; улица Судостроителей, дом 40, квартиры 600, 626; улица Энергетиков, дом 60, квартира 180, являющихся муниципальной собственностью, региональным оператором оказаны услуги по обращению с ТКО.
В связи с неисполнением администрацией обязанности по оплате оказанных услуг общество, предварительно направив претензию с требованием о погашении образовавшейся задолженности, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 1, 309, 310, 330, 333, 401, 671, 781 ГК РФ, статьей 242.2 БК РФ, статьями 17, 153, 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьями 24.7, 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктом 8(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Законом Тюменской области от 22.06.2017 N 39 "О льготных тарифах", пунктами 60, 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), правовыми позициями, изложенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2016 N 304-ЭС15-3420, от 09.11.2016 N 302-ЭС16-15158, от 01.08.2018 N 310-ЭС18-11026, от 09.06.2021 N 304-ЭС20-16768, исходили из факта оказания обществом услуг по обращению с ТКО в отношении незаселенных жилых помещений муниципального жилищного фонда, обязанности администрации оплатить их с использованием в расчетах льготного тарифа, пропуска срока исковой давности в отношении периода с января 2019 по август 2020, о применении которой заявлено ответчиком, правомерности привлечении администрации к ответственности в виде взыскания пени.
По существу спор разрешен судами правильно.
На основании пункта 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено правило, в соответствии с которым региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание таких услуг является публичным для регионального оператора.
Региональный оператор должен заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, который, в свою очередь, также обязан заключить такой договор с региональным оператором (статья 1, пункты 1, 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут, соответственно, органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
В силу статьи 210 ГК РФ, части 3 статьи 153, части 1 статьи 154, части 7.5 статьи 155, статьи 157.2 ЖК РФ у собственника жилых помещений имеется обязанность по оплате коммунальных услуг, в состав которых включается обращение с ТКО.
Согласно части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности (статья 24.8 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.9 Закона N 89-ФЗ государственное регулирование тарифов в области обращения с ТКО осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 12 статьи 24.9 Закона N 89-ФЗ установлено, что наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в области обращения с ТКО устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на такие льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Тарифы представляют собой регулируемые государством в соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ цены определенных видов ресурсов (товаров, работ, услуг). Цена устанавливается исходя из экономической обоснованности затрат регулируемой организации и доступности ресурсов для потребителей, то есть с соблюдением баланса публичных и частных интересов.
Субъекты, осуществляющие регулируемые виды деятельности, не вправе игнорировать принятые в отношении них уполномоченными органами государственной власти тарифные решения и исчислять стоимость передаваемых ресурсов иным образом, нежели в соответствии с такими решениями.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (пункт 1 статьи 332 ГК РФ).
Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков и представить доказательства того, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив обязанность администрации нести бремя содержания спорных жилых помещений, предназначенных для проживания граждан, отсутствие доказательств перевода их в нежилые, резюмировав в связи с этим, что плата за услуги по обращению с ТКО должна производиться по льготному тарифу, приняв во внимание нарушение администрацией срока исполнения обязанности по оплате услуг, суды первой и апелляционной инстанций пришли к аргументированному выводу о частичном удовлетворении требований о взыскании основного долга и пени в пределах срока исковой давности, не усмотрев оснований к снижению размера ответственности в порядке статьи 333 ГК РФ.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций в рамках конкретного дела, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Суждения администрации о необоснованном взыскании пени в связи с отсутствием платежных документов являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, верно исходивших из того, что невыставление счетов само по себе не является обстоятельством, освобождающим ответчика от оплаты оказанных ему услуг и от предусмотренной законодательством ответственности за неисполнение таковой, поскольку срок оплаты жилищно-коммунальных услуг и возможность начисления пени законодателем не поставлены в зависимость от получения собственником платежных документов.
Вопреки позиции администрации именно на должнике, а не на кредиторе лежит первичная обязанность совершения необходимых действий и принятия разумных мер по исполнению обязательства (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018).
В пункте 81 Постановления N 7 разъяснено, что непредъявление требования о взыскании долга в течение длительного времени после наступления срока исполнения обязательства само по себе не может расцениваться как содействие увеличению размера неустойки.
Таким образом, поскольку срок исполнения обязательства по внесению платы за оказанные услуги по обращению с ТКО является установленным, по истечении указанного срока должник несмотря на отсутствие выставленных к оплате счетов считается просрочившим обязательство, оснований для уменьшения размера неустойки с применением статьи 404 ГК РФ у судов также не имелось.
Доводы ответчика о необоснованном взыскании пени по день фактической оплаты долга, учитывая положения пункта 4 статьи 242.2 БК РФ, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку указанная норма регулирует порядок исполнения судебных актов, а не денежных обязательств.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона. Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункты 8, 9 статьи 161 БК РФ).
Таким образом, в рамках рассматриваемого спора суды правомерно исходили из того, что к денежному обязательству ответчика перед истцом правила статьи 242.2 БК РФ не применяются. Должник обязан исполнить судебный акт в силу статьи 16 АПК РФ.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено. Кассационная жалоба администрации удовлетворению не подлежит.
Согласно требованиям статьи 110 АПК РФ неуплаченная администрацией при обращении в суд кассационной инстанции государственная пошлина в силу наличия у последней льготы, распределению не подлежит.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная обществом за рассмотрение кассационной жалобы, в связи с прекращением производства по его кассационной жалобе подлежит возврату последнему.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 150, 184, 185, 282, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.04.2024 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 13.06.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-24188/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Тюмени - без удовлетворения.
Производство по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" прекратить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 26.07.2024 N 153175.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Сергеева |
Судьи |
Л.А. Крюкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд частично удовлетворил иск о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, признав администрацию города ответственной за оплату. Кассационные жалобы сторон отклонены, так как суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, установив наличие задолженности и правомерность начисления пени.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 октября 2024 г. N Ф04-4301/24 по делу N А70-24188/2023