Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Московское трехстороннее соглашение на 2006 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) (прекратило действие)

Московское трехстороннее соглашение на 2006 год
между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)

ГАРАНТ:

Настоящее Соглашение фактически прекратило действие

См. Московское трехстороннее соглашение на 2007 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)

См. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005 - 2007 гг.

Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы (далее - Правительство), Московская Федерация профсоюзов от лица московских объединений профсоюзов (далее - Профсоюзы), Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) от лица московских объединений промышленников и предпринимателей (далее - Работодатели) заключили Московское трехстороннее соглашение (далее - Соглашение) с целью создания на основе принципов социального партнерства необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности города, развития промышленности и предпринимательства, социальной и правовой защиты работников и жителей города Москвы - граждан России.

Стороны признают необходимым заключение городских отраслевых соглашений, окружных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, административных округах и в организациях, расположенных на территории города Москвы. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.

Стороны, подписавшие Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

Соглашение открыто для присоединения всем заинтересованным объединениям работодателей и профсоюзов, действующим в городе Москве, в порядке, определяемом Законом города Москвы от 22.10.97 N 44 "О социальном партнерстве" (в ред. законов города Москвы от 19.02.2001 N 72, от 16.01.2002 N 3, от 19.05.2004 N 30) (далее - Закон города Москвы N 44).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона г. Москвы N 72 следует читать как "19.12.2001"

С целью обеспечения реализации Соглашения и его дальнейшего развития стороны на основе взаимных консультаций в рамках Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - МТК) вырабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти города Москвы и добиваются их реализации.

Обязательства работодателей принимают на себя также две другие стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции.

Для целей Соглашения стороны договорились считать городским минимумом оплаты труда минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты.

Зафиксированные в ряде пунктов Соглашения суммы бюджетных средств, направляемых на реализацию намеченных мероприятий, включаются в бюджет города Москвы на 2006 год.

Контроль за исполнением Соглашения осуществляется МТК, а также сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности.

Стороны поручают МТК в случае необходимости вносить изменения и дополнения в заключенное Соглашение в установленном порядке.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Соглашению или решений МТК виновная сторона либо виновные лица несут ответственность, предусмотренную федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Стороны обязуются информировать жителей города Москвы о ходе реализации Соглашения и решений МТК через свои средства массовой информации.

 

Соглашение вступает в силу 1 января 2006 г. и действует до вступления в силу нового.

 

1. В области развития отраслей экономики города, предпринимательства, обеспечения занятости населения города стороны обязуются:

1.1. Обеспечить увеличение объемов производства промышленной продукции организациями города не менее чем на 7 процентов по сравнению с предыдущим годом.

1.2. Вырабатывать и реализовывать меры поддержки организаций, предотвращения скупки акций и имущества организаций города с целью их закрытия, перепрофилирования или банкротства, информировать жителей города Москвы о результатах работы в этом направлении.

1.3. В случае угрозы поглощения рекомендовать организациям города обращаться в Управление Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы и незамедлительно информировать МТК.

1.4. В целях сохранения промышленного потенциала города, недопущения сокращения числа рабочих мест в производственных отраслях экономики осуществлять перебазирование действующих производственных организаций при условии их обеспечения земельными участками либо производственными помещениями на территории города Москвы для ввода в эксплуатацию вновь создаваемых рабочих мест и модернизированных производственных мощностей.

1.5. Перебазирование, реформирование, ликвидацию организаций, расположенных на территории города Москвы, и реабилитацию освобождаемых территорий осуществлять только на основании решения Городской комиссии по перебазированию, реформированию, ликвидации предприятий и организаций, расположенных на территории города Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий.

1.6. Осуществлять контроль за соблюдением законодательства в области трудовых отношений при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации.

1.7. В ходе реализации программных мероприятий по финансовому оздоровлению социально значимых организаций науки и промышленности в рамках Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004 - 2006 гг. участвовать в разработке и внедрении механизмов по финансовому оздоровлению организаций, предупреждению банкротств, в том числе преднамеренных и фиктивных.

1.8. Осуществлять необходимые действия по реализации мероприятий Программы содействия занятости населения г. Москвы на 2006 - 2008 годы. С учетом ситуации на рынке труда разработать предложения по ее корректировке на 2007 год.

1.9. Обеспечить участие профсоюзов и работодателей в определении направлений и эффективности расходования средств, направляемых на обеспечение занятости и развитие профессионального образования в городе Москве.

1.10. Оказывать содействие в трудоустройстве жителей Москвы с ограниченными возможностями здоровья после окончания общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

1.11. В целях содействия в трудоустройстве инвалидов и категорий молодежи, указанных в Программе содействия занятости населения г. Москвы на 2006 - 2008 годы, взаимодействовать с общественными организациями инвалидов, молодежи и организациями, занимающимися вопросами трудоустройства граждан.

1.12. Совершенствовать и развивать систему профессиональной ориентации среди учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального и среднего профессионального образования.

1.13. Проводить согласованную политику социально-трудовой адаптации молодежи, обеспечить координацию деятельности заинтересованных структур по содействию занятости несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе находящихся в социальных приютах. Обеспечить организацию оздоровления и занятости подростков в лагерях труда и отдыха, поддерживать движение трудовых объединений молодежи.

1.14. Содействовать созданию системы организационных, правовых и экономических мер по формированию и реализации эффективной политики подбора, подготовки и сохранения квалифицированных кадров, а также повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

1.15. Разработать предложения по защите прав работников заемного труда.

1.16. Организовывать совместные городские информационно-разъяснительные кампании и акции, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий), по информированию населения о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства и профобучения, проводить социологические исследования и опросы населения в сфере занятости. Активно привлекать городские средства массовой информации к информационному обеспечению реализации городской государственной политики занятости.

1.17. В случае осложнения ситуации на рынке труда, связанной с угрозой массовых увольнений работников, разработать совместно с уполномоченным федеральным органом по труду и занятости мероприятия по предупреждению массовых увольнений, поддержке и обеспечению дополнительных гарантий занятости увольняемым работникам и принять меры по их реализации.

1.18. Обеспечить эффективную работу Координационного комитета содействия занятости населения города Москвы.

1.19. На основе информации, предоставляемой уполномоченным федеральным органом по труду и занятости, ежемесячно публиковать в газетах "Тверская, 13", "Биржа труда", "Солидарность", "Содружество", "Московская промышленная газета", "Московская перспектива" данные о состоянии рынка труда и безработицы, о возможностях трудоустройства и профессионального обучения.

1.20. В целях повышения престижа массовых профессий и содействия повышению квалификации работников провести в марте - августе 2006 года городской конкурс профессионального мастерства "Московские мастера".

1.21. Проводить согласованную политику в области регулирования трудовой миграции.

1.22. Осуществлять поддержку и долевое финансирование в установленном порядке деятельности специализированных учреждений, действующих на рынке труда, имеющих в составе учредителей органы исполнительной власти города Москвы, объединения профсоюзов и объединения работодателей

Правительство и Работодатели:

1.23. С целью сохранения промышленного потенциала города разработать соответствующие организационно-методические документы, необходимые для выполнения постановления Правительства Москвы от 20 января 2004 г. N 13-ПП "О мерах по совершенствованию земельно-имущественных отношений с предприятиями и организациями, осуществляющими производственную деятельность в городе Москве".

1.24. В рамках Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004 - 2006 гг. провести три специализированные выставки товаров организаций, осуществляющих производство на территории города Москвы.

1.25. В рамках Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004 - 2006 гг. продолжить работу по созданию товаропроводящей сети "Товары Отечества", "Московские товары".

1.26. Разработать программу мероприятий по адаптации организаций, действующих на территории города Москвы, к условиям хозяйствования при возможном вступлении России во Всемирную торговую организацию.

1.27. Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) совместно с Департаментом науки и промышленной политики города Москвы и префектурами административных округов города Москвы разработать концепцию по расширению участия московских организаций в обслуживании жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.

1.28. Не допустить роста уровня регистрируемой безработицы выше 0,8 процента от экономически активного населения города, по методологии Международной организации труда не выше 1,9 процента.

1.29. В целях обеспечения дополнительных условий занятости, в первую очередь граждан, испытывающих трудности в поиске работы, способствовать проведению оплачиваемых общественных работ и временному трудоустройству безработных граждан в организациях города.

1.30. Продолжить работу по созданию и организации обучения в учебных (ресурсных) центрах Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей), предусмотрев финансирование в рамках программных мероприятий по развитию системы подготовки и переподготовки кадров Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004 - 2006 гг.

1.31. Организовать совместно с Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей) в рамках программы "Электронная Москва" мониторинг возможностей московских организаций по выпуску продукции, выполнению работ и услуг, востребованных в жилищно-коммунальном хозяйстве города Москвы.

1.32. Разработать совместно с уполномоченным федеральным органом по труду и занятости проекты организационно-методических документов, определяющих процедуру добровольной сертификации качества услуг, оказываемых гражданам в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и работодателям - в подборе персонала при участии Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей).

Правительство:

1.33. С целью расширения возможностей участия организаций в конкурсе на получение городского заказа направлять в Московскую Конфедерацию промышленников и предпринимателей (работодателей) сводный реестр продукции, закупка которой будет осуществляться в следующем году по городскому государственному заказу в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 17 июля 2003 г. N 1259-РП "О мерах по упорядочению системы формирования, размещения и исполнения городских государственных заказов", а также перечень объектов социальной сферы, подлежащих капитальному ремонту и реконструкции в текущем году.

1.34. Оказывать содействие организациям, продукция которых произведена на территории города Москвы, и учреждениям начального и среднего профессионального образования в проведении рекламно-информационных кампаний на льготных условиях в соответствии с городским и федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы, а также программой "Московское качество". Продолжить практику освобождения организаций, осуществляющих производство товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории города Москвы, от оплаты за право размещения средств наружной рекламы своей продукции на зданиях и сооружениях города Москвы, принадлежащих организациям, на праве аренды или хозяйственного ведения и по представлению (заявке) Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей).

1.35. Ежеквартально предоставлять сторонам социального партнерства информацию о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства в отношении предприятий и организаций, в капитале которых имеется доля (вклад) города Москвы, социально или экономически важных для города Москвы организаций.

1.36. Городской комиссии по перебазированию, реформированию, ликвидации предприятий и организаций, расположенных на территории города Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий предоставлять по запросам Профсоюзов и Работодателей информацию о планах перебазирования, реформирования, ликвидации организаций и реабилитации освобождаемых территорий.

1.37. При реализации государственных городских целевых программ обеспечивать создание и сохранение рабочих мест для жителей города Москвы.

1.38. При рассмотрении проектов работодателей, предусматривающих создание, сохранение (модернизацию) рабочих мест за счет средств целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве, учитывать участие организаций в системе социального партнерства и реализацию ими обязательств по Московскому трехстороннему соглашению.

1.39. В установленном порядке оказывать организационную, техническую и финансовую поддержку организациям, проводящим работу по привлечению молодежи к научно-техническому творчеству.

1.40. Предоставлять Профсоюзам и Работодателям ежемесячно - текущую и ежеквартально - аналитическую информацию о состоянии рынка труда и составе безработных, два раза в год - информацию о выполнении Программы содействия занятости населения г. Москвы на 2006 - 2008 годы.

Работодатели:

1.41. Не допускать массового увольнения работников. Критериями массового увольнения считать показатели численности увольняемых работников за определенный период времени: увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек; сокращение численности или штата работников организации в количестве: - 50 и более человек в течение 30 календарных дней; - 200 и более человек в течение 60 календарных дней; - 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

1.42. В случае угрозы массового увольнения информировать Профсоюзы, уполномоченный федеральный орган по труду и занятости не менее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и совместно разработать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка приема работников на работу, перевод на режим неполного рабочего времени и др.).

1.43. В соответствии с коллективными договорами и соглашениями предоставлять работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности и (или) штата работников, возможность переобучения новым профессиям, а также оплачиваемое время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора.

1 44. Представлять в уполномоченный федеральный орган по труду и занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и о потребности в создании новых (дополнительных) рабочих мест.

1.45. В целях сохранения в городе Москве созданной социальными партнерами системы создания дополнительных рабочих мест для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 3 Закона города Москвы от 22 декабря 2004 года N 90 "О квотировании рабочих мест", стороны договорились, до внесения изменений в действующее федеральное законодательство и законодательство города Москвы по вопросу квотирования рабочих мест# Работодатель вправе добровольно ежемесячно вносить в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест города Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты.

1.46. Заключать договоры по подготовке квалифицированных кадров с учреждениями начального и среднего профессионального образования и обеспечивать условия для проведения производственной практики.

1.47. Оформление заявки на использование иностранной рабочей силы в пределах установленной квоты осуществлять с учетом мнения профсоюзной организации.

1.48. Проводить обучение руководителей и специалистов организаций по вопросам, связанным с работой в рамках правил деятельности Всемирной торговой организации, внедрения систем качества.

Работодатели и Профсоюзы:

1.49. Предусмотреть в коллективных договорах и соглашениях проведение и обеспечение финансирования в размере не менее 2 процентов от прибыли мероприятий, направленных на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест, повышение квалификации и рост профессионального мастерства кадров, переподготовку увольняемых работников до наступления срока расторжения трудового договора, предоставление им льгот и компенсаций, дополнительных к установленным законодательством.

Профсоюзы:

1.50. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малообеспеченным гражданам по вопросам занятости, охраны труда, трудового законодательства.

1.51. Через Фонд содействия занятости и охраны труда "СТОЛИЦА" Московской Федерации профсоюзов участвовать в трудоустройстве ищущих работу граждан и обучении по вопросам охраны труда отдельных категорий работников.

2. В области регулирования оплаты труда и создания благоприятных условий труда в организациях города стороны обязуются:

2.1. Установить городской минимум оплаты труда, включающий тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также ежемесячные премии и другие выплаты с 1 мая 2006 г. 4100 рублей и с 1 сентября 2006 г. 4900 рублей.

ГАРАНТ:

См. Справку о размере минимальной заработной платы в г. Москве

2.2. Довести городской минимум оплаты труда в 2006 году (в соответствии с решением МТК от 21 октября 2003 г.) не менее чем до 85 процентов от величины прожиточного минимума трудоспособного населения, устанавливаемого постановлением Правительства Москвы.

2.3. Публиковать в газетах "Тверская, 13", "Солидарность", "Московская промышленная газета", окружных СМИ списки организаций, где заработная плата ниже городского минимума оплаты труда.

2.4. Ежеквартально определять величину прожиточного минимума по городу Москве в законодательно установленном порядке, а также по методике Московской трехсторонней комиссии и публиковать его в газетах "Тверская, 13", "Солидарность", "Содружество", "Московская промышленная газета", освещать на каналах ОАО "ТВ - Центр" и ОАО "ГТК "ТВ - Столица".

2.5. Обеспечить в рамках рабочей группы Правительства Москвы и рабочих групп при соответствующих комплексах городского управления города Москвы и окружных рабочих групп, созданных в целях принятия оперативных мер по ликвидации задолженности по выплате заработной платы, реализацию мероприятий по погашению и предупреждению появления задолженности по заработной плате перед работниками организаций, расположенных на территории города Москвы.

ГАРАНТ:

Согласно распоряжению Правительства Москвы от 24 мая 2006 г. N 867-РП рассмотрение вопросов по организации работы предприятий и организаций г. Москвы, имеющих задолженность по выплате заработной платы 500000 руб. и более, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или среднеотраслевого уровня осуществляет Межведомственная комиссия Правительства Москвы по взаимодействию органов государственной власти г. Москвы, федеральных органов государственной власти, предприятий и организаций г. Москвы по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов

 

2.6. При разработке проектов городских целевых программ, при выполнении мероприятий которых обязательно соблюдение правил охраны труда, и программ социально-экономического развития административных округов города Москвы включать в них мероприятия по обеспечению техники безопасности и охране труда.

ГАРАНТ:

О Городской программе по охране труда на 2005-2007 гг. см. постановление Правительства Москвы от 8 февраля 2005 г. N 55-ПП

 

2.7. Развивать взаимодействие с федеральными органами государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения трудового, санитарного, природоохранного законодательства и законодательства об охране труда в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы.

2.8. Продолжить обучение представителей общественных объединений, организаций и органов исполнительной власти города Москвы, занимающихся вопросами охраны труда и обеспечения экологической безопасности.

2.9. Провести городской смотр-конкурс на лучшую организацию работы в области охраны труда в городе Москве.

Правительство:

2.10. Увеличить фонд оплаты труда работников государственных учреждений, оплачиваемых по Единой тарифной сетке в среднем на 40 процентов к уровню 2005 года, установив тарифную ставку первого разряда в размере 2200 руб. в месяц с 1 мая 2006 г. и 2530 руб. в месяц - с 1 сентября 2006 г.

2.11. Мероприятия по охране труда в бюджетных организациях города осуществлять за счет средств, выделяемых на их содержание, и фиксировать фактические расходы на эти цели.

2.12. Обеспечить функционирование в территориальных центрах развития малого предпринимательства уголков (кабинетов) для консультаций предпринимателей по вопросам охраны труда.

2.13. Разработать комплекс мероприятий по управлению охраной труда в организациях малого предпринимательства города Москвы.

2.14. Обеспечить в рамках Городской целевой программы "Электронная Москва" внедрение подпрограммы "Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в охране труда".

2.15. Предоставлять сторонам социального партнерства информационно-аналитическую записку о состоянии социально-трудовой сферы города Москвы.

2.16. Обеспечить методическими материалами по вопросам охраны труда субъекты управления охраной труда в городе Москве.

2.17. Для обеспечения эффективного функционирования Системы государственного управления охраной труда ввести в первом полугодии в штатные расписания должности специалистов, осуществляющих деятельность по охране труда, в пределах установленной численности и фонда оплаты труда, а также ассигнований, предусмотренных в бюджете города Москвы.

2.18. Содействовать организации статистического наблюдения уполномоченным органом по статистике за состоянием условий труда и производственного травматизма в субъектах малого предпринимательства.

2.19. Содействовать внедрению в городе Москве системы социальной рекламы (наглядной агитации) - по вопросам охраны труда, в том числе в средствах массовой информации и на телевидении

Правительство и Работодатели:

2.20. Обеспечить выполнение промышленными организациями и иными хозяйствующими субъектами санитарно-противоэпидемических требований экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности, включая транспортировку, обезвреживание и переработку промышленных и бытовых отходов.

2.21. Обеспечить организацию и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификацию работ по охране труда, в том числе в бюджетных организациях города Москвы.

Работодатели и Профсоюзы:

2.22. В коллективных договорах и соглашениях определять денежную компенсацию за задержку выплат в размере не ниже одной двухсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

2.23. Предусмотреть в коллективных договорах положение о признании времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней - простоем по вине Работодателя, если работник в письменной форме известил Работодателя о начале приостановки работы, и оплачивать его в размере не менее 2/3 средней заработной платы.

2.24. Предусмотреть в коллективных договорах и соглашениях положения о необходимости поддержания тарифной части заработка на уровне не ниже двух третей от общего его размера.

2.25. Предусмотреть в коллективных договорах предоставление оплачиваемого времени уполномоченным профсоюзных комитетов и комиссий для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю условий и охраны труда.

2.26. Предусмотреть в коллективных договорах выплату пособия по временной нетрудоспособности за первые два дня нетрудоспособности работника в связи с его заболеванием или травмой (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) из средств Работодателя в размере среднемесячного заработка.

Работодатели:

2.27. Обеспечить выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и выполнившим норму труда, в размере не ниже величины городского минимума оплаты труда, установленного Московским трехсторонним соглашением. Разрабатывать совместно с Профсоюзами меры по ее поэтапному повышению до величины прожиточного минимума, устанавливаемого постановлением Правительства Москвы.

2.28. Не допускать задержек выплаты заработной платы работникам.

2.29. Обеспечить условия для осуществления контроля государственными и профсоюзными органами за соблюдением трудового законодательства и нормативных актов по вопросам оплаты труда, охраны труда и экологической безопасности.

2.30. Своевременно информировать отраслевые и территориальные органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления и соответствующие профсоюзные органы о групповых и тяжелых несчастных случаях, несчастных случаях со смертельным исходом, происшедших на производстве, а также об экологических происшествиях, повлекших нанесение ущерба окружающей среде.

2.31. Обеспечить затраты на мероприятия по охране труда в расчете на каждого работника в размере не менее годовой суммы минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.

2.32. Предоставлять в Мосгорстат статистическую отчетность по условиям труда и производственному травматизму независимо от форм собственности организаций.

2.33. Предоставлять в соответствии с коллективными договорами и соглашениями дополнительные к установленным законодательством компенсации работникам, если они заняты на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

2.34. Обеспечить организацию горячего, лечебно-профилактического питания работников организаций, в том числе льготного и бесплатного, в объемах, предусмотренных нормами, нормативами и коллективными договорами.

2.35. Включать представителей профсоюзных органов, технических инспекций труда профсоюзов в комиссии, принимающие вновь вводимые в эксплуатацию и реконструируемые производственные объекты, и объекты социальной сферы.

2.36. Обеспечить безвозмездное предоставление услуг переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков) глухим, работающим в организациях, где их численность составляет более 15 человек.

Профсоюзы:

2.37. Осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по труду силами правовых и технических инспекторов труда профсоюзов, уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов.

3. В области создания необходимых социальных условий жизни горожан и поддержания ее уровня стороны обязуются:

3.1. Проводить согласованную политику в области охраны окружающей среды, развития культуры, спорта, туризма, молодежной сферы, организации детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов города.

3.2. В установленном порядке принимать долевое участие в финансировании ведомственных организаций и учреждений культуры и спорта, спортивных сооружений, культурно-досуговых и физкультурно-спортивных организаций и центров, работающих с детьми и подростками, а также учащимися учреждений профессионального образования.

3.3. Принимать меры по сохранению детских загородных оздоровительных лагерей организаций всех форм собственности и принять долевое участие в их финансировании на уровне, не ниже достигнутого в 2005 году.

3.4. Разработать и реализовать меры по развитию сети городских и загородных лагерей труда и отдыха.

3.5. В установленном порядке принимать долевое участие в финансировании культурно-массовых, спортивных мероприятий, проводимых для москвичей на базе клубных учреждений, спортивных сооружений организаций, учреждений дополнительного и профессионального образования.

3.6. Осуществлять контроль за санитарно-эпидемиологической и противопожарной обстановкой, обеспечением безопасности пребывания детей и подростков в детских загородных оздоровительных лагерях. Приемку детских оздоровительных лагерей осуществлять с участием технической инспекции труда Московской Федерации профсоюзов и отраслевых профсоюзов.

3.7. Оказывать организационно-методическую помощь клубным и спортивным учреждениям, библиотекам, детским оздоровительным лагерям организаций города.

3.8. Оказывать содействие в развитии в городе системы негосударственного пенсионного обеспечения.

Правительство:

3 9. Обеспечить взаимодействие с социальными партнерами при подготовке проектов законов и других правовых актов города Москвы, направленных на сохранение уровня социальной защищенности и рост уровня жизни жителей города.

3.10. Формирование социальных статей бюджета города Москвы осуществлять с учетом мнения Профсоюзов и Работодателей.

3.11. Сохранить в 2006 году за счет средств бюджета города Москвы предоставление мер социальной поддержки ветеранов и инвалидов с учетом разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3.12. Продолжить работу по развитию сети аккредитованных социальных магазинов для торгового обслуживания лиц льготных категорий с предоставлением 10% скидки на социально значимые товары, а также разработку системы персонального учета льгот, предоставляемых предприятиями потребительского рынка и услуг, в том числе с использованием "Социальной карты москвича".

3.13. Сохранить с учетом разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации гарантированные виды бесплатной медицинской помощи населению города. Не допускать закрытия, перепрофилирования и передачи организациям помещений медицинских, детских дошкольных и школьных учреждений под другие цели.

3.14. Выделять в установленном порядке средства на приобретение санаторно-курортных путевок "Мать и дитя" для родителей с детьми из малообеспеченных семей.

3.15. Предусмотреть средства в бюджете города Москвы на выплату единовременного пособия молодой семье на рождение: 1-го ребенка - в 5-кратном размере прожиточного минимума, 2-го ребенка - в 7-кратном размере, 3-го и последующих детей - в 10-кратном размере;

3.16. Осуществлять бесплатное и льготное питание учащихся 1 - 4-х классов общеобразовательных школ и детей из малообеспеченных семей.

3.17. Продолжить выплату городских компенсационных выплат на детей до 3 лет отдельным категориям населения на возмещение роста стоимости продуктов питания.

3.18. Не допускать изменения целевого назначения нежилых помещений, находящихся в городской собственности, переданных в аренду для продажи товаров повседневного спроса и продуктов питания.

3.19. Сохранить действующие доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам до "социальной нормы".

3.20. Обеспечить бесплатным горячим питанием пенсионеров, инвалидов и детей из малообеспеченных семей в отделениях дневного пребывания центров социального обслуживания всех типов и оказание им продуктовой и вещевой помощи в объеме не ниже уровня 2005 года.

3.21. Сохранить для пенсионеров, детей-сирот, детей из многодетных семей и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатный проезд, для школьников, учащихся учреждений начального профессионального образования и студентов дневной формы обучения среднего и высшего профессионального образования, обучающихся в государственных учебных заведениях и аккредитованных негосударственных вузах - льготный проезд в городском транспорте.

3.22. Сохранить дотирование из городского бюджета расходов, связанных с эксплуатацией жилищного фонда, поставкой тепловой энергии для населения, содержанием городского транспорта.

3.23. Обеспечить установку общедомовых приборов учета энергоресурсов в многоквартирных домах, в которых созданы товарищества собственников жилья и другие объединения собственников, а также финансирование расходов объединений собственников по содержанию и ремонту жилищного фонда на условиях, установленных законодательством города Москвы.

3.24. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства города осуществлять с учетом мнения сторон социального партнерства города.

3.25. Изменение цены за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда и платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также тарифов на коммунальные услуги, оказываемые населению, производить не чаще чем 1 раз в год, если иное не вызывается принятием федеральных нормативных правовых актов. Информировать социальных партнеров о готовящихся решениях до их принятия.

3.26. Осуществить жилищное строительство для выполнения городских жилищных программ не менее 1600 тыс. кв. метров, в том числе 400 тыс. кв. метров для обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1000 тыс. кв. метров для переселений по программе реконструкции пятиэтажного и ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда и не менее 200 тыс. кв. метров для реализации программы "Молодой семье - доступное жилье". Переселение москвичей из жилых домов, подлежащих сносу, капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и реновации, осуществлять в границах района проживания при комплексной реконструкции районов, за исключением проживающих в Центральном и Зеленоградском административных округах, где переселение осуществлять в границах этих административных округов.

3.27. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2006 год ассигнования на предоставление субсидий для приобретения или строительства жилых помещений для очередников по месту жительства с выделением на эти цели не менее 1 500 000 000 рублей.

3.28. Предусмотреть выделение бюджетным организациям городского хозяйства для обеспечения работников, являющихся очередниками по месту работы и месту жительства, жилой площади по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа, а также в случае согласия очередников - с использованием ипотечного жилищного кредитования.

3.29. Продолжить работу по ликвидации общежитий квартирной планировки путем перевода их в жилищный фонд города.

3.30. Осуществлять прием ведомственного жилищного фонда и объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

3.31. Предусмотреть выделение по договорам аренды жилой площади бюджетным организациям для укомплектования специалистами школ и поликлиник новостроек в районах массовой жилой застройки.

3.32. Предусмотреть по действующим договорам аренды земельных участков или при их пролонгации, переоформлении, а также при предоставлении новых земельных участков для размещения профсоюзных организаций, санаторно-курортных, детских оздоровительных, образовательных организаций, а также организаций культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, туризма, находящихся в собственности профсоюзов, либо финансируемых за счет профсоюзов в полном объеме, ставку арендной платы в размере 30 процентов от базовой ставки за земельные участки, используемые профсоюзами или их организациями по целевому назначению.

3.33. По вновь оформляемым договорам аренды передавать объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города Москвы, на льготных условиях в соответствии с приоритетными видами использования согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Москвы. По действующим договорам рассчитывать ставку арендной платы по действующей методике в соответствии с корректирующими коэффициентами, установленными Правительством Москвы для категорий арендаторов, которым ставка арендной платы устанавливается в особом порядке с учетом ограничения роста ставок арендной платы.

3.34. Обеспечить частичное возмещение эксплуатационных затрат на содержание спортивных сооружений организациям спортивного профиля города Москвы, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, по энергоресурсам, водоснабжению согласно Закону города Москвы от 26 июня 1996 г. N 20 "О физической культуре и спорте" на основании решений постоянно действующей комиссии с участием профсоюзов, утвержденного порядка возмещения и перечня спортивных организаций.

3.35. Предусмотреть в соответствии с окружными соглашениями возможность выделения средств из целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы на оказание помощи коллективам детского и юношеского самодеятельного художественного и технического творчества, детско-юношеским спортивным школам, работу с детьми и молодежью, осуществляемую организациями культуры и спорта, в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в бюджете города Москвы на 2006 год.

3.36. Осуществлять в установленном порядке организационную и финансовую помощь Московскому городскому центральному туристическому клубу, Ассоциации МГКС ДСО профсоюзов, Городскому спортивному клубу "Буревестник", Городскому физкультурно-спортивному клубу инвалидов в проведении физкультурно-спортивных мероприятий.

3.37. Осуществлять в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 9 ноября 2004 г. N 773-ПП "О включении Правительства Москвы в лице Комитета физической культуры и спорта города Москвы в состав учредителей Негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования "Центральная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва профсоюзов" долевое финансирование Негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования "Центральная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва профсоюзов" в пределах средств, предусмотренных Москомспорту в бюджете города Москвы на 2006 год.

3.38. Продолжить выплату студентам высших учебных заведений грантов Правительства Москвы и ежемесячных дотаций остро нуждающимся студентам в объеме не ниже уровня 2005 года.

ГАРАНТ:

Распоряжением Правительства Москвы от 15 сентября 2006 г. N 1827-РП с 1 сентября 2006 г. размер ежемесячных дотаций остро нуждающимся студентам вузов увеличен с 350 до 400 рублей, выплачиваемых в соответствии с пунктом 44.2 раздела 2 Комплексной программы мер социальной защиты жителей г. Москвы на 2006 г.

 

3.39. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2006 год средства на организацию оздоровительных мероприятий для детей и подростков, в том числе в загородных оздоровительных лагерях, в профильных городских и выездных лагерях и лагерях труда и отдыха в период летних и зимних школьных каникул.

3.40. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2006 год средства на организацию летнего и зимнего отдыха и оздоровления студентов дневных отделений государственных высших учебных заведений в пределах выделенных Комитету по делам семьи и молодежи города Москвы на реализацию социальных программ финансовых средств.

3.41. Сохранить не ниже достигнутого в 2005 году количества бесплатных и льготных путевок в загородные детские оздоровительные лагеря для детей, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке.

3.42. Осуществлять бесплатные перевозки организованных групп детей в каникулярный период на городском транспорте.

3.43. Предусмотреть в бюджете города Москвы 420 млн. рублей на приобретение в установленном порядке земель в Московской области под коллективное садоводство льготных категорий москвичей и затраты по развитию инфраструктуры районов в местах размещения садоводческих некоммерческих объединений.

3.44. Способствовать совершенствованию функционирования элементов экологического мониторинга по отдельным природным средам, радиоэкологического мониторинга окружающей природной среды города и продолжить формирование единой городской системы экологического мониторинга.

Правительство и Работодатели:

3.45. Принимать меры по сохранению социально-культурных объектов организаций всех форм собственности, осуществляющих образовательную, спортивную, оздоровительную, культурно-досуговую деятельность, обеспечивающих детский и семейный отдых москвичей.

Правительство и Профсоюзы:

3.46. Обеспечить участие профсоюзов в реализации городских целевых комплексных программ "Молодежь Москвы (2004 - 2006 гг.)","Спорт Москвы (2004 - 2006 гг.)" и "Культура Москвы (2005 - 2007 гг.)".

3.47. Осуществлять контроль за реализацией мероприятий по обеспечению отдыха детей в оздоровительных организациях.

3.48. Организовать Новогодние представления для детей и подростков в дни зимних школьных каникул 2006 - 2007 гг. в Государственном Кремлевском Дворце и осуществить их финансирование на долевых началах.

3.49. Обеспечить деятельность детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) профсоюзов и организаций города Москвы с сохранением контингента занимающихся не ниже уровня 2005 года.

Работодатели и Профсоюзы:

3.50. Осуществлять постоянный контроль за расходованием средств социального страхования через своих представителей в комиссиях по социальному страхованию.

3.51. Предусмотреть в коллективных договорах и соглашениях контроль со стороны профсоюзной организации за своевременным и в полном объеме перечислением Работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

3.52. Предусмотреть при заключении коллективных договоров выделение финансовых средств, образовавшихся в результате снижения единого социального налога, на оплату санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей.

3.53. Предоставлять льготные путевки на санаторно-курортное лечение работникам организаций на основании списков, согласованных с профсоюзными комитетами этих организаций.

3.54. Предусмотреть в коллективных договорах мероприятия по аккумулированию финансовых средств на приобретение жилой площади для улучшения жилищных условий работников, содержание объектов социальной сферы.

3.55. Предусмотреть в коллективных договорах мероприятия по сохранению объемов услуг, оказываемых культурно-просветительными учреждениями и спортивными сооружениями, столовыми, другими оздоровительными, социально-бытовыми объектами организаций, с учетом действующих норм и фактической численности работающих и поддержанию на должном уровне их технического состояния.

3.56. Предусмотреть в коллективных договорах введение в организациях штатных единиц инструкторов-методистов по физической культуре и их взаимодействие со специалистами управ районов по физкультурно-спортивной работе.

3.57. Предусмотреть в коллективных договорах и соглашениях отчисление средств на дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное медицинское страхование работающих и членов их семей.

Профсоюзы:

3.58. Организовать обучение директоров детских загородных оздоровительных лагерей организаций города.

Работодатели:

3.59. Обеспечить своевременное (в течение 10 дней) предоставление информации органам социальной защиты населения о приеме на работу пенсионеров в целях эффективного и целевого использования средств городского бюджета.

3.60. Включать мероприятия по обеспечению безопасности детских оздоровительных лагерей в годовые планы предупредительного ремонта организаций.

4. В области обеспечения конструктивного взаимодействия и социального партнерства стороны обязуются:

4.1. Принимать решения по вопросам и проблемам, включенным в Соглашение, после консультаций на уровне Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

4.2. Официально информировать друг друга о принимаемых решениях и правовых актах по проблемам, включенным в Соглашение, другим социально-экономическим вопросам.

4.3. Взаимно обеспечивать представителям сторон возможность принимать участие на всех уровнях в рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов.

4.4. Оказывать практическое и методическое содействие заключению городских отраслевых и окружных соглашений, коллективных договоров в организациях города.

4.5. Обеспечить заключение на согласованных условиях и уведомительную регистрацию в установленном порядке коллективных договоров.

4.6. Способствовать предотвращению и разрешению коллективных трудовых споров.

4.7. Оказывать содействие в работе Учреждению "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров", Московскому городскому правовому центру "Защита", Фонду содействия занятости и охраны труда "СТОЛИЦА" Московской Федерации профсоюзов в деятельности по пропаганде трудового законодательства, законодательства о занятости и законодательства об охране труда в средствах массовой информации (включая окружные и городские) и объектах наружной рекламы на условиях социальной рекламы.

4.8. В случае возникновения коллективных трудовых споров по вопросам Соглашения обращаться в Учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" и выполнять его рекомендации.

4.9. Рекомендовать включение в коллективные договоры и отраслевые соглашения положений о передаче в случае возникновения коллективного трудового спора его рассмотрение в Учреждении "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" и выполнять его рекомендации.

4.10. Проводить в Московском городском правовом центре "Защита" бесплатные юридические консультации по трудовому законодательству, законодательству о занятости для населения города Москвы, а также предоставлять бесплатную правовую защиту трудовых интересов слабо защищенных категорий граждан в судах общей юрисдикции.

4.11. Проводить согласованную политику по созданию новых и укреплению действующих объединений работодателей и профсоюзных организаций в организациях всех форм собственности, в том числе в иностранных фирмах, а также в организациях, применяющих труд иностранных работников, осуществляющих свою деятельность в городе.

4.12. Рекомендовать при заключении окружных соглашений включать в них обязательства о предоставлении в пользование окружным (территориальным) подразделениям Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) необходимых помещений для осуществления уставной и в том числе выставочной деятельности.

4.13. Развивать взаимодействие с учреждениями среднего профессионального образования, содействовать эффективной работе государственно-общественных координационных советов по подготовке квалифицированных рабочих кадров.

4.14. Продолжить практику публикации в "Московской промышленной газете", газете "Тверская, 13" и окружных средствах массовой информации материалов, рассказывающих о практике социального партнерства в городе, а также информировать редакции СМИ о решениях Московской трехсторонней комиссии и мероприятиях, проводимых в рамках реализации Московского трехстороннего соглашения.

4.15. Размещать на официальных сайтах сторон материалы о практике социального партнерства.

4.16. Продолжить работу по выходу в эфир на канале ТВЦ программы "Прорыв" о деятельности сторон по развитию социального партнерства, развитию промышленности города при ее финансовом обеспечении в рамках программных мероприятий по информационно-рекламной и имиджевой поддержке промышленности Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004 - 2006 гг.

Правительство:

4.17. При обращении сторон включать в состав формируемых Правительством Москвы на уровне города и административных округов комиссий, коллегий префектур административных округов города Москвы, рабочих групп по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам представителей Профсоюзов и Работодателей.

4.18. При взаимодействии с органами исполнительной власти города Москвы работодатели, подтвердившие свое участие в системе социального партнерства и реализацию обязательств по Московскому трехстороннему соглашению справкой Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей), имеют приоритет при прочих равных условиях в решении вопросов, связанных с их хозяйственной деятельностью.

4.19. Предусмотреть в установленном порядке в бюджете города Москвы средства в размере 20 134 000 рублей на частичное финансирование деятельности учебных центров профсоюзов, направленной на обучение представителей сторон социального партнерства формам и методам договорного регулирования социально-трудовых отношений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

4.20. Предусмотреть выделение из бюджета города Москвы средств на финансирование деятельности Учреждения "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" в сумме 6 800 000 рублей.

4.21. При расчете арендной платы за нежилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, занимаемые профсоюзами, их структурными подразделениями, организациями, учреждениями, установить льготный корректирующий коэффициент, равный нулю.

4.22. Согласиться с установлением Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) арендной платы за занимаемые ею помещения в здании по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21, стр. 1, и ее структурным подразделениям на уровне минимальной ставки, утвержденной на 2006 год по городу Москве.

4.23. Предоставить в пользование окружным советам Московской Федерации профсоюзов и окружным (территориальным) подразделениям Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей), консультационно-правовым пунктам Московской Федерации профсоюзов необходимые помещения, оборудование, средства транспорта и связи, оказывать им материальную, техническую помощь в соответствии с заключенными окружными соглашениями.

Правительство и Профсоюзы:

4.24. Обеспечить дальнейшую работу специалистов Московского городского центра "Защита" и Фонда содействия занятости и охраны труда "СТОЛИЦА" Московской Федерации профсоюзов в консультационно-правовых пунктах, расположенных в помещениях окружных советов Московской Федерации профсоюзов в административных округах города.

Правительство и Работодатели:

4.25. Предусмотреть финансовое обеспечение совместных тематических выпусков в газете "Содружество" в пределах имеющихся средств.

Работодатели:

4.26. Продолжить работу Промышленно-экономического института и Юридического центра Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) с представителями социального партнерства по вопросам правового регулирования в сфере договорно-правовых, имущественно-земельных отношений и отношений, связанных с предбанкротным состоянием организаций.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В соответствии с заключенным Московским трехсторонним соглашением Правительство Москвы, Московская Федерация профсоюзов от лица московских объединений профсоюзов и Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ.

Соглашение заключено с целью создания на основе принципов социального партнерства необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности города, развития промышленности и предпринимательства, социальной и правовой защиты работников и жителей города Москвы.

Часть мероприятий, реализация которых предусматривается Соглашением, финансируется за счет средств бюджета г. Москвы на 2006 г.

Соглашение вступает в силу 1 января 2006 г.


Московское трехстороннее соглашение на 2006 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)


Соглашение вступает в силу 1 января 2006 г. и действует до вступления в силу нового


Текст Соглашения опубликован в газете "Тверская, 13" от 12 января 2006 г. N 1


Настоящее Соглашение фактически прекратило действие

См. Московское трехстороннее соглашение на 2007 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)