Екатеринбург |
|
30 июня 2014 г. |
Дело N А50-16749/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Пермский краевой онкологический диспансер" (ОГРН 1025901219849, ИНН 5905003350; далее - учреждение), Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680; далее - фонд) на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.12.2013 по делу N А50-16749/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От фонда поступило ходатайство о рассмотрении кассационных жалоб в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фонд обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к учреждению об обязании восстановить средства обязательного медицинского страхования в сумме 460 530 руб., полученные учреждением и использованные им не по целевому назначению, уплатить штраф в сумме 862 101 руб. 22 коп., пени в сумме 10 764 руб. 89 коп. путем перечисления на расчетный счет фонда.
Решением суда от 16.12.2013 (судья Дубов А.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2014 (судьи Борзенкова И.В., Голубцов В.Г., Полевщикова С.Н.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. В обоснование жалобы фонд указывает на наличие со стороны учреждения нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в оспариваемой сумме, что подтверждено материалами проверки, в том числе актом проверки от 16.04.2013 N 56.
Учреждение в своей кассационной жалобе, ссылаясь на судебную практику по аналогичным делам, выражает несогласие с выводом суда апелляционной инстанции относительно наличия у фонда права предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению. В кассационной жалобе учреждение просит исключить из мотивировочной части постановления суда апелляционной инстанции такие суждения.
В отзыве на кассационную жалобу, фонд просит оставить без удовлетворения кассационную жалобу учреждения.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, в ходе проверки учреждения по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 фондом выявлены факты нецелевого использования учреждением средств обязательного медицинского страхования за проверенный период в размере 1 041 949 руб. 80 коп., о чем составлен акт проверки от 16.04.2013 N 56.
Учреждение, частично согласившись с выводами фонда, восстановило соответствующие суммы.
Направленная фондом в адрес учреждения претензия от 10.07.2013 N 07/2896 с требованием перечислить на счет фонда средства в размере 460 530 руб., использованные не по целевому назначению, уплатить штраф в сумме 862 101 руб. 22 коп., а также пени в сумме 6332 руб. 29 коп. в добровольном порядке не исполнена, что и явилось основанием для обращения фонда в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у фонда права при выявлении нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования предъявлять иски в суд о взыскании таких средств с медицинских учреждений. Суд посчитал также неустановленным факт нецелевого использования учреждением средств обязательного медицинского страхования в сумме 460 530 руб.
Апелляционный суд указал на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, у фонда отсутствуют основания и полномочия на взыскание названных средств в свою пользу. Однако, подтвердив правомерность вывода суда первой инстанции об отсутствии доказательств нецелевого использования учреждением средств обязательного медицинского страхования в оспариваемой сумме, оставил без изменения решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных фондом по настоящему делу требований.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Пунктами 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетных фондах конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 326-ФЗ Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу ст. 37 Закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Участники медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации (ч. 2 ст. 9 Закона N 326-ФЗ) выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон N 326-ФЗ, определяя в ст. 38, 39 функции каждого участника обязательного медицинского страхования, предусматривает оказание медицинскими учреждениями медицинской помощи в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть определен порядок контроля за использованием страховых средств. В частности, в договоре на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию должны содержаться положения, предусматривающие обязанности медицинской организации по представлению отчетности об использовании средств обязательного медицинского страхования, об оказанной застрахованному лицу медицинской помощи, и иной отчетности в порядке, установленном Федеральным фондом.
В соответствии с п. 2 ст. 28 данного закона целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой, медицинской организации направляет страховая медицинская организация.
На основании ст. 40 Закона N 326-ФЗ, Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательное медицинское страхование, утвержденного приказом Федерального фонда обязательное медицинское страхование от 01.12.2010 N 230, страховая медицинская организация имеет право на осуществление медико-экономического контроля - установление соответствия сведений об объемах оказанной медицинской помощи застрахованным лицам на основании предоставленных к оплате медицинской организацией реестров счетов условиям договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательное медицинское страхование, территориальной программе обязательное медицинское страхование, а также способам оплаты медицинской помощи.
Ответственность за ненадлежащее исполнение условий договора медицинская организация несет в соответствии со ст. 39, 41 Закона N 326-ФЗ. В случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг, требовать возврата средств в страховую медицинскую организацию при выявлении нарушений договорных обязательств в отношении объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (п. 1 ст. 41 Закона N 326-ФЗ).
Судами установлено и представителем фонда в судебном заседании не оспаривалось, что денежные средства обязательного медицинского страхования получены учреждением в рамках договоров со страховыми медицинскими организациями; фонд не является участником договоров, заключенных учреждением со страховыми медицинскими организациями.
Доказательств обратного фондом в материалы дела не представлено.
Поскольку взыскиваемые денежные средства были перечислены учреждению страховыми медицинскими организациями в рамках договоров, участником которых фонд не является, следовательно, у фонда отсутствовали основания для взыскания спорных средств в свою пользу.
С учетом изложенных обстоятельств дела довод учреждения, приведенный в кассационной жалобе о необходимости исключения из мотивировочной части постановления вывода суда апелляционной инстанции о наличии у фонда права на взыскание в судебном порядке денежных средств за нецелевое использование средств медицинских учреждений также в случае, когда фонд не является стороной договора, поскольку в рамках данных договоров используются средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, судом кассационной инстанции рассмотрен и подлежит удовлетворению.
Суд кассационной инстанции полагает правомерным вывод суда первой инстанции, что действующим законодательством не предусмотрено право территориальных фондов при выявлении нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на предъявление исков в суд о взыскании таких средств с медицинских организаций.
При таких обстоятельствах соответствующий вывод суда апелляционной инстанции из мотивировочной части постановления следует исключить. Однако данный вывод не привел к принятию апелляционным судом неправильного судебного акта.
Относительно доводов жалобы фонда, касающихся нецелевого использования учреждением средств обязательного медицинского страхования, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Пунктом 2 ст. 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены обязанности получателей бюджетных средств, в том числе по эффективному использованию бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В п. 7 раздела 1 Программ государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2011 г., 2012 г., утвержденных Законами Пермского края от 02.12.2010 N 713-ПК, от 21.12.2011 N 887-ПК, определено, что расходование средств, полученных медицинскими организациями в рамках реализации Программы, производится в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, с 01 января до 29 марта 2011 года - Тарифным соглашением на 2011 год, с 30 марта 2011 года - Соглашением об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края на 2011 год, Соглашением об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края на 2012 год, Порядком определения расходов медицинских учреждений (организаций), работающих в системе обязательного медицинского страхования на территории Пермского края, подлежащих возмещению за счет средств обязательного медицинского страхования, утвержденным Министерством здравоохранения Пермского края и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пермского края.
В соответствии с Тарифным соглашением на 2011 год, являющимся приложением N 3 к решению согласительной комиссии по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования от 28.01.2011, протокол N 39 (далее - Тарифное соглашение на 2011 год), Соглашением об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края на 2012 год, допускаются следующие затраты, возмещаемые за счет средств обязательного медицинского страхования по статье 290 "прочие расходы", в том числе: расходы на уплату налогов и сборов в бюджеты всех уровней, расходы на уплату разного рода платежей, государственных пошлин и сборов в установленных законодательством Российской Федерации случаях (в том числе связанные с получением лицензий на осуществление медицинской деятельности), возмещение убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) медицинских организаций в части возмещения застрахованным расходов на приобретение медикаментов по актам СМО, а по ст. 300 расходы на приобретение машин и оборудования, инструментов, транспортных средств, стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Приобретение оборудования стоимостью свыше ста тысяч рублей производится в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения Пермского края.
Правильно применив названные выше нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы, возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций установили, что расходы учреждения в сумме 3000 руб. в 2011 г. на оплату сбора за подачу и рассмотрению по существу заявки на изобретение "Способ подготовки больного к операции" и в сумме 3000 руб. на оплату сбора на подачу и экспертизу заявки "Операционное устройство", перечисленные Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным заявкам, соответствуют расходам, установленным Тарифным соглашением на 2011 г.; расходы учреждения, произведенные 13.02.2012 в сумме 454 530 руб. и направленные за приобретение стерилизатора горячевоздушного (Стерицелл) согласованы с учредителем - Агентством по управлению учреждениями здравоохранения Пермского края.
Доказательства того, что Министерство здравоохранения Пермского края не согласовало бы расходы учреждения на приобретение данного оборудования, фондом в материалы дела не представлены.
Судами верно отмечено, что отсутствие согласования с Министерством здравоохранения Пермского края само по себе не свидетельствует о нецелевом использовании данных средств.
При названных обстоятельствах следует признать обоснованным вывод судов обеих инстанций о недоказанности фондом фактов нецелевого использования средств учреждением.
Таким образом, приведенные в кассационной жалобе доводы фонда в отношении вышеизложенного фактически сводятся к несогласию с оценкой судов первой и апелляционной инстанций доказательств и обстоятельств по делу и в связи с этим не принимаются судом кассационной инстанции ввиду отсутствия у кассационного суда полномочий на переоценку установленных судами вышеназванных обстоятельств (ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы фонда.
В связи с изложенным обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 16.12.2013 по делу N А50-16749/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2014 по тому же делу оставить без изменения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В п. 7 раздела 1 Программ государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2011 г., 2012 г., утвержденных Законами Пермского края от 02.12.2010 N 713-ПК, от 21.12.2011 N 887-ПК, определено, что расходование средств, полученных медицинскими организациями в рамках реализации Программы, производится в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, с 01 января до 29 марта 2011 года - Тарифным соглашением на 2011 год, с 30 марта 2011 года - Соглашением об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края на 2011 год, Соглашением об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края на 2012 год, Порядком определения расходов медицинских учреждений (организаций), работающих в системе обязательного медицинского страхования на территории Пермского края, подлежащих возмещению за счет средств обязательного медицинского страхования, утвержденным Министерством здравоохранения Пермского края и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пермского края."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 июня 2014 г. N Ф09-3120/14 по делу N А50-16749/2013