г. Пермь |
|
07 марта 2014 г. |
Дело N А50-16749/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Голубцова В.Г., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пьянковой Е.Л.,
при участии:
от истца Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680) - Арланова К.А.. доверенность от 16.01.2013, предъявлен паспорт;
от ответчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Краевой онкологический диспансер" (ОГРН 1025901219849, ИНН 5905003350) - Нечаев В.В., доверенность от 05.02.2014, предъявлен паспорт;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 16 декабря 2013 года
по делу N А50-16749/2013,
принятое судьей Дубовым А.В.,
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края "Краевой онкологический диспансер"
о нецелевом использовании бюджетных средств,
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края "Краевой онкологический диспансер" с требованием об обязании восстановить средства обязательного медицинского страхования в сумме 460 530 руб., полученные ответчиком и использованные не по целевому назначению, уплатить штраф в сумме 862 101,22 руб., пени в сумме 10 764,89 руб. путем перечисления на расчетный счет фонда.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16.12.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края обратился с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что наделен правом на взыскание в судебном порядке с ответчика средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению. Материалами проверки подтверждается факт нецелевого использования средств.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Краевой онкологический диспансер" в представленном письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения, поскольку ТФОМС не обладает право на обращение в суд с заявленным иском. Ответчиком не допускалось нарушений при использовании средств ОМС. Размер штрафа, подлежащего взысканию, ТФОМС определен неверно.
Представители сторон в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пермского края проведена плановая проверка использования средств ОМС, полученных Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Пермского края "Краевой онкологический диспансер" на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС, за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, по результатам которой составлен акт N 56 от 16.04.2013.
В указанном акте зафиксированы допущенные медицинской организацией нарушения, выразившиеся в нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования, а именно:
- оплата расходов, не включенных в тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС, всего 530 086,62 руб.;
- финансирование структурных подразделений (служб) медицинских организаций, финансируемых из других источников, всего 506 803,47 руб., с учетом восстановления;
- расходование средств сверх норм, установленных соответствующими министерствами, ведомствами, в сумме 5059,71 руб.
При этом, акт содержит требование о восстановлении и перечислении в бюджет ТФОМС Пермского края использованных не целевому назначению денежных средств в размере 204 425,09 руб. за 2010 г., 158 664,23 руб. за 2011 г. и 678 860,48 руб. за 2012 г., уплате соответствующих сумм штрафов.
Истцом в адрес ответчика также направлено предписание N 04/1905 от 06.05.2013, которым ответчику предлагалось восстановить денежные средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в сумме 204 425,09 руб. за 2010 г., путем перечисления на собственный счет.
10.07.2013 в адрес ответчика направлена претензия за N 07/2896 с требованием исполнить обязательство путем перечисления средств на счет ТФОМС Пермского края в размере 460 530 руб., использованных не по целевому назначению, уплате штрафа в сумме 862 101, 22 руб., а также уплате пени в сумме 6332,29 руб.
Неисполнение требований Фонда в добровольном порядке явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у фонда право при выявлении нецелевого использования средств ОМС на предъявление исков в суд о взыскании таких средств с медицинских организаций. Кроме того, судом не установлено фактов нецелевого использования средств ОМС.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В пунктах 1 и 2 ст. 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетных фондах конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством РФ.
Аналогичная норма закреплена в ст. 147 БК РФ, согласно которой расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о медицинском страховании) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
В соответствии со ст. 4 данного закона медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования, каковыми является и ответчик по настоящему спору, выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приобретение товаров (работ, услуг) для оказания медицинской помощи населению, гарантируемой государством согласно Конституции Российской Федерации, соответствует определению государственных нужд, данному в ст. 525 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Одной из задач Фонда обязательного медицинского страхования является контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.
Из Инструкции "О порядке проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС", утвержденной Приказом ФОМС от 17.12.1998 N 100 следует, что в случае нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, соответствующие суммы подлежат восстановлению в соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации".
Согласно названному Указу средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
В соответствии со ст. 38 БК РФ в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Согласно ст. 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Пунктом 2 ст. 163 БК РФ установлены обязанности получателей бюджетных средств, в том числе по эффективному использованию бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
С 01.01.2011 отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Согласно части 5 пункта 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика, в том числе согласно части 12 пункта 7 вышеуказанной статьи осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона N 326-ФЗ целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой ОМС, медицинской организации направляет страховая медицинская организация.
Согласно п. 2 ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы ОМС, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой ОМС.
Согласно положениям п.9 ст. 39 названного Закона за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Таким образом, ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по целевому расходованию средств ОМС регулируется в рамках договорных отношений.
Вместе с тем, с учетом вышеизложенного тот факт, что территориальный фонд не является стороной договора не свидетельствует об отсутствии у него права на контроль и взыскание в судебном порядке денежных средств за нецелевое использование с медицинских учреждений, поскольку в рамках данных договоров используются средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, у фонда отсутствуют основания и полномочия на взыскание названных средств в свою пользу, ошибочен, но в целом он не привел к принятию неправильного решения по делу в силу следующего.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии доказательств нецелевого использования денежных средств.
В соответствии с пунктом 7 раздела 1 Программ государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2011 год, 2012 год, утвержденных Законом Пермского края от 02.12.2010 N 713-ПК, от 21.12.2011 N 887-ПК, расходование средств, полученных медицинскими организациями в рамках реализации Программы, производится в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, с 1 января до 29 марта 2011 года - Тарифным соглашением на 2011 год, с 30 марта 2011 года - Соглашением об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС на территории Пермского края на 2011 год, Соглашением об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края на 2012 год, Порядком определения расходов медицинских учреждений (организаций), работающих в системе ОМС на территории Пермского края, подлежащих возмещению за счет средств ОМС, утвержденного Министерством здравоохранения Пермского края и ПКФОМС.
В соответствии с Тарифным соглашением на 2011 год, являющимся Приложением N 3 к решению согласительной комиссии по тарифам на медицинские услуги в системе ОМС от 28.01.2011 года, протокол N 39 (далее - Тарифное соглашение на 2011 год) допускаются следующие затраты, возмещаемые за счет средств ОМС по статье 290 "прочие расходы", в том числе: расходы на уплату налогов и сборов в бюджеты всех уровней, расходы на уплату разного рода платежей, государственных пошлин и сборов в установленных законодательством Российской Федерации случаях (в том числе связанные с получением лицензий на осуществление медицинской деятельности), возмещение убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) медицинских организаций в части возмещения застрахованным расходов на приобретение медикаментов по актам СМО, а по ст. 300 расходы на приобретение машин и оборудования, инструментов, транспортных средств, стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Приобретение оборудования стоимостью свыше ста тысяч рублей производилось в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения Пермского края.
Судом первой инстанции верно указано, что расходы учреждения в сумме 3000 руб. в 2011 г. на оплату сбора за подачу и рассмотрению по существу заявки на изобретение "Способ подготовки больного к операции" и в сумме 3000 руб. на оплату сбора на подачу и экспертизу заявки "Операционное устройство", перечисленные Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным заявкам соответствуют установленным Тарифным соглашением на 2011 г.
Расходы учреждения, произведенные 13.02.2012 в сумме 454 530 руб. и направленные за приобретение стерилизатора горячевоздушного (Стерицелл), были согласованы с учредителем - Агентством по управлению учреждениями здравоохранения Пермского края. Отсутствие согласования с Министерством здравоохранения Пермского края не свидетельствует о нецелевом использовании данных средств.
Таким образом, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, жалоба фонда - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16.12.2013 по делу N А50-16749/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-16749/2013
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования ПК
Ответчик: ГБУЗ "Пермский краевой онкологический диспансер", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Пермский краевой онкологический диспансер"