Екатеринбург |
|
04 июля 2014 г. |
Дело N А50-18599/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Платоновой Е.А., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (далее - министерство) на определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 о принятии обеспечительных мер по делу N А50-18599/2013 Арбитражного суда Пермского края.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - управление Росреестра) о признании незаконными решений о приостановлении государственной регистрации и об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:1112 общей площадью 6 091 480 кв. м, расположенный по адресу: г. Пермь, Свердловский район, его ликвидации в связи с разделением на 12 земельных участков, регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:0000000:48116, 59:01:0000000:48118, 59:01:0000000:48112, 59:01:0000000:48111, 59:01:0000000:48117, 59:01:0000000:48120, 59:01:0000000:48113, 59:01:0000000:48114, 59:01:0000000:48110, 59:01:0000000:48115, 59:01:0000000:48119, 59:01:0000000:48109; возложении обязанности прекратить право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:1112 и зарегистрировать право собственности Российской Федерации на образованные земельные участки.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены министерство, Федеральное государственное унитарное предприятие "Учебно-опытное хозяйство "Липовая гора" Пермской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д.Н. Прянишникова (далее - предприятие).
Решением суда от 10.02.2014 заявленные требования удовлетворены частично, отказ управления Росреестра, изложенный в письме от 17.10.2013 N 01/021/2013-801-813, признан незаконным, как не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; на ответчика возложена обязанность осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:1112 общей площадью 6 091 480 кв. м, расположенный по адресу: г. Пермь, Свердловский район, в связи с разделением на двенадцать земельных участков, возникновение права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:0000000:48116 площадью 201 153 кв. м, 59:01:0000000:48118 площадью 784004 кв. м, 59:01:0000000:48112 площадью 546 729 кв. м, 59:01:0000000:48111 площадью 86 002 кв. м, 59:01:0000000:48117 площадью 10 465 кв. м, 59:01:0000000:48120 площадью 20 229 кв. м, 59:01:0000000:48113 площадью 62 656 кв. м, 59:01:0000000:48114 площадью 1 815 кв. м, 59:01:0000000:48110 площадью 457 033 кв. м, 59:01:0000000:48115 площадью 541 956 кв. м, 59:01:0000000:48119 площадью 6 133 кв. м, 59:01:0000000:48109 площадью 3 373 305 кв. м, расположенные по адресу: Пермский край, Свердловский район.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 апелляционная жалоба предприятия на указанное решение принята к производству.
От управления Росимущества в адрес Семнадцатого арбитражного апелляционного суда поступило ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на спорные земельные участки, объявления запрета любым лицам совершать сделки в отношении этих земельных участков, объявления запрета управлению Росреестра на осуществление государственной регистрации прав, перехода прав, ограничений и обременений в отношении спорных земельных участков.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 (судья Дюкин В.Ю.) ходатайство удовлетворено частично. На управление Росреестра наложен запрет на осуществление государственной регистрации прав, перехода прав, ограничений и обременений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:0000000:1112, 59:01:0000000:48116, 59:01:0000000:48118, 59:01:0000000:48112, 59:01:0000000:48111, 59:01:0000000:48117, 59:01:0000000:48120, 59:01:0000000:48113, 59:01:0000000:48114, 59:01:0000000:48110, 59:01:0000000:48115, 59:01:0000000:48119, 59:01:0000000:48109, расположенных по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район.
В кассационной жалобе министерство просит указанное определение отменить, ссылаясь на наличие у него в силу решения Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, от 17.05.2013, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" полномочий по образованию земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:0000000:48112, 59:01:0000000:48111 из земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:1112. Вместе с тем заявитель кассационной жалобы указывает на то, что регистрационные действия, основанные на решении суда от 10.02.2014, выполнены управлением Росреестра, следовательно, отсутствовали основания для применения обеспечительных мер. Кроме того, министерство полагает ошибочным вывод суда о том, что непринятие обеспечительных мер может привести к невозможности исполнения названного решения суда, так как его приказ от 13.04.2014 N СЭД-31-02-2-02-10 "Об образовании земельных участков и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Учебно-опытное хозяйство "Липовая гора" Пермской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д.Н. Прянишникова" (далее - приказ министерства N СЭД-31-02-2-02-10) не вступает в противоречие с исковыми требованиями управления Росимущества.
В отзыве на кассационную жалобу управление Росимущества просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения, считает его законным и обоснованным.
Управление Росреестра представило в Федеральный арбитражный суд Уральского округа отзыв на кассационную жалобу, в котором по существу указывает на исполнение решения суда от 10.02.2014 до принятия оспариваемого определения от 01.04.2014.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что, обращаясь с заявлением о принятии обеспечительных мер, управление Росимущества ссылалось на то, что в соответствии с приказом министерства N СЭД-31-02-2-02-10 предусмотрено образование земельных участков с кадастровым номером 59:01:0000000:48111 площадью 86 002 кв. м и с кадастровым номером 59:01:0000000:48112 площадью 546 729 кв. м путем раздела земельного участка, находящегося в федеральной собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 15.11.2012 N 59-БГ 629487), местоположение: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район (кадастровый номер 59:01:0000000:1112), площадью 6 091 480 кв. м, категория земель: не установлена, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование предприятию (номер государственной регистрации права N 59-59-21/090/2012-779 от 04.12.2012), прекращение права постоянного (бессрочного) пользования предприятия земельными участками с кадастровым номером 59:01:0000000:48111 площадью 86 002 кв. м и с кадастровым номером 59:01:0000000:48112 площадью 546 729 кв. м, местоположение: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район.
Кроме того, в данном приказе содержится указание, адресованное сектору вовлечения земель в оборот управления земельных отношений министерства, на необходимость обеспечения государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки в соответствии с указанным Приказом.
По мнению управления Росимущества, возможное распоряжение министерством земельными участками, в том числе путем раздела, прекращения права постоянного (бессрочного) пользования предприятия, приведет к невозможности исполнения судебного акта и может причинить значительный ущерб Российской Федерации.
В соответствии с нормами гл. 8 "Обеспечительные меры арбитражного суда" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, и иного лица, может принять обеспечительные меры, то есть срочные временные меры, направленные на обеспечение иска (меры обеспечения иска), обеспечение имущественных интересов заявителя (предварительные обеспечительные меры) или обеспечение исполнения судебных актов (меры обеспечения исполнения судебных актов).
При применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с ч. 2 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В силу п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" от 12.10.2006 N 55, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными ч. 2 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая указанные нормы права, положения названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55, суд апелляционной инстанции оценил приведенные в ходатайстве управления Росимущества обоснования необходимости применения обеспечительных мер, и пришел к правильному выводу о том, что исполнение судебного акта может быть невозможным в случае реализации положений приказа министерства N СЭД-31-02-2-02-10 и распоряжения земельным участком, находящимся в собственности Российской Федерации, в том числе путем раздела, прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, судом верно признана связанной с предметом заявленного требования обеспечительная мера, необходимой и обоснованно применена в виде объявления управлению Росреестра запрета осуществлять государственную регистрацию прав, перехода прав, ограничений и обременений в отношении перечисленных земельных участков.
При таких обстоятельствах в целях сохранения существующего состояния отношений (status quo) между сторонами суд апелляционной инстанции обоснованно, с учетом положений ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел заявление об обеспечении иска подлежащим частичному удовлетворению.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на наличие у него полномочий по образованию земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:0000000:48112, 59:01:0000000:48111 из земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:1112, что исключает применение обеспечительной меры, судом кассационной инстанции отклоняется, так как исследование вопроса о наличии компетенции у министерства не входит в перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию при рассмотрении спора о принятии обеспечительных мер.
Доводы министерства о том, что регистрационные действия, предусмотренные решением суда от 10.02.2014, выполнены управлением Росреестра; приказ министерства N СЭД-31-02-2-02-10 не вступает в противоречие с исковыми требованиями управления Росимущества, также подлежат отклонению, так как обеспечительная мера была применена с удом апелляционной инстанции в связи с принятием к производству апелляционной жалобы на названное решение, которое подлежало проверке этим судом.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по делу N А50-18599/2013 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
Е.А. Платонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" от 12.10.2006 N 55, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными ч. 2 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая указанные нормы права, положения названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55, суд апелляционной инстанции оценил приведенные в ходатайстве управления Росимущества обоснования необходимости применения обеспечительных мер, и пришел к правильному выводу о том, что исполнение судебного акта может быть невозможным в случае реализации положений приказа министерства N СЭД-31-02-2-02-10 и распоряжения земельным участком, находящимся в собственности Российской Федерации, в том числе путем раздела, прекращения права постоянного (бессрочного) пользования."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 июля 2014 г. N Ф09-4017/14 по делу N А50-18599/2013