Екатеринбург |
|
08 июля 2014 г. |
Дело N А71-9909/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гусева О.Г., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго" (ИНН: 5260200603, ОГРН: 1075260020043, далее - истец, общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.12.2013 по делу N А71-9909/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель истца - Мерзлякова Н.Н. (доверенность от 25.12.2013.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Муниципальному образованию "Балезинский район" в лице Управления образования Администрации Муниципальное образование "Балезинский район" (ИНН: 1802000230, ОГРН: 1021800587710, далее - ответчик, Управление) о взыскании убытков в сумме 24 360 руб. (с учетом уточнения исковых требований), с участием третьего (заинтересованного) лица: Министерства образования и науки Удмуртской Республики.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.12.2013 (судья Лиуконен М.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 (судьи Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н., Полевщикова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, ссылаясь на то, что несоблюдение срока предоставления документов не предусмотрено в качестве основания для отказа в возмещении стоимости путевок, факт причинения убытков неправомерными действиями ответчика и размер убытков подтвержден. Ответчик уклонился от возмещения (компенсация) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции на основании ст. 274, 284, 286, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в 2013 году для детей работников истца было выделено 4 путевки в детские оздоровительные лагеря.
В соответствии с представленной в материалы дела заявке на частичную компенсацию стоимости путевок от 01.02.2013 N 01-2-2Г-12/276 истцом в феврале 2013 года заключены договоры купли-продажи путевок с детскими оздоровительными лагерями "Алые зори" и "Заря" на 2013 год.
Стоимость путевок оплачена платежными поручениями от 15.05.2013 N 5747, от 15.05.2013 N 5448.
Истец 13.06.2013 направил ответчику письмо от 11.06.2013 N 01-2-2-13/5217 о заключении договора об осуществлении взаимодействия с предприятием (организацией, учреждением) по отдыху и оздоровлению детей и подростков в стационарных загородных оздоровительных лагерях круглогодичного и сезонного действия.
Ответчик 19.06.2013 сообщил истцу, что сумма, выделенная на организацию отдыха детей в каникулярное время из бюджета Удмуртской Республики в бюджет Балезинского района на оздоровление детей в загородных лагерях, была выставлена на торги в виде открытого аукциона в электронной форме, по результатам торгов победило ООО ДОЛ "Звездочка", в связи с чем, отсутствует возможность о заключении соглашения о предоставлении частичной компенсации стоимости путевки в детские лагеря в 2013 году.
Полагая, что обществу причинены убытки в виде реально понесенных расходов в сумме 24 360 руб., которые возникли в связи с противоправным поведением ответчика, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения иска.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда в силе указал на то, что истцом не проявлена должная степень заботливости и осмотрительности при осуществлении взаимодействия с муниципальным образованием по компенсации стоимости путевок, пропущен срок направления необходимых документов для своевременного рассмотрения заявки и отсутствие на момент их поздней подачи денежных средств, выделенных на частичную компенсацию приобретенных путевок.
В силу п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В предмет доказывания убытков входит наличие в совокупности четырех необходимых элементов: факт нарушения права истца; вина ответчика в нарушении права истца; факта причинения убытков и их размера; причинно-следственная связь между фактом нарушения права и причиненными убытками.
Причинно-следственная связь между фактом нарушения права и убытками в виде реального ущерба должна обладать следующими характеристиками: 1) причина предшествует следствию, 2) причина является необходимым и достаточным основанием наступления следствия.
Отсутствие хотя бы одного из вышеназванных условий состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о взыскании убытков.
Судом апелляционной инстанции верно указано, что согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2004 N 3-П, определении от 04.06.2007 N 320-О-П, судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможности судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Физические и юридические лица, приобретая и осуществляя своей волей и в своем интересе свои гражданские права, свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (п. 1 п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно положению об организации и обеспечении оздоровления и отдыха детей в Удмуртской Республике, утвержденному Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2009 N 382 организация оздоровления и отдыха детей осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных на эти цели в законе о бюджете Удмуртской Республики, а также за счет внебюджетных источников и иных источников, не запрещенных законодательством, либо за счет субсидий из федерального бюджета, направленных на возмещение части затрат, связанных с проведением оздоровительной кампании детей, в порядке, определяемом федеральным законодательством, и за счет средств из бюджета Удмуртской Республики (п. 7 и 8 Положения).
Утвержденными Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2009 N 382 Правилами установлен порядок и условия предоставления и расходования субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на реализацию мероприятий по организации отдыха детей в каникулярное время.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются на следующих условиях:
1) наличие средств в бюджете муниципального образования на финансирование организации отдыха детей в каникулярное время;
2) наличие нормативного правового акта в муниципальном образовании, предусматривающего порядок выдачи путевок, механизм финансирования оплаты путевок для детей в оздоровительные организации с учетом частичного возмещения затрат (компенсации) за счет средств родителей (законных представителей), работодателей и иных лиц, самостоятельно приобретавших путевки в лагеря для отдыха в течение года.
Пунктом 5 Правил установлено, что органы местного самоуправления до 15 февраля текущего года для определения размера субсидии представляют в Министерство образования и науки Удмуртской Республики заявку на предоставление субсидии с приложением:
1) информации о планируемых мероприятиях по оздоровлению и отдыху детей в каникулярное время;
2) информации об объемах средств местного бюджета, предусмотренных на финансирование мероприятий по оздоровлению и отдыху детей в каникулярное время в текущем финансовом году, а также планируемых средств за счет родителей (законных представителей), работодателей, благотворительных организаций и иных внебюджетных источников;
3) информации о необходимом объеме субсидии;
4) нормативного правового акта, указанного в подпункте 2 пункта 3 настоящих Правил.
Министерство образования и науки Удмуртской Республики по итогам рассмотрения представленных заявок и приложенных к ним документов разрабатывает и вносит на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проект Постановления Правительства Удмуртской Республики о распределении субсидий между муниципальными образованиями.
Субсидии предоставляются при наличии соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством образования и науки Удмуртской Республики и соответствующим органом местного самоуправления, и Постановления Правительства Удмуртской Республики о распределении субсидии (п. 6 и 7 Правил).
Постановлением администрации Балезинского района от 01.11.2012 N 1557 утвержден регламент муниципальной услуги "Предоставление частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря".
Предметом регулирования данного регламента является организация частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря в целях упорядочения взаимодействия участников отношений, возникающих при предоставлении муниципальной услуги по осуществлению мероприятий, связанных с предоставлением выплат с целью частичной компенсации стоимости путевок в загородные лагеря для обучающихся (воспитанников) общеобразовательных учреждений Балезинского района, приобретенных для своих детей родителями (законными представителями), а также предприятиями (организациями) в загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, последовательности административных процедур и административных действий Управления образования Администрации муниципального образования "Балезинский район".
В соответствии с п. 1.2 регламента заявителями предоставления муниципальных услуг могут быть:
- юридические лица - общеобразовательные школы, предприятия и учреждения МО "Балезинский район";
- физические лица - родители (законные представители) учащихся и воспитанников образовательных учреждений МО "Балезинский район" в возрасте от 6,5 до 15 лет включительно.
Пунктом 2.8 регламента утвержден перечень документов, необходимых для предоставления услуги.
Документы для частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки в загородный оздоровительный лагерь предоставляются предприятиями (организациями) в Управление:
1) до 1 марта текущего года:
- заявка на частичную компенсацию средней стоимости путевки в детские загородные лагеря для детей работников предприятия (организации) (приложение 3);
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенная копия такой выписки, полученные ранее, чем за два месяца до дня подачи заявки. Выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенная копия такой выписки, полученные не ранее, чем за два месяца до дня получения заявки, до 1 марта текущего года;
2) до 31 мая текущего года:
- договор об осуществлении взаимодействия по отдыху и оздоровлению детей в каникулярное время до 31 мая текущего года (приложение 4);
3) до 30 ноября текущего года:
- счет-фактура для перечисления компенсации за счет субсидий из бюджета Удмуртской Республики в соответствии со спецификацией (приложение к договору N 1);
- копия договора между получателем и лагерем на приобретение путевок;
- копия накладной на приобретенные путевки;
- копия платежных документов, подтверждающих факт оплаты путевок лагерю;
- копии обратных талонов, заполненных в установленном порядке;
- реестр детей, отдохнувших в лагере (приложение к договору N 2);
- сводный отчет по итогам оздоровительного сезона до 15.09.2012 по установленной форме (приложение к договору N 3).
Судами установлено, что несоблюдение истцом сроков предоставления документов привело к тому, что на момент обращения с проектом договора, муниципальным образованием уже были распределены поступившие денежные средства.
Согласно п. 3 Правил субсидии предоставляются только при наличии средств в бюджете муниципального образования на финансирование организации отдыха детей в каникулярное время.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что предоставление субсидий местным бюджетам осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики, в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Удмуртской Республики в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, предусмотренных Министерству образования и науки Удмуртской Республики.
Во исполнение Постановления Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2009 N 382 "Об организации оздоровления и отдыха детей в Удмуртской Республике" сумма, выделенная на организацию отдыха детей в каникулярное время из бюджета Удмуртской Республики в бюджет Балезинского района на оздоровление детей в загородных лагерях была выставлена на торги в виде открытого аукциона в электронной форме, по результатам торгов победило ООО ДОЛ "Звездочка".
Доводы истца о неправомерности выставления суммы, выделенной на организацию отдыха в каникулярное время, на торги судом апелляционной инстанции были правомерно отклонены, поскольку неправомерность действий муниципального образования истцом не оспаривалась.
Правовых оснований для взыскания распределенных денежных средств в качестве убытков с муниципального образования нет.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены принятых по делу судебных актов не установлено.
С учетом изложенного, кассационная жалоба общества подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.12.2013 по делу N А71-9909/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В.Жаворонков |
Судьи |
О.Г. Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции верно указано, что согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2004 N 3-П, определении от 04.06.2007 N 320-О-П, судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможности судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Физические и юридические лица, приобретая и осуществляя своей волей и в своем интересе свои гражданские права, свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (п. 1 п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 июля 2014 г. N Ф09-3933/14 по делу N А71-9909/2013