г. Пермь |
|
18 марта 2014 г. |
Дело N А71-9909/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черпаковой К.С.,
при участии:
от истца ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго" (ИНН 5260200603, ОГРН 1075260020043) - Мерзлякова Н.Н., доверенность от 25.12.2013, предъявлен паспорт;
от ответчика Муниципального образования "Балезинский район" в лице Управления образования Администрации муниципального образования "Балезинский район" (ИНН 1802000230, ОГРН 1021800587710) - не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица Министерства образования и науки Удмуртской Республики - не явился, извещен надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 26 декабря 2013 года
по делу N А71-9909/2013,
принятое судьей Лиуконен М.В.,
по иску ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго"
к Муниципальному образованию "Балезинский район" в лице Управления образования Администрации муниципального образования "Балезинский район"
третье лицо: Министерство образования и науки Удмуртской Республики
о взыскании убытков из средств соответствующего бюджета, связанных с реализацией законов о предоставлении льгот отдельным категориям граждан,
установил:
ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго", уточнив исковые требования, обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Муниципальному образованию "Балезинский район" в лице Управления образования Администрации муниципального образования "Балезинский район" о взыскании 24 360 руб. убытков.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.12.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, поскольку судом нарушены нормы материального права. Заявитель жалобы указывает на подтверждение материалами дела факта причинения убытков неправомерными действиями ответчика и размер убытков. Ответчик должен был максимально обеспечить выполнение правовых актов, на основании которых в его обязанности входит предоставление муниципальной услуги "частичное возмещение (компенсация) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря", а не уклоняться от их исполнения. Несоблюдение срока предоставления документов не предусмотрено в качестве основания для отказа в возмещении стоимости путевок и не влечет правовых последствий в виде невозможности предоставления (получения компенсации).
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ответчик и третье лицо, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в заседание суда представителей не направили, что в порядке п.3 ст. 156, п.2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Положением "Об организации и обеспечении оздоровления и отдыха детей в УР", утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2009 N 382, организация оздоровления и отдыха детей осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
В соответствии с Правилами предоставления субсидий из бюджета Удмуртской Республики, утвержденными постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2009 N 382 (далее - Правила), предусмотрен порядок предоставления субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований.
Согласно п. 3 Правил предоставления субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований, утв. Постановлением Правительства УР от 28.12.2009 N 382, субсидии предоставляются при условии наличия средств в бюджете муниципального образования и наличия нормативного правового акта в муниципальном образовании, предусматривающего порядок выдачи путевок и механизм финансирования оплаты путевок для детей с учетом частичного возмещения затрат (компенсации) за счет средств родителей (законных представителей), работодателей и иных лиц, самостоятельно приобретающих путевки в лагеря для отдыха в течение года.
Нормативным правовым актом Муниципального образования "Балезинский район", регулирующим вопросы предоставления частичной компенсации является Административный регламент муниципальной услуги по предоставлению частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря, утвержденный постановлением Администрации Муниципального образования "Балезинский район" N 1557 от 01.11.2012 г. (далее - Регламент).
Указанный Регламент устанавливает порядок, последовательность административных процедур и административных действий, мероприятий по частичному возмещению (компенсации) стоимости путевки для детей в загородные оздоровительные лагеря в целях упорядочения взаимодействия участников отношений, связанных с предоставлением выплат для частичной компенсации стоимости путевок в загородные лагеря для обучающихся общеобразовательных учреждений Балезинского района, приобретенных для своих детей родителями (законными представителями), а также предприятиями (организациями).
В соответствии с п. 2.2 Регламента органом, ответственным за организацию предоставления муниципальной услуги является Управление образования.
В 2013 году выделено 4 (четыре) путевки детям работников истца, учащихся и воспитанников образовательных учреждений Балезинского района.
В соответствии с представленной в материалы дела заявке на частичную компенсацию стоимости путевок от 01.02.2013 N 01-2-2Г-12/276 истцом в феврале 2013 г. заключены договоры купли-продажи путевок с детскими оздоровительными лагерями "Алые зори" и "Заря" для детей работников истца на 2013 год.
Стоимость путевок оплачена платежными поручениями N 5747 от 15.05.2013, N 5448 от 15.05.2013.
13.06.2013 истец направил ответчику письмо N 01-2-2-13/5217 о заключении договора об осуществлении взаимодействия с предприятием (организацией, учреждением) по отдыху и оздоровлению детей и подростков в стационарных загородных оздоровительных лагерях круглогодичного и сезонного действия от 11.06.2013.
19.06.2013 ответчик в письме N 389 сообщил о том, что сумма, выделенная на организацию отдыха детей в каникулярное время из бюджета Удмуртской Республики в бюджет Балезинского района на оздоровление детей в загородных лагерях, была выставлена на торги в виде открытого аукциона в электронной форме, по результатам торгов победил ООО ДОЛ "Звездочка", в связи с чем, отсутствует возможность о заключении соглашения о предоставлении частичной компенсации стоимости путевки в детские лагеря в 2013 году.
Полагая, что обществу причинены убытки в виде реально понесенных расходов в сумме 24 360 руб., которые возникли в связи с противоправным поведением ответчика, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, не усмотрел правовых оснований для удовлетворения иска, в виде отсутствия совокупности условий, при наличии которых требование о взыскании 24 360 руб. убытков подлежало бы удовлетворению.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации к числу способов защиты гражданских прав, в том числе отнесены присуждение к исполнению обязанности в натуре, возмещение убытков, взыскание неустойки, самозащита права, прекращение или изменение правоотношения и иные предусмотренные законом способы.
Согласно п. 1 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
По общему правилу убытки являются универсальной мерой гражданско-правовой ответственности и подлежат взысканию при наличии доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком принятых по договору обязательств, причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, а также наличие и размер понесенных убытков, то есть расходов, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом в предмет доказывания убытков входит наличие в совокупности четырех необходимых элементов: факт нарушения права истца; вина ответчика в нарушении права истца; факта причинения убытков и их размера; причинно-следственная связь между фактом нарушения права и причиненными убытками.
Причинно-следственная связь между фактом нарушения права и убытками в виде реального ущерба должна обладать следующими характеристиками: 1) причина предшествует следствию, 2) причина является необходимым и достаточным основанием наступления следствия.
Отсутствие хотя бы одного из вышеназванных условий состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о взыскании убытков.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2004 N З-П, Определении от 04.06.2007 N 320-О-П, судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможности судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав (пункт 1 статьи 1 ГК Российской Федерации). Физические и юридические лица, приобретая и осуществляя своей волей и в своем интересе свои гражданские права, свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (пункт 2 статьи 1 ГК Российской Федерации).
Согласно положению об организации и обеспечении оздоровления и отдыха детей в Удмуртской Республике, утвержденному постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2009 N 382 организация оздоровления и отдыха детей осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных на эти цели в законе о бюджете Удмуртской Республики, а также за счет внебюджетных источников и иных источников, не запрещенных законодательством, либо за счет субсидий из федерального бюджета, направленных на возмещение части затрат, связанных с проведением оздоровительной кампании детей, в порядке, определяемом федеральным законодательством, и за счет средств из бюджета Удмуртской Республики (п. 7 и 8 Положения).
Утвержденными постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2009 N 382 Правилами установлен порядок и условия предоставления и расходования субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на реализацию мероприятий по организации отдыха детей в каникулярное время.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются на следующих условиях:
1) наличие средств в бюджете муниципального образования на финансирование организации отдыха детей в каникулярное время;
2) наличие нормативного правового акта в муниципальном образовании, предусматривающего порядок выдачи путевок, механизм финансирования оплаты путевок для детей в оздоровительные организации с учетом частичного возмещения затрат (компенсации) за счет средств родителей (законных представителей), работодателей и иных лиц, самостоятельно приобретавших путевки в лагеря для отдыха в течение года.
Пунктом 5 Правил установлено, что органы местного самоуправления до 15 февраля текущего года для определения размера субсидии представляют в Министерство образования и науки Удмуртской Республики заявку на предоставление субсидии с приложением:
1) информации о планируемых мероприятиях по оздоровлению и отдыху детей в каникулярное время;
2) информации об объемах средств местного бюджета, предусмотренных на финансирование мероприятий по оздоровлению и отдыху детей в каникулярное время в текущем финансовом году, а также планируемых средств за счет родителей (законных представителей), работодателей, благотворительных организаций и иных внебюджетных источников;
3) информации о необходимом объеме субсидии;
4) нормативного правового акта, указанного в подпункте 2 пункта 3 настоящих Правил.
Министерство образования и науки Удмуртской Республики по итогам рассмотрения представленных заявок и приложенных к ним документов разрабатывает и вносит на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проект постановления Правительства Удмуртской Республики о распределении субсидий между муниципальными образованиями.
Субсидии предоставляются при наличии соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством образования и науки Удмуртской Республики и соответствующим органом местного самоуправления, и постановления Правительства Удмуртской Республики о распределении субсидии (п. 6 и 7 Правил).
Постановлением администрации Балезинского района от 01.11.2012 N 1557 утвержден регламент муниципальной услуги "Предоставление частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря".
Предметом регулирования данного регламента является организация частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря в целях упорядочения взаимодействия участников отношений, возникающих при предоставлении муниципальной услуги по осуществлению мероприятий, связанных с предоставлением выплат с целью частичной компенсации стоимости путевок в загородные лагеря для обучающихся (воспитанников) общеобразовательных учреждений Балезинского района, приобретенных для своих детей родителями (законными представителями), а также предприятиями (организациями) в загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, последовательности административных процедур и административных действий Управления образования Администрации муниципального образования "Балезинский район".
В соответствии с п. 1.2 регламента заявителями предоставления муниципальных услуг могут быть:
- юридические лица - общеобразовательные школы, предприятия и учреждения МО "Балезинский район";
- физические лица - родители (законные представители) учащихся и воспитанников образовательных учреждений МО "Балезинский район" в возрасте от 6,5 до 15 лет включительно.
Пунктом 2.8 регламента утвержден перечень документов, необходимых для предоставления услуги.
Документы для частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки в загородный оздоровительный лагерь предоставляются предприятиями (организациями) в Управление:
1) до 1 марта текущего года:
- заявка на частичную компенсацию средней стоимости путевки в детские загородные лагеря для детей работников предприятия (организации) (приложение 3);
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенная копия такой выписки, полученные ранее, чем за два месяца до дня подачи заявки. Выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенная копия такой выписки, полученные не ранее, чем за два месяца до дня получения заявки, до 1 марта текущего года;
2) до 31 мая текущего года:
- договор об осуществлении взаимодействия по отдыху и оздоровлению детей в каникулярное время до 31 мая текущего года (приложение 4);
3) до 30 ноября текущего года:
- счет-фактура для перечисления компенсации за счет субсидий из бюджета Удмуртской Республики в соответствии со спецификацией (приложение к договору N 1);
- копия договора между получателем и лагерем на приобретение путевок;
- копия накладной на приобретенные путевки;
- копия платежных документов, подтверждающих факт оплаты путевок лагерю;
- копии обратных талонов, заполненных в установленном порядке;
- реестр детей, отдохнувших в лагере (приложение к договору N 2);
- сводный отчет по итогам оздоровительного сезона до 15.09.2012 по установленной форме (приложение к договору N 3).
Из материалов дела следует, что истец составил заявку от 01.02.2013 N 01-2-2Г-12/276 на частичную компенсацию стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря.
Между тем, доказательств направления данной заявки материалы дела не содержат.
Как верно указано судом первой, только 13.06.2013 истец направил проект договора от 11.06.2013 N 31-УЭ/13 об осуществлении взаимодействия с предприятием по отдыху и оздоровлению детей в стационарных загородных оздоровительных лагерях ответчику, т.е. с нарушением срока, установленного в п. 2.8 Регламента.
Иных доказательств согласования или подписания договора об осуществлении взаимодействия по отдыху и оздоровлению детей в стационарных загородных лагерях в установленный срок ни материалы дела, ни апелляционная жалоба не содержат.
Отказ в предоставлении субсидии не был обжалован истцом в установленном в п.5 Регламента порядке.
Действительно, финансирование предоставляется в течение 2013 г., как указано в регламенте.
Между тем, фактически несоблюдение сроков предоставления документов привело к тому, что на момент обращения с проектом договора, муниципальным образованием уже были распределены поступившие денежные средства.
Согласно п. 3 Правил субсидии предоставляются только при наличии средств в бюджете муниципального образования на финансирование организации отдыха детей в каникулярное время.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что предоставление субсидий местным бюджетам осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики, в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Удмуртской Республики в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, предусмотренных Министерству образования и науки Удмуртской Республики.
Во исполнение постановления Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2009 N 382 "Об организации оздоровления и отдыха детей в Удмуртской Республике" сумма, выделенная на организацию отдыха детей в каникулярное время из бюджета Удмуртской Республики в бюджет Балезинского района на оздоровление детей в загородных лагерях была выставлена на торги в виде открытого аукциона в электронной форме, по результатам торгов победило ООО ДОЛ "Звездочка".
Доводы истца о неправомерности выставления суммы, выделенной на организацию отдыха в каникулярное время, на торги судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку данные доводы не могут быть оценены в рамках рассматриваемого спора.
Доказательств наличия денежных средств в бюджете муниципального образования на момент обращения с проектом договора материалы дела не содержат.
Правовых оснований для взыскания распределенных денежных средств в качестве убытков с муниципального образования истцом не приводится, судом апелляционной инстанции не установлено.
Неправомерность действий муниципального образования в данной части истцом не оспаривается ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанций. Указание истца на неисполнение ответчиком обязанности по максимальному обеспечению выполнения правовых актов судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, как документально не подтвержденное.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание истца на то, что он со своей стороны так же должен был осуществить необходимые действия в установленный срок с целью получения субсидии в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской республики от 28.12.2009 N 382 и Регламентом муниципальной услуги "Предоставление частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря".
В рассматриваемом случае, суд первой инстанции верно указал, что истец не проявил должную степень заботливости и осмотрительности при осуществлении взаимодействия с муниципальным образованием по частичному возмещению стоимости путевок и не усмотрел правовых оснований для удовлетворения иска, ввиду отсутствия совокупности условий, при наличии которых требование о взыскании 24 360 руб. убытков подлежало бы удовлетворению (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы общества об обратном подлежат отклонению на основании вышеизложенного.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, жалоба общества - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.12.2013 по делу А71-9909/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9909/2013
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго"
Ответчик: Муниципальное образование "Балезинский район" в лице Управления образования Администрации Муниципальное образование "Балезинский район"
Третье лицо: Министерство образования и науки Удмуртской Республики