Екатеринбург |
|
15 декабря 2016 г. |
Дело N А07-4516/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 декабря 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Вдовина Ю. В., Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башстрой" (далее - ООО "Башстрой", общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.05.2016 по делу N А07-4516/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Их представители в судебное заседание не явились.
ООО "Башстрой" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным п. 1 решения от 03.09.2014 N 273-18.1/14, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Управление, антимонопольный орган).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) и Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Стерлитамакскому району (далее - Комитет, КУС МЗиО РБ по Стерлитамакскому району).
Решением суда от 31.05.2016 (судья Валеев К.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2016 (судьи Малышев М.Б., Плаксина Н.Г., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Общество считает, что судами нарушены положения ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), так как указанные нормы предполагают возможность обращения с жалобой лица, не подавшего заявку на участие в торах, при наличии реального, а не мнимого нарушения, или действительной угрозы правам и законным интересам лица, подающего жалобу. Данная норма устанавливает закрытый перечень лиц, имеющих право на обжалование действий (бездействия) организаторов торгов. Комитет не является лицом, подавшим заявку на участие в торгах, кроме того отсутствуют доказательства нарушения его прав и законных интересов проведением торгов. Заявитель полагает, что самостоятельным основанием для признания недействительным решения антимонопольного органа является факт рассмотрения жалобы, которая при первоначальном поступлении не соответствовала требованиям ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Поступление дублирующей жалобы, надлежаще оформленной, не устраняет данное нарушение. Также безусловным основанием для признания недействительным оспариваемого акта заявитель считает то, что заинтересованное лицо - ООО "Башстрой" - не было извещено административным органом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы Комитета в нарушение требований п. 2 ст. 45 Закона о защите конкуренции. Общество также считает факт отсутствия приёма Комитетом заявки на участие в аукционе не имеющим правового значения, так как в качестве организатора аукциона в силу п. 6 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации выступает Администрация, и заявка ООО "Башстрой" с приложением подана и зарегистрирована секретарём аукционной комиссии 05.06.2014.
Как следует из материалов дела, 15.08.2014 в Управление поступила жалоба Комитета на действия Администрации при проведении открытого аукциона по продаже права аренды, сроком на 5 (пять) лет, на земельный участок с кадастровым номером 02:44:211001:2177, общей площадью 134 131 кв.м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, д. Байрак, кв-л "В", с разрешенным использованием (назначением): комплексное жилищное строительство (извещение на сайте N 050514/0096638/01). Впоследствии в антимонопольный орган 22.08.2015 поступила дублирующая жалоба Комитета с приложением распечатки извещения о проведении торгов N 050514/0096638/01 и выписки из ЕГРП от 13.08.2014 N 01/020/2014-12741.
Антимонопольным органом 25.08.2014 вынесено уведомление N 273-18.1/14 о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
Управлением 03.09.2014 вынесено решение по жалобе N 273-18.1/14, которым:
1. Жалоба Комитета на действия Администрации при проведении открытого аукциона по продаже права аренды, сроком на 5 (пять) лет, на земельный участок с кадастровым номером 02:44:211001:2177, общей площадью 134 131 кв.м, расположенный по адресу: РБ, Стерлитамакский район, д. Байрак, кв-л "В" с разрешенным использованием (назначением): комплексное жилищное строительство (извещение на сайте N 050514/0096638/01) признана обоснованной.
2. Решено не выдавать Администрации предписание в связи с тем, что администрацией заключен договор с ООО "Башстрой".
Суды установили, что основанием для вынесения антимонопольным органом оспариваемого решения послужили следующие обстоятельства.
Администрацией согласно постановлению от 30.04.2014 N 392 "О проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 02:44:211001:2177 в целях комплексного жилищного строительства" принято решение о проведении аукциона.
В дальнейшем - 02.06.2014 - от имени Комитета на официальном сайте в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru опубликовано информационное сообщение (извещение N 050514/0096638/01) о проведении открытого аукциона по продаже права аренды, сроком на 5 (пять) лет, на земельный участок с кадастровым номером 02:44:211001:2177, общей площадью 134 133 кв.м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, д. Байрак, кв-л "В", с разрешенным использованием (назначением): комплексное жилищное строительство. Контактная информация организатора торгов и места приёма заявок соответствует информации о Комитете. Администрацией условия и порядок проведения вышеназванного аукциона отражены в Положении об условиях и порядке проведения открытого аукциона. В Положении организатором аукциона указан Комитет, этот же орган указан как регистрирующий заявки и обеспечивающий их сохранность.
Однако Комитетом, значащимся организатором торгов, данное извещение не публиковалось, в Комитете заявки на участие в аукционе не регистрировались. Комитет 23.07.2014 отменил на сайте в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru данное извещение как ошибочно размещенное.
Администрация, признав аукцион не состоявшимся ввиду наличия только одной заявки, 24.07.2014 заключила договор с ООО "Башстрой", подавшим заявку на участие в аукционе непосредственно в Администрацию, как с единственным участником по начальной цене аукциона.
Управление пришло к выводу о нарушении Администрацией положений ст. 38.1, 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации, процедуры проведении торгов и порядка заключения договоров. Согласно указанным нормам аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, определяют в качестве продавца исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 названного Кодекса. Продавец принимает решение о проведении аукциона. В качестве организатора аукциона выступает продавец или действующая на основании договора с ним специализированная организация. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены. Информация о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет" и опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом Правительством РФ. Извещение о проведении аукциона должно содержать информацию, перечисленную в п. 8, 9, 10 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ, в частности, об организаторе аукциона, о наименовании органа, принявшего решение о проведении аукциона, и реквизиты такого решения, о приёме заявок на участие в аукционе.
Управлением установлено, что по соглашению между Администрацией и Комитетом, утвержденным решением Совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от 27.12.2012 N 3/з-44 Комитет выполняет от имени муниципального образования функции в сфере гражданских и иных правоотношений по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, а также земельными участками до разграничения государственной собственности на землю и земельными участками, полномочия по управлению и распоряжению которыми республиканскими законами переданы муниципальным образованиям:
- подготовка документации, а также проектов решений муниципального образования и проектов договоров аренды купли продажи, доверительного управления, безвозмездного пользования, залога (ипотеки) объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, в том числе земельных участков, расположенных на территории муниципального образования;
- подготовка документации, в том числе проектов решений муниципального образования, в том числе подготовка проектов решений муниципального образования по предоставлению земельных участков юридических лиц и граждан на земельные участки, и проектов договоров аренды, купли-продажи безвозмездного (срочного) пользования, залога (ипотеки) земельных участков до разграничения государственной собственности на землю на основании решения или поручения главы муниципального образования, принятого в сфере его компетенции, установленной законодательством;
- осуществление контроля за платежами в пределах заключенных договоров;
- регистрация права собственности муниципального образования и сделок в органах государственной регистрации за счет средств бюджета муниципального образовании.
В обязанности муниципального образования входит:
- возложение на Территориальный орган функций по подготовке к заключению всех договоров, подготовке документов и решений в соответствии п. 1.1 настоящего Соглашения и осуществлению контроля за своевременной оплатой платежей по заключенным договорам;
- предоставление по требованию Территориального органа необходимых материалов для подготовки проектов договоров.
Учитывая изложенные обстоятельства, Управление приняло решение от 03.09.2014 N 273-18.1/14.
ООО "Башстрой" обратилось с заявлением в арбитражный суд, ссылаясь на нарушение ст. 18.1 Закона о защите конкуренции ввиду того, что оно не было извещено Администрацией о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения, а также ввиду того, что Комитет не является лицом, подавшим заявку на участие в торгах, нарушение его прав и законных интересов проведением торгов отсутствует, жалоба Комитета не подписана уполномоченным лицом, информация о проведении аукциона публиковалась от имени Комитета, заключение договора аренды между ООО "Башстрой" и Администрацией осуществлено в результате проведения аукциона и признания его не состоявшимся.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, руководствовались ст. 198, 200 АПК РФ, ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, так же иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Установив, что жалоба подана Комитетом в связи с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, суды обоснованно отклонили доводы заявителя о неправомерности принятия и рассмотрения Управлением этой жалобы.
Судами проверены и признаны обоснованными выводы Управления о выявленных нарушениях, явившихся основанием для принятия п. 1 оспариваемого решения.
Довод общества о том, что жалоба подана неуполномоченным лицом, отклонен судами как противоречащий материалам дела.
Судами на основании материалов дела установлено выполнение Управлением требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции о размещении информации и уведомления о поступлении жалобы. Бездействие Администрации, не выполнившей требования ч. 12 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции об извещении лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения, было предметом исследования судов, установлено отсутствие последствий для ООО "Башстрой", какого-либо влияния на законность оспариваемого обществом решения антимонопольного органа.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.05.2016 по делу N А07-4516/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Башстрой" - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Башстрой" государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платёжному поручению от 26.10.2016 N 79.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н.Токмакова |
Судьи |
Ю.В.Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.