Екатеринбург |
|
21 июля 2014 г. |
Дело N А47-4074/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Лукьянова В. А., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орске Оренбургской области (далее - управление, страховщик) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2014 по делу N А47-4074/2013 Арбитражного суда Оренбургской области.
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбургский Вторчермет" (ИНН: 5614026923, ОГРН: 1065614058179, далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным в части решения управления от 21.02.2013 N 10.
Решением управления от 21.02.2013 N 10 обществу доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, начислены пени, общество привлечено к ответственности за неуплату страховых взносов на основании ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) и за представление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, на основании ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Решением суда от 14.08.2013 (судья Евдокимова Е.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Решение управления о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 21.02.2013 N 10 признано недействительным в части доначисления страховых взносов в сумме 5376 руб. на суммы выплат за дополнительные выходные дни, предоставленные работникам для ухода за детьми-инвалидами, начисления пеней в сумме 886 руб. 97 коп., в части привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в виде назначения штрафа в сумме 1075 руб. 20 коп. и в части привлечения к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в виде назначения штрафа в сумме 4 559 руб. 21 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2014 (судьи Кузнецов Ю.А., Иванова Н.А., Малышева И.А.) решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.08.2013 отменено в части отказа в признании недействительным решения управления от 21.02.2013 N 10 в части начисления страховых взносов в сумме 2992 руб. на суммы денежных компенсаций за нарушение срока выплаты заработной платы сотрудникам, начисления пеней в сумме 570 руб. 86 коп., применения ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в виде назначения штрафа в сумме 1673 руб. 60 коп. и в части применения ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в виде назначения штрафа в сумме 178 736 руб. 23 коп. В указанной части заявленные требования удовлетворены, решение управления от 21.02.2013 N 10 признано недействительным. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит постановление суда апелляционной инстанции отменить в части признания недействительным решения управления от 21.02.2013 N 10 в части, касающейся привлечения общества к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в виде назначения штрафа в сумме 12 470 руб., указывая на неправильное применение судом нормы абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, отмечая, что в обжалуемой части к страхователю применена ответственность за предоставление недостоверных сведений о периодах работы застрахованных лиц, а именно сведений, не соответствующих первичным документам кадрового учета страхователя.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, отмечая, что спор разрешен судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу абз. 8 ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, определяется "Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования", разработанной в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ и утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 (далее - Инструкция).
В соответствии со ст. 8, 11, 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ) страхователь обязан представлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего учета сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Положениями п. 35 Инструкции предусмотрено, что контроль за достоверностью сведений о трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и о заработной плате (доходе), представляемых страхователями, осуществляют территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации путем проведения проверок, запроса дополнительных сведений, а также путем сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными налоговых органов и органов федерального казначейства. При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.
Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций выявлено, что управлением проведена выездная проверка, которой, в числе прочего установлен факт предоставления обществом территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации недостоверных сведений о периодах работы застрахованных лиц, а именно сведений, не соответствующих документам кадрового учета страхователя (неверно выделен в стаже отпуск без содержания, неверно указан период работы, дата увольнения, неверно не выделены периоды временной нетрудоспособности и т.д.). Указанное обстоятельство послужило основанием для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в виде наложения штрафа в соответствующей сумме.
Расчет суммы штрафа, назначенного по указанному основанию, представлен управлением в материалы дела и являлся предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.
Рассматривая дело, суд первой инстанции признал решение управления в части привлечения общества к ответственности по ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ по указанному основанию правомерным.
Суд апелляционной инстанции заключил, что недостоверность сведений, предназначенных для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, предполагает существенные нарушения, влияющие на правильность исчисления страховых взносов, таким образом, за представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, не влекущих за собой занижение суммы платежей, ответственность законом не предусмотрена.
По мнению суда кассационной инстанции, указанные выводы суда апелляционной инстанции основаны на неверном толковании норм Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В соответствии с подп. 3, 4, 5, 8, 10 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь представляет следующие сведения: дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ сведения, предусмотренные п. 2 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует учитывать, что периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, сведения о трудовом стаже застрахованных лиц, представляемые страхователем страховщику по установленным формам для ведения индивидуального (персонифицированного) учета на основании ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, необходимы для правильного назначения трудовой пенсии и должны соответствовать документам кадрового учета страхователя при отсутствии какой-либо связи с исчислением страховых взносов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что выявленный управлением факт представления недостоверных сведений о периодах работы застрахованных лиц, не соответствующих документам кадрового учёта, не связанных со спором о занижении базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страхователем не опровергнут и установлен при рассмотрении настоящего дела судами обеих инстанций, суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о правомерности наложения на страхователя оспоренного штрафа по указанному основанию, вследствие чего постановление суда апелляционной инстанции в указанной части следует отменить на основании ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неверным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции в обжалуемой части следует отменить, решение суда первой инстанции - оставить в силе.
Руководствуясь ст.ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2014 по делу N А47-4074/2013 Арбитражного суда Оренбургской области отменить в части признания решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орске Оренбургской области от 21.02.2013 N 10 недействительным в части применения ответственности по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" за представление в целях осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта недостоверных сведений, не соответствующих документам кадрового учёта, не связанных со спором о занижении базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В указанной части оставить в силе решение Арбитражного суда Оренбургской области.
В остальной части постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2014 по делу N А47-4074/2013 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменений.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
В.А.Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует учитывать, что периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, сведения о трудовом стаже застрахованных лиц, представляемые страхователем страховщику по установленным формам для ведения индивидуального (персонифицированного) учета на основании ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, необходимы для правильного назначения трудовой пенсии и должны соответствовать документам кадрового учета страхователя при отсутствии какой-либо связи с исчислением страховых взносов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2014 г. N Ф09-4525/14 по делу N А47-4074/2013