Екатеринбург |
|
30 июля 2014 г. |
Дело N А07-21477/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Ященок Т. П., Лукьянова В. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - управление) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2014 по делу N А07-21477/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие арбитражный управляющий Добрынина Ирина Зуфаровна (далее - арбитражный управляющий) и представитель арбитражного управляющего - Ахметов А.С. (доверенность от 31.03.2014).
Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), за невыполнение требований законодательства о несостоятельности (банкротстве).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Юридическо-финансовая компания".
Решением суда от 12.02.2014 (судья Валеев К.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии в действиях арбитражного управляющего состава вмененного административного правонарушения.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2014 (судьи Баканов В.В., Арямов А.А., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель кассационной жалобы полагает, что, поскольку арбитражным управляющим не исполнены все обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ), в срок, установленный п. 2 ст. 124 названного Закона, указанное бездействие является основанием для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 Кодекса.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Часть 3 ст. 14.13 Кодекса предусматривает, что неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
В соответствии с п. 4 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно п. 1 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества; включить в Единый генеральный реестр сведения о банкротстве, сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания; привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства; предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику; вести реестр требований кредиторов, предъявленных к должнику; передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению; заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов; исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, которые представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
В силу п. 2 ст. 124 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ срок конкурсного производства составляет 6 месяцев. В указанный срок конкурсный управляющий обязан принять все необходимые меры для достижения целей конкурсного производства, поскольку продление срока конкурсного производства может быть обусловлено исключительными случаями.
Согласно ст. 143 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ конкурсным кредиторам предоставлено право на получение информации, необходимой для осуществления контроля за деятельностью конкурсного управляющего, в частности представление собранию кредиторов конкурсным управляющим отчета о своей деятельности, а также иной информации не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.12.2012 по делу N А07-19775/2012 в отношении СПК "Николаевка" введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Добрынина И.З.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.04.2013 по делу N А07-19775/2012 СПК "Николаевка" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим утверждена Добрынина И.З.
Управление провело проверку деятельности арбитражного управляющего
по вопросу соблюдения норм действующего законодательства при осуществлении полномочий конкурсного управляющего должника - СПК "Николаевка", в ходе которой выявлены нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве), а именно: установлено длительное бездействие арбитражного управляющего по формированию конкурсной массы, недобросовестное исполнение арбитражным управляющим обязанностей по проведению инвентаризации имущества должника, затягивание процедуры банкротства в нарушение п. 4 ст. 20.3, п. 2 ст. 129 Федерального закона от 26.10.202 N 127-ФЗ.
По результатам проверки деятельности арбитражного управляющего при исполнении им полномочий конкурсного управляющего должника - СПК "Николаевка" управлением составлен протокол от 28.11.2013 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.13 Кодекса, выразившемся в невыполнении положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
При исследовании обстоятельств административного дела судами установлено следующее.
Приказом арбитражного управляющего от 20.05.2013 назначена комиссия для проведения инвентаризации в составе Добрыниной И.З., Корчагиной Г.М. Срок начала проведения инвентаризации - 20.05.2013, срок окончания не установлен.
В качестве обоснования длительного неисполнения обязанностей по инвентаризации арбитражный управляющий сослался на факт нахождения по адресу регистрации СПК "Николаевка" другого юридического лица - СПК "Рассвет", что затруднило разграничение имущества по собственникам, и наличие листка нетрудоспособности арбитражного управляющего в период с 11.06.2013 по 25.06.2013.
Кроме того, в ходе проведения процедуры конкурсного производства в ответ на неоднократные требования арбитражного управляющего финансово-хозяйственные документы, печати и штампы переданы должником частично.
Арбитражным управляющим Добрыниной И.З. проведена инвентаризация по состоянию на 16.10.2013, по результатам которой составлены акты инвентаризации, 16.10.2013 заключен договор на проведение оценки имущества должника.
При исследовании по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющихся в материалах дела доказательств суды заключили, что за шесть месяцев конкурсного производства арбитражным управляющим проведены все мероприятия, предусмотренные законодательством о банкротстве, в том числе проведена инвентаризация имущества должника, проведена оценка имущества, разработано положение о порядке и сроках продажи имущества должника, арбитражным управляющим приняты все меры, необходимые для достижения целей конкурсного производства, а именно, для поиска, выявления и возврата имущества должника, находящегося у третьих лиц, по истребованию у бывшего руководителя должника бухгалтерской и иной документации, в том числе первичной документации по дебиторской задолженности, в целях ее взыскания, на основании чего обоснованно пришли к выводу о том, что арбитражным управляющим при осуществлении конкурсного производства соблюдены положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии в действиях конкурсного управляющего состава вменяемого административного правонарушения и правомерно отказал в удовлетворении требования управления о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 Кодекса.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2014 по делу N А07-21477/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
Т.П.Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При исследовании по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющихся в материалах дела доказательств суды заключили, что за шесть месяцев конкурсного производства арбитражным управляющим проведены все мероприятия, предусмотренные законодательством о банкротстве, в том числе проведена инвентаризация имущества должника, проведена оценка имущества, разработано положение о порядке и сроках продажи имущества должника, арбитражным управляющим приняты все меры, необходимые для достижения целей конкурсного производства, а именно, для поиска, выявления и возврата имущества должника, находящегося у третьих лиц, по истребованию у бывшего руководителя должника бухгалтерской и иной документации, в том числе первичной документации по дебиторской задолженности, в целях ее взыскания, на основании чего обоснованно пришли к выводу о том, что арбитражным управляющим при осуществлении конкурсного производства соблюдены положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии в действиях конкурсного управляющего состава вменяемого административного правонарушения и правомерно отказал в удовлетворении требования управления о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 июля 2014 г. N Ф09-4716/14 по делу N А07-21477/2013