Екатеринбург |
|
12 августа 2014 г. |
Дело N А50-20035/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Рябовой С.Э., Семеновой З.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Валиулиной М.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Перми (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Пермского края от 19.12.2013 по делу N А50-20035/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Некрасова Павла Дмитриевича (далее - предприниматель) - Козлова Е.А. (доверенность от 07.10.2013), Куликова М.Н. (доверенность от 07.10.2013),
администрации города Перми и Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми - Зелененко И.Е. (доверенности от 25.12.2013 и от 17.12.2013).
Предприниматель Некрасов П.Д. обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании не действующим и не соответствующим п. 11 ст. 1, ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации постановления администрации от 25.12.2012 N 103-П "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории в Дзержинском районе города Перми" в части установления "красных линий" в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Барамзиной, д. 38.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее - департамент) и муниципальное бюджетное учреждение "Бюро городских проектов".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 19.12.2013 (судья Батракова Ю.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 (судьи Дюкин В.Ю., Гладких Е.О., Скромова Ю.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение ст. 1, 41, 42 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель указывает на то, что спорные красные линии являются проектируемыми и их прохождение через земельный участок, занятый объектом недвижимости предпринимателя, обусловлен планируемым размещением вспомогательной квартальной улицы и объектов водоснабжения и водоотведения. По мнению заявителя, у администрации имелись основания для установления красных линий в спорных границах, так как на момент проведения планировки территории объект недвижимости находился в собственности муниципального образования и предназначался под снос. Как полагает заявитель, предприниматель не ущемлен в своих правах, поскольку не является обладателем прав на спорный земельный участок. Кроме того, заявитель ссылается на отсутствие доказательств того, что земельный участок исключен из оборота либо ограничен в нем и не может быть сформирован в границах предусмотренных красных линий.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель ссылается на несостоятельность доводов заявителя, считает выводы судов законными и обоснованными, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, предпринимателю на праве собственности принадлежит здание, расположенное по адресу: Пермский край, г. Пермь, Дзержинский район, ул. Барамзиной, д. 38, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 08.07.2013 серии 59-БГ N 937322, 59-БГ N 937323, 59-БГ N 937324, 59-БГ N 937505.
В августе 2013 года предприниматель обратился в департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 24.07.2013 N 5900/201/13-325545.
Департамент 22.08.2013 выдал заявителю заключение по схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте с выводом о несоответствии схемы расположения земельного участка градостроительным требованиям, а именно - границы формируемого земельного участка не соответствуют проекту межевания территории, утвержденному постановлением администрации от 25.12.2012 N 103-П.
Предприниматель, полагая, что постановление администрации от 25.12.2012 N 103-П "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) в Дзержинском районе города Перми" в части установления "красных линий" в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Барамзиной, д. 38, является незаконным, нарушает его права и интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что установление "красных линий" без учета фактического расположения на земельном участке объекта недвижимости противоречит нормам градостроительного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
В силу ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются также красные линии (ч. 1, 3 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150, предусмотрено, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. В случае если, установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, не допускается осуществлять градостроительную подготовку территорий без учета прав собственников зданий, строений, сооружений (их частей, включая квартиры), которые на начало указанной подготовки не воспользовались принадлежащими им правами на приобретение прав на земельные участки, необходимые для использования этих зданий, строений, сооружений, включая многоквартирные дома. Указанные права в обязательном порядке учитываются при выполнении действий по планировке территории и подготовке градостроительных планов земельных участков, осуществляемых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и в порядке, определенном данными Правилами.
Как установлено судами и следует из материалов дела, границы красных линий, установленные постановлением администрации от 25.12.2012 N 103-П, проходят по земельному участку, занятому принадлежащим предпринимателю на праве собственности зданием, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Барамзиной, д. 38, в границах самого объекта недвижимости.
При этом администрацией не представлено обоснования необходимости установления красных линий таким образом, что они пересекают данный земельный участок непосредственно по его застроенной части.
Доказательств того, что на спорном участке находятся объекты общего пользования либо данный земельный участок используется как территория общего пользования, в материалы дела не представлено. Отсутствуют также сведения о принятых администрацией решениях о резервировании указанного земельного участка с целью его последующего выкупа для государственных или муниципальных нужд.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что планировка территории и установление красных линий без учета имеющейся застройки спорного земельного участка противоречит приведенным выше нормам градостроительного законодательства.
Учитывая, что предусмотренное оспариваемым постановлением администрации прохождение границ красных линий препятствует формированию земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего предпринимателю объекта недвижимости, и приобретению прав на него, суды правомерно удовлетворили требования предпринимателя и признали постановление администрации от 25.12.2012 N 103-П недействительным в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Барамзиной, д. 38.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что на момент принятия оспариваемого постановления объект недвижимости принадлежал муниципальному образованию и предназначался под снос, а также на то, что земельный участок под зданием не сформирован и предприниматель не является правообладателем земельного участка, не принимаются.
Распорядившись данным объектом и передав его в собственность предпринимателя, администрация тем самым приобрела обязанность обеспечить реализацию новым собственником своего исключительного права на приобретение земельного участка, необходимого для эксплуатации этого объекта недвижимости (ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации). При отсутствии в рассматриваемом случае надлежащим образом оформленных ограничений данного исключительного права наличие красных линий в установленных оспариваемым постановлением границах не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы предпринимателя.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 19.12.2013 по делу N А50-20035/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Перми - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.