Екатеринбург |
|
06 августа 2014 г. |
Дело N А07-8331/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Тороповой М.В., Рябовой С.Э.,
при ведении протокола помощником судьи Кокориной Д.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.01.2014 по делу N А07-8331/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Башкортостан - Аблаева Л. Ф. (доверенность от 25.03.2014 N 93).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - ТУ Росимущества в Республике Башкортостан) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" (далее - общество АНК "Башнефть") о признании права собственности на следующие объекты недвижимости:
- скважина N 25 Подгорновского месторождения, инвентарный номер 5471, дата ввода в эксплуатацию 1979 год, расположенная по адресу: 453330, Республика Башкортостан, Кугарчинский район;
- скважина N 46 Беркутовского месторождения, инвентарный номер 5466, дата ввода в эксплуатацию 1974 год, расположенная по адресу: 453330, Республика Башкортостан, Кугарчинский район;
- скважина N 41 Исимовского месторождения, инвентарный номер 5470, дата ввода в эксплуатацию 1980 года, расположенная по адресу: 453330, Республика Башкортостан, Кугарчинский район;
- скважина N 50 Беркутовского месторождения, инвентарный номер 5467, дата ввода в эксплуатацию 1979 год, расположенная по адресу: 453330, Республика Башкортостан, Кугарчинский район;
- скважина N 54 Беркутовского месторождения, инвентарный номер 5468, дата ввода в эксплуатацию 1980 года, расположенная по адресу: 453330, Республика Башкортостан, Кугарчинский район;
- скважина N 58 Беркутовского месторождения, инв. номер 5469, дата ввода в эксплуатацию 1980 года, расположенная по адресу: 453330, Республика Башкортостан, Кугарчинский район;
- скважина N 70 Беркутовского месторождения, инв. номер 5470, дата ввода в эксплуатацию 1984 года, расположенная по адресу: 453330, Республика Башкортостан, Кугарчинский район;
- скважина N 71 Беркутовского месторождения, инв. номер 5473, дата ввода в эксплуатацию 1983 года, расположенная по адресу: 453330, Республика Башкортостан, Кугарчинский район (с учетом уточнения требований, заявленных в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Уфа" (далее - общество "Газпром трансгаз Уфа").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.01.2014 (судья Файрузова Р.М.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 (судьи Пивоварова Л.В., Богдановская Г.Н., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Республике Башкортостан просит судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, а также на нарушение и неправильное применение норм материального права. Как указывает заявитель, в соответствии с п. 2.1.43 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий" скважины глубокого бурения находятся в федеральной собственности и их приватизация запрещена. Таким образом, поскольку право федеральной собственности в отношении названного имущества возникло в силу закона, то ТУ Росимущества в Республике Башкортостан владеет имуществом, которое в установленном законом порядке из федеральной собственности не выбывало. Между тем, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, истцом не представлены доказательства того, что спорное имущество отнесено к федеральной собственности. При этом заявитель полагает неправомерным вывод суда о том, что удовлетворение требований истца о признании права собственности будет препятствовать в реализации прав общества АНК "Башнефть" как недропользователя, так и пользователя земельными участками, расположенными под скважинами.
Как установлено судами и следует из материалов дела, во исполнение Постановления Совета Министров Башкирской ССР от 14.07.1992 N 229, по акту межведомственной комиссии от 01.12.1992, от НПО "Союзнефтеотдача" были переданы на баланс ГП "Баштрансгаз" 8 законсервированных разведочных скважин Саратовско-Беркутовской группы газоконденсатных месторождений.
Постановлением Управления по геологии и использованию недр при Кабинете Министров Республики Башкортостан от 02.09.2002 N 415П право пользования недрами Саратовско-Беркутовской площади обществом с ограниченной ответственностью "Баштрансгаз" прекращено с 01.10.2002.
По результатам проведенного 08.12.2005 аукциона в соответствии с п. 6 приказа Федерального агентства по недропользованию от 20.12.2005 N 1320 "Об утверждении итогов аукционов на получение права пользования недрами Беркутовского, Исимовского, Подгорновского и Саратовского участков с целью разведки и добычи углеводородного сырья и Елизаветинского-1 участка с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на территории Республики Башкортостан" победителем аукциона признано общество АНК "Башнефть".
Обществу АНК "Башнефть" 13.06.2006 выдана лицензия на право пользования недрами (серия УФА, N 13638, вид НЭ), срок окончании действия которой 25.04.2026, с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Подгорновского участка, участок недр расположен в Кугарчинском районе Республики Башкортостан.
По акту приема-передачи от 05.12.2006 геолого-технической документации по Саратовско-Беркутовской группе месторождений КС и ПХГ общество с ограниченной ответственностью "Баштрансгаз" сдало, а общество АНК "Башнефть" приняло, в том числе геолого-техническую документацию по скважинам: Беркутовское месторождение - N 46, 50, 54, 58, 70, 71; Исимовское месторождение - N 41; Подгорновское месторождение - N 25.
Между ТУ Росимущества (учредитель управления) и обществом АНК "Башнефть" (доверительный управляющий) подписан договор о передаче федерального имущества (спорных скважин) в доверительное управление от 07.05.2007 N 2 ДУ, в соответствии с которым учредитель управления передает, а доверительный управляющий принимает в доверительное управление на условиях настоящего договора на срок с 10.04.2007 по 01.01.2012 федеральное имущество: фонд законсервированных скважин в количестве восьми единиц, расположенных в пределах Беркутовского, Исимовского и Подгорновского горных участков недр для использования в целях, предусмотренных настоящим договором (п. 2.1 договора).
Указанный договор заключен во исполнение п. 4.1.1 лицензионных соглашений об условиях пользования недрами с целью разведки и добычи углеводородного сырья в пределах Беркутовского, Исимовского и Подгорновского горных участков на территории Республики Башкортостан, оформленных к лицензиям на право пользования недрами N 13635 серии НЭ (зарегистрированной от 13.06.2006 за N 4561/Уфа), N 13636 серии НЭ (зарегистрированной от 13.06.2006 за N 4562/Уфа), N 13638 серии НЭ (зарегистрированной от 13.06.2006 за N 4564/Уфа) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В целях государственной регистрации договора доверительного управления скважин глубокого бурения, общество АНК "Башнефть" изготовило и направило в Управление Росреестра по Республике Башкортостан Кугарчинский сектор технические паспорта на скважины Беркутовского N 46, 50, 54, 58, 70, 71, Исимовского N 41 и Подгорновского N 25 месторождений.
Письмом от 15.02.2008 N 15-09/68-354 общество АНК "Башнефть" уведомило ТУ Росимущества в Республике Башкортостан о том, что государственная регистрация договора доверительного управления скважин глубокого бурения была приостановлена, поскольку отсутствует зарегистрированное право собственности Российской Федерации на переданные по договору доверительного управления объекты, в связи с чем, ответчик просил истца зарегистрировать право собственности Российской Федерации на указанные скважины.
Согласно уведомлению Управления Росреестра от 08.11.2013 N 02-0-1-03/4002/2013-124546 сведения о зарегистрированных правах на спорные объекты недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Ссылаясь на то, что полномочия собственника в отношении вышеуказанных 8 скважин, находящихся в пользовании общества АНК "Башнефть", осуществляет Российская Федерация, однако без правоустанавливающих документов доказать наличие права и зарегистрировать его не представляется возможным, ТУ Росимущества в Республике Башкортостан обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу о недоказанности истцом того, что спорные скважины относятся к федеральной собственности, а также, что между истцом и ответчиком имеется спор о принадлежности спорных скважин, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из судебного решения.
Признание права как способ защиты гражданских прав прямо предусмотрено абз. 2 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для удовлетворения заявленных исковых требований необходимо наличие спора о праве.
ТУ Росимущества в Республике Башкортостан в качестве материально обязанного лица указывает общество АНК "Башнефть". Между тем, как усматривается из материалов дела (отзыв, т. 1, л. д. 108-109, т. 2, л. д. 94), ответчик своих прав на спорное имущество не заявляет и никогда не заявлял, доказательств того, что упомянутое лицо не признает за истцом его вещное право на спорное недвижимое имущество, в материалы дела также не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие между истцом и ответчиком спора о праве, оснований для удовлетворения исковых требований ТУ Росимущества в Республике Башкортостан к обществу АНК "Башнефть" не имеется.
Кроме того, принимая во внимание Положение о порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий, зарегистрированное в Минюсте России 25.09.1995 N 953, Указ Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", с учетом положений ст. 125, 214, 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из того, что доказательств отнесения спорных скважин к государственной собственности, пробуренных за счет средств государственного бюджета истцом в материалы дела не представлены (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суды пришли к выводу о том, что оснований для признания права федеральной собственности на скважины не имеется.
Между тем, в материалы дела представлены технические паспорта и выписки из реестра федерального имущества по спорным скважинам, из которых следует, что скважина N 71 введена в эксплуатацию в 1983 г., скважина N 70 - в 1984 г., скважина N 58 - в 1980 г., скважина N 54 - в 1980 г., скважина N 41 - в 1980 г., скважина N 50 - в 1979 г., скважина N 46 - в 1974 г., скважина N 25 - в 1979 г. (т. 2, л. д. 2-64).
Указанные документы не были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций, вопрос о том, кем вводились данные скважины в эксплуатацию и в чьей собственности на тот момент они находились, судами не рассматривался.
Суд апелляционной инстанции также отклонил ссылку истца на п. 2 раздела IV приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", указав на то, что данный пункт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.09.1993 N 15-П в части отнесения к объектам исключительно федеральной собственности предприятий топливно-энергетического комплекса.
Однако, судом не учтено, что данное постановление касалось вопроса совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, названный пункт признан неконституционным с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами.
Вопрос отнесения спорных скважин к федеральной собственности или собственности субъекта судами также не рассматривался. Субъект Российской Федерации - Республика Башкортостан к участию в деле не привлекался.
При таких обстоятельствах выводы судов о недоказанности истцом того, что спорные скважины относятся к федеральной собственности нельзя признать обоснованными, поскольку сделаны без полного выяснения всех обстоятельств, в связи с чем подлежат исключению из мотивировочной части.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что в данном случае между истцом и ответчиком отсутствует спор о праве, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
В связи с этим обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.01.2014 по делу N А07-8331/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.