Екатеринбург |
|
21 августа 2014 г. |
Дело N А71-9590/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.
судей Рябовой С.Э., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики" (далее - Военный комиссариат) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.02.2014 по делу N А71-9590/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество с ограниченной ответственностью "Обелиск" (далее - общество "Обелиск") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Военному комиссариату о взыскании 260 060 руб. расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти участников войны (с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Военный комиссариат Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному, Устиновскому районам, Баталова Людмила Николаевна, Александров Василий Кононович, Иванова Лариса Кимовна, Слюняев Вадим Владимирович, Павелкин Владимир Дмитриевич, Косов Виктор Владимирович, Симонов Юрий Валентинович, Троегубова Татьяна Георгиевна, Усольцева Ольга Валентиновна, Постовалов Сергей Владимирович.
Решением суда от 03.02.2014 (судья Лиуконен М.В.) исковые требования удовлетворены. С Военного комиссариата за счет федерального бюджета в пользу общества "Обелиск" взыскано 260 060 руб. ущерба.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 (судьи Григорьева Н.П., Богданова Р.А., Кощеева М.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Военный комиссариат просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460, нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что оплате подлежат расходы на изготовление и установку памятников без учета гравировочных работ, в связи с чем стоимость данных работ должна быть исключена из общей стоимости спорных памятников, подлежащей возмещению.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Обелиск" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 2012 по 2013 гг. между обществом "Обелиск" (исполнитель) и гражданами, имеющими в силу закона право на возмещение расходов на изготовление и установку надгробия их погибшим (умершим) родственникам за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, заключено 10 договоров подряда, согласно условиям которых общество "Обелиск" обязалось изготовить, доставить и установить за счет собственных средств надгробные памятники для умерших участников Великой Отечественной Войны, в том числе: Полстовалова Николая Павловича, Баталова Вениамина Григорьевича, Рябова Геннадия Михайловича, Симонова Валентина Андреевича, Троегубова Георгия Федоровича, Обухова Николая Семеновича, Егорова Кима Константиновича, Волкова Пантелея Евстафьевича, Павелкина Дмитрия Александровича, Усольцева Энгельса Александровича.
Согласно справкам о захоронении указанные лица захоронены на кладбищах в г. Ижевске.
По договорам цессии (уступки прав требования) родственники названных умерших участников Великой Отечественной Войны передали обществу "Обелиск" права требования к Военному комиссариату о возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой памятников умершим участникам войны.
Уведомление о состоявшейся уступке права требования были направлены в отдел военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому Индустриальному и Устиновскому районам г. Ижевска.
Военный комиссариат направил в адрес общества "Обелиск" письма, в которых сообщил об отказе в возмещении оплаты стоимости изготовления и установки надгробных памятников. В качестве оснований отказа Военным комиссариатом указаны следующие причины: отсутствие удостоверений участников Великой Отечественной Войны и сведений о том, что умершие состояли на учете в Военном комиссариате Удмуртской Республики, несоответствие и завышение определенных параметров памятников.
Общество "Обелиск", ссылаясь на невозмещение Военным комиссариатом затрат, связанных с изготовлением, доставкой и установкой надгробных памятников умершим участникам Великой Отечественной войны, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба
В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Закона погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников (далее - Порядок).
Пунктом 35 Порядка предусмотрено, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в п. 2 Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребении или учета. В соответствии с п. 2 данного Порядка порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны Российской Федерации на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной Войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
В соответствии с п. 36 названного Порядка родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в п. 38 вышеназванного Порядка.
На основании п. 38 Порядка для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справка о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
По смыслу положений ст. 5, 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" лицо, взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов. Соответствующие государственные органы обязаны оплатить таким лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим), принадлежавшим к перечисленным категориям лиц.
Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что обществом "Обелиск" Военному комиссариату был представлен по каждому надгробному памятнику весь пакет документов, предусмотренный пунктом 38 Порядка, включая заявление о возмещении с фотографией установленного памятника, договор, акт приемки выполненных работ, квитанцию с описанием размеров и материалов памятника и прейскурантом цен на оказанные услуги, справку о смерти и справку о месте захоронения лица, которому установлен памятник.
С учетом этого и принимая во внимание, что общество "Обелиск" надлежащим образом исполнило свои обязательства по изготовлению и установке надгробных памятников вышеназванным умершим участникам Великой Отечественной войны, не превысило норму расходов, при этом данные расходы Военным комиссариатом не возмещены, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили исковые требования.
Довод Военного комиссариата о том, что из суммы, подлежащей к взысканию, должна быть исключена стоимость гравировочных работ, отклоняется.
Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 содержит нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников и их установку. При этом указанное постановление не раскрывает, что должно содержаться на элементах надгробного памятника.
Исходя из смысла п. 35, 38 Порядка целью изготовления и установления надгробного памятника является увековечивание памяти участников Великой Отечественной войны, то есть указание на надгробном памятнике информации о лицах, в честь которых они установлены, размещение фотографий, военных наград, благодарственных слов.
Таким образом, гравировочные работы входят в изготовление и установку надгробных памятников и стоимость таких работ не должна быть исключена из стоимости по изготовлению и установке памятников.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.02.2014 по делу N А71-9590/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.