Екатеринбург |
|
02 сентября 2014 г. |
Дело N А76-25336/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.
судей Семеновой З.Г., Платоновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кабировой Я.А.
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.02.2014 по делу N А76-25336/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проводимом при содействии Арбитражного суда Челябинской области, приняли участие представители:
Управления Росреестра - Шишкина И.В. (доверенность от 17.01.2014 N 76);
индивидуального предпринимателя Ядрихинского Дмитрия Борисовича - Литуновская Т.В. (доверенность от 11.11.2013).
Предприниматель Ядрихинский Д.Б. обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра в государственной регистрации договора аренды от 06.11.2012 N 725 лесного участка с кадастровым номером 74:19:11070001:2371, изложенного в сообщении от 04.10.2013 N 11/029/2013-501, возложении на Управление Росреестра обязанности осуществить государственную регистрацию названного договора аренды.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление лесами Челябинской области.
Решением суда от 20.02.2014 (судья Мрез И.В.) заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным изложенный в сообщении от 04.10.2013 N 11/029/2013-501 отказ Управления Росреестра в государственной регистрации договора аренды от 06.11.2012 N 725 лесного участка с кадастровым номером 74:19:11070001:2371. На Управление Росреестра возложена обязанность в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу произвести государственную регистрацию названного договора аренды.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 (судьи Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 1, 45, 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости"), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель считает, что у него не имелось законных оснований для государственной регистрации спорного договора аренды, поскольку в отсутствие государственного кадастрового учета лесного участка с условным номером 74-74-19/060/2009-382 невозможно установить, что лесной участок с кадастровым номером 74:19:1107001:2371, являющийся предметом договора аренды, образован именно из названного ранее учтенного участка. По мнению Управлению Росреестра, описания местоположения названных земельных участков недостаточно для их сопоставления. Кроме того, заявитель указывает, что по аналогичному основанию им было отказано в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 74:19:1107001:2371.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Ядрихинский Д.Б. просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность выводов судов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.10.2010 серии 74 АГ N 076581 на основании п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации 21.01.2010 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, категория земель: земли лесного фонда - ведение лесного хозяйства, площадью 124 722 103 кв. м, условный номер 74-74-19/060/2009-382, расположенный по адресу: Челябинская обл., Сосновский р-н, Кременкульское участковое лесничество ОГУ "Шершневское лесничество", кварталы 1-38, 41-44, 45 (выделы: 1-27, часть 28, часть 29, 30, часть 31, часть 32, 33 - 38, часть 39, 40 - 52), 46, 47 (выделы: 1-11, часть 12, 13 - 30), 48, 49 (выделы:1-29, часть 30, 31 - 34), 51 (выделы: 1-5, часть 6, 7 - 21), 52-58, 62-73, 74 (выделы: 1-36, 38-40), 75 (выделы: 1-38, часть 39, 40, 41), 76 (выделы: 1-17, 19-21, 26-35), 77, 78 (выделы: 1, 2, 4-7), 79-95, 96 (выделы: 2, 3, 9-29), 97, 98, 99 (выделы: 1-12, часть 13, 17 - 26, часть 27, 28 - 34), часть 100 (выделы: 1,2, часть 3, 4, часть 5, 6, 7, 11, 12, 14 - 24, часть 25, 26 - 28, часть 29, 30), 101-109.
По результатам аукциона между Главным управлением лесами Челябинской области (арендодатель) и предпринимателем Ядрихинским Д.Б. (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 06.11.2012 N 725, в соответствии с условиями которого предпринимателю Ядрихинскому Д.Б. передан в аренду лесной участок с кадастровым номером 74:19:1107001:2371, местоположение участка: Челябинская обл., Сосновский р-н, Шершневское лесничество, Кременкульское участковое лесничество, квартал 105, часть выдел 18, общая площадь участка - 0,5 га.
В п. 1.2 договора также указано, что передаваемый в аренду лесной участок с кадастровым номером 74:19:1107001:2371 является частью лесного участка с кадастровым (условным) номером 74-74-19/060/2009-382.
Предприниматель Ядрихинский Д.Б. 13.07.2013 обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 06.11.2012 N 725.
С заявлением на государственную регистрацию предпринимателем Ядрихинским Д.Б. были представлены, в том числе договор аренды лесного участка от 06.11.2012 N 725, протокол результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды от 17.10.2012 N 5, кадастровый паспорт лесного участка.
В сообщении от 04.10.2013 N 38/108/2011-219 Управление Росреестра на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") отказало предпринимателю Ядрихинскому Д.Б. в государственной регистрации договора аренды от 06.11.2012 N 725. В обоснование отказа Управление Росреестра сослалось на невозможность определенно установить имущество, подлежащее передаче в аренду, так как в представленном на государственную регистрацию договоре аренды его предметом является лесной участок с кадастровым номером 74:19:1107001:2371, а в п. 1.2 договора указано, что лесной участок, являющийся предметом договора аренды, является частью лесного участка с условным номером 74-74-19/060/2009-382; в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о государственной регистрации прав на лесной участок с кадастровым номером 74:19:1107001:2371; согласно сведениям государственного кадастра недвижимости предыдущим для вышеуказанного земельного участка является кадастровый номер 74:19:0000000:580, записи о регистрации прав на который в также не имеется.
Предприниматель Ядрихинский Д.Б., полагая, что данный отказ в государственной регистрации договора аренды не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 16 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
На основании п. 1 ст. 18 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Пунктом 2 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Как следует из материалов дела, основанием отказа в государственной регистрации договора аренды от 06.11.2012 N 725 послужило то, что предметом договора аренды является лесной участок с кадастровым номером 74:19:1107001:2371, а в п. 1.2 договора указано, этот участок является частью лесного участка с условным номером 74-74-19/060/2009-382, в связи с чем невозможно определенно установить имущество, подлежащее передаче в аренду, а также отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации прав на лесной участок с кадастровым номером 74:19:1107001:2371.
В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Согласно п. 2 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом "О государственном кадастре недвижимости" (ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из п. 3 ст. 1 Закона "О государственном кадастре недвижимости", действиями, подтверждающими существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, являются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о таком недвижимом имуществе.
Пунктом 1 ст. 5 названного Закона предусмотрено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер).
На основании ст. 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение. В государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости.
Пунктом 2 ст. 26 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
Как разъяснено в п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации договоров аренды части вещи, судам необходимо учитывать, что по смыслу п. 2 и 3 ст. 26 и п. 10 ст. 33 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Судам также необходимо учитывать, что глава V Земельного кодекса Российской Федерации содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные на государственную регистрацию документы, в том числе договор аренды от 06.11.2012 N 725, приложения к нему, протокол результатов аукциона, кадастровый паспорт, суды пришли к правильному выводу о том, что в договоре аренды указаны данные, позволяющие точно определить лесной участок, переданный арендатору по договору в качестве объекта аренды.
Судами также верно указано, что в результате кадастрового учета объекта недвижимого имущества такой объект приобретает свойства индивидуально-определенной вещи, которая может быть вовлечена в гражданский оборот, следовательно, постановка спорного лесного участка на кадастровый учет свидетельствует о его индивидуализации.
Ссылки Управления Росреестра на невозможность с достоверностью установить, что спорный лесной участок с кадастровым номером 74:19:11070001:2371 является частью земельного участка с условным номером 74-74-19/060/2009-382, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, рассмотрены и обоснованно отклонены судами.
В соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Пунктом 6 ст. 47 Закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, зарегистрированы в соответствии с Законом "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Исходя из п. 1 ст. 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости", одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Судами установлено, что из имеющегося в материалах дела свидетельства о государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с условным номером 74-74-19/060/2009-382 площадью 124 722 103 кв. м усматривается, что являющийся предметом представленного на государственную регистрацию договора аренды лесной участок с кадастровым номером 74:19:11070001:2371 площадью 0,5 га входит в состав земельного участка с условным номером 74-74-19/060/2009-382, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
С учетом изложенного суды верно указали на то, что заявителем на государственную регистрацию договора аренды от 06.12.2012 N 725 были представлены все необходимые документы, в связи с чем пришли к правильному выводу об отсутствии у Управления Росреестра оснований для отказа в государственной регистрации данного договора аренды, и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются с учетом вышеизложенного, поскольку основаны на неправильном толковании норм права, а также по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.02.2014 по делу N А76-25336/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
З.Г. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.