Екатеринбург |
|
02 сентября 2014 г. |
Дело N А76-23099/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Платоновой Е.А., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления по земельно-имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района (далее - управление по земельно-имущественным отношениям) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.02.2014 по делу N А76-23099/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Чебаркульская птица" (далее - общество) - Багач В.Н. (доверенность от 20.09.2013 N 269).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Челябинской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012:
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0910001:23, площадью 26,2606 га, в размере рыночной стоимости 473 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0910001:24, площадью 40,0 га, в размере рыночной стоимости 701 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0910001:25, площадью 8,8 га, в размере рыночной стоимости 169 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0910001:26, площадью 16,00 га, в размере рыночной стоимости 297 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0910001:27, площадью 4,5 га, в размере рыночной стоимости 90 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0910001:28, площадью 1,3 га, в размере рыночной стоимости 28 250 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0910001:29, площадью 58,7 га, в размере рыночной стоимости 1 006 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0910001:30, площадью 94,3 га, в размере рыночной стоимости 1 579 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0910001:31, площадью 39,8 га, в размере рыночной стоимости 701 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0910001:32, площадью 54,2 га, в размере рыночной стоимости 935 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0910001:34, площадью 10,3 га, в размере рыночной стоимости 194 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0910002:2, площадью 45,0903 га, в размере рыночной стоимости 787 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0910002:4, площадью 6,1 га, в размере рыночной стоимости 120 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0902001:10, площадью 153,2 га, в размере рыночной стоимости 2 492 300 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0902001:11, площадью 67,8 га, в размере рыночной стоимости 1 154 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0902001:12, площадью 33,58 га, в размере рыночной стоимости 595 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0902001:157, площадью 54,3 га, в размере рыночной стоимости 937 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0902001:158, площадью 100,0 га, в размере рыночной стоимости 1 666 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0905002:6, площадью 91,5 га, в размере рыночной стоимости 1 533 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:66, площадью 733,5317 га, в размере рыночной стоимости 10 999 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0701002:46, площадью 54,7376 га, в размере рыночной стоимости 916 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0703001:2, площадью 13,4038 га, в размере рыночной стоимости 243 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0703001:3, площадью 59,1151 га, в размере рыночной стоимости 983 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0703001:4, площадью 164,6718 га, в размере рыночной стоимости 2 596 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0703001:5, площадью 185,8371 га, в размере рыночной стоимости 2 908 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0703001:6, площадью 21,9626 га, в размере рыночной стоимости 388 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0908002:29, площадью 43,7353 га, в размере рыночной стоимости 765 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0908002:30, площадью 209,6478 га, в размере рыночной стоимости 3 355 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0908002:31, площадью 145,2548 га, в размере рыночной стоимости 2 373 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0908002:32, площадью 19,0336 га, в размере рыночной стоимости 349 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0908002:33, площадью 6,1713 га, в размере рыночной стоимости 121 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0908002:34, площадью 11,2048 га, в размере рыночной стоимости 212 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0908002:35, площадью 2,2335 га, в размере рыночной стоимости 47 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0908002:36, площадью 69,0858 га, в размере рыночной стоимости 1 175 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0908002:37, площадью 113,8717 га, в размере рыночной стоимости 1 880 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0908002:38, площадью 28,3425 га, в размере рыночной стоимости 518 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0908002:39, площадью 70,6183 га, в размере рыночной стоимости 1 202 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0908002:40, площадью 41,6103 га, в размере рыночной стоимости 727 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0908002:41, площадью 78,6005 га, в размере рыночной стоимости 1 328 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0908002:42, площадью 7,5382 га, в размере рыночной стоимости 146 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0908002:43, площадью 2,3572 га, в размере рыночной стоимости 49 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0908002:44, площадью 70,4657 га, в размере рыночной стоимости 1 199 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0908002:45, площадью 10,7701 га, в размере рыночной стоимости 203 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0908002:46, площадью 9,573 га, в размере рыночной стоимости 181 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0908002:47, площадью 214,1363 га, в размере рыночной стоимости 3 422 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0908002:48, площадью 108,1203 га, в размере рыночной стоимости 1 795 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0908002:50, площадью 62,438 га, в размере рыночной стоимости 1 070 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0908002:51, площадью 88,3521 га, в размере рыночной стоимости 1 482 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0908002:52, площадью 329,3751 га, в размере рыночной стоимости 5 145 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0908002:53, площадью 67,9276 га, в размере рыночной стоимости 1 156 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0908002:54, площадью 56,4412 га, в размере рыночной стоимости 974 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:334, площадью 313,1565 га, в размере рыночной стоимости 4 765 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:323, площадью 39,8979 га, в размере рыночной стоимости 681 000 рублей (далее - спорные земельные участки).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, управление по земельно-имущественным отношениям.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 10.02.2014 (судья Гусев А.Г.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 (судьи Богдановская Г.Н., Суспицина Л.А., Пивоварова Л.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление по земельно-имущественным отношениям просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом приказа Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 21.03.2013 N 47-П. Заявитель считает, что оценка рыночной стоимости земельных участков, указанных в исковых требованиях, должна производиться на дату подачи иска, поскольку вышеназванный приказ вступил в законную силу с момента публикации 30.03.2013, а для определения размера арендных платежей установленная данным нормативным актом кадастровая стоимость будет применяться с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Управление ссылается на то, что действующая до 21.03.2013 кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2012 соответствует заявленной обществом рыночной стоимости, а в некоторых случаях отличается в меньшую сторону от той, которую истец указал в своем требовании. В связи с этим заявитель указывает на отсутствие оснований считать данную кадастровую стоимость недостоверной. Заявитель не согласен с выводом суда апелляционной инстанции о том, что управление земельно-имущественных отношений было надлежащим образом уведомлено о времени и месте судебного разбирательства в суде первой инстанции. Как указывает заявитель, судебное извещение не было направлено по фактическому адресу органа местного самоуправления: г. Чебаркуль, уд. Шоссейная, д. 11б, что лишило третье лицо возможности принять участие в судебном заседании и заявить свои доводы и возражения относительно рассматриваемых исковых требований.
Как установлено судами, обществу на праве аренды принадлежат земельные участки, поименованные в исковом заявлении.
Ссылаясь на то, что установленная приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 21.03.2013 N 47-П по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость указанных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
В подтверждение несоответствия кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости истцом представлены отчеты от 24.06.2013 N 19/1/2013, 19/2/2013, подготовленные обществом с ограниченной ответственностью "Консалтинговый центр "КБ", а также экспертные заключения от 18.09.2013 N 026-05-1627/2, 026-05-1627/1 о соответствии данных отчетов требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 названного Кодекса (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом в силу правил п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Суды, оценив представленные истцом отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков от 24.06.2013 N 19/1/2013Б, 19/2/2013, подготовленные обществом с ограниченной ответственностью "Консалтинговый центр "КБ", приняв во внимание заключения Южно-Уральской торгово-промышленной палаты от 18.09.2013 N 026-05-1627/2, 026-05-1627/1, от 28.06.2013 N 307/300-13, согласно которым названные отчеты соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также отсутствие доказательств, опровергающих величину рыночной стоимости, определенную указанными отчетами, пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 21.03.2013 N 47-П, существенно превышает их рыночную стоимость, и подлежит установлению в размере, равном рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2012, с момента вступления в силу решения суда по рассматриваемому требованию.
Довод заявителя жалобы о том, что рыночная стоимость спорных земельных участков подлежала установлению по состоянию на момент подачи иска, а не по состоянию на 01.01.2012, основан на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно абз. 1 ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости, могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
Абзацем вторым названной статьи установлено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Судом апелляционной инстанции правильно применены правовые позиции, изложенные в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, от 25.06.2013 N 10761/11, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости, может быть определена посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
Поскольку оспариваемая обществом кадастровая стоимость земельных участков сельскохозяйственного назначения утверждена приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 21.03.2013 N 47-П по состоянию на 01.01.2012, рыночная стоимость этих земельных участков правомерно определена истцом на указанную дату.
Доводы заявителя о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков, действующая по состоянию на 01.01.2012, соответствует, а в некоторых случаях меньше, чем заявленная истцом рыночная стоимость, подлежат отклонению, как противоречащие установленным судами обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Кроме того, превышение рыночной стоимости кадастровой стоимости земельного участка не может ограничивать право заинтересованного лица установить кадастровую стоимость в размере равном его рыночной стоимости.
Ссылка заявителя на ненадлежащее извещение его о времени и месте судебного разбирательства в суде первой инстанции, подлежит отклонению.
Как установлено судом апелляционной инстанции, определение суда первой инстанции от 18.11.2013 было направлено управлению земельно-имущественных отношений по адресу его местонахождения: Чебаркульский район, д. Сарафаново, ул. Мира, д. 3. Данное извещение было возвращено с отметкой почтовой организации об отсутствии адресата по указанному адресу и неоднократных попытках вручения заказного письма. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал, что при отсутствии в материалах дела сведений об изменении адреса лица, участвующего в деле, оснований считать третье лицо не извещенным надлежащим образом не имеется.
При этом правовая позиция по рассматриваемым в данном деле требованиям была изложена управлением земельно-имущественных отношений в судебном заседании апелляционного суда и явилась предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции. Таким образом, заявитель реализовал свои процессуальные права третьего лица, предусмотренные ст. 40, 41, 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции по указанным основаниям не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.02.2014 по делу N А76-23099/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления по земельно-имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
Е.А. Платонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.