Екатеринбург |
|
03 сентября 2014 г. |
Дело N А07-14764/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Тороповой М.В., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Караидельский союз лесопромышленников" (далее - общество "Караидельский союз лесопромышленников") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.01.2014 по делу N А07-14764/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Караидельский союз лесопромышленников" - Гребнев А.Н. (доверенность от 27.12.2013);
Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан - Нургалиев Э.Р. (доверенность от 30.05.2014 N 82).
Общество "Караидельский союз лесопромышленников" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан о признании недействительным соглашения от 21.08.2012 о внесении изменений и дополнений в договор аренды лесного участка от 10.06.2008 N 1.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.01.2014 (судья Архиереев Н.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 (судьи Богдановская Г.Н., Суспицина Л.А., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Караидельский союз лесопромышленников" просит судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, а также на нарушение и неправильное применение норм материального права. Заявитель полагает, что суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен был рассмотреть заявленное требование, исходя из фактических обстоятельств дела. По мнению заявителя, поскольку в исковом заявлении указывалось на то, что оспариваемое соглашение подписано им вынуждено, под угрозой приостановления заготовки древесины, при заключении соглашения арендатор фактически был лишен влиять на содержание договора, условия которого являются обременительными суды должны были учесть п. 8-10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", а также п. 14 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 N 162 "Обзор практики применения арбитражными судами статей 178 и 179 Гражданского кодекса Российской Федерации" и нормы ст. 179 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, как указывает заявитель, судами не дана надлежащая оценка протоколу совещания Министерства с арендаторами-лесозаготовителями от 10.08.2012, а также тому, что на арендаторов возложены дополнительные обязанности. Заявитель также не согласен с выводом судов о том, что противоречие условий договора нормам гражданского законодательства имеется только в том случае, если такие условия противоречат императивным нормам, в остальных случаях стороны вправе определять условия договора по своему усмотрению.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании протокола закрытого лесного конкурса по передаче в аренду участков лесного фонда Республики Башкортостан от 30.12.2004 между федеральным государственным учреждением "Караидельский лесхоз" (арендодатель) и обществом "Караидельский союз лесопромышленников" (арендатор) подписан договор аренды лесного участка от 01.11.2006 N 1, по условиям условиями которого арендодатель передает, а арендатор принимает в долгосрочную аренду для целей заготовки древесины участок лесного фонда с кадастровым номером 02:30:000000:0051 общей площадью 20787 га на срок 10 лет за плату, размер, порядок, условия и сроки внесения которой установлены в приложении N 5, являющемуся неотъемлемой частью договора.
Указанный договор аренды лесного участка зарегистрирован 08.02.2008 в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан.
В соответствии с протоколом от 18.03.2008 N 1 заседания комиссии по приведению в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации ранее заключенных договоров аренды лесных участков для заготовки древесины договор аренды с обществом "Караидельский союз лесопромышленников" переоформлен.
Между Министерством природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан (арендодатель) и обществом "Караидельский союз лесопромышленников" (арендатор) подписан договор аренды лесного участка от 10.06.2008 N 1, в соответствии которым арендодатель, действующий в соответствии со ст. 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 16350 га, местоположение: Республика Башкортостан, Караидельское лесничество, Караидельское участковое лесничество, кадастровый номер 02:30:000000:0051. Срок действия договора установлен с мая 2008 года по 01.11.2016 (п. 19 договора).
Арендная плата по договору составляет 2 065 710 руб. в год (п. 5 договора).
Указанный договор аренды лесного участка от 10.06.2008 N 1 зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан 03.07.2008.
В дальнейшем между Министерством лесного хозяйства и обществом "Караидельский союз лесопромышленников" подписано соглашение от 21.08.2012 N 1 о внесении изменений и дополнений к договору аренды лесного участка от 10.06.2008 N 1, которое 02.10.2012 зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
Общество "Караидельский союз лесопромышленников", ссылаясь на то, что данное соглашение содержит обременительные для него условия, которые не были бы приняты при наличии у него возможности определять содержание договора, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании соглашения от 21.08.2012 N 1 недействительным на основании ст. 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего.
Согласно ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ранее действовавшей редакции) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно ст. 447 Гражданского кодекса РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления, в том числе в аренду гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного ч. 7 ст. 53.7 названного Кодекса.
По смыслу указанной нормы действующим законодательством закреплен принцип неизменности условий аукциона, по результатам которых был заключен договор аренды лесного участка. Между тем запрета на изменение иных условий договора, не являющихся условиями аукциона, в данной норме не содержится.
При этом к числу условий аукциона, среди прочего относятся условия о предмете аукциона, в том числе о местоположении лесных участков или лесных насаждений, о площади и границах лесных участков, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов, об обременениях лесных участков, об ограничении использования лесов, о кадастровых номерах лесных участков, о видах и об установленных лесохозяйственным регламентом параметрах использования лесов; о начальной цене предмета аукциона (начальном размере арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины), определяемой в соответствии со ст. 73 и 76 Лесного кодекса Российской Федерации, но не ниже минимального размера арендной платы или минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений (ст. 79 названного Кодекса).
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, по результатам закрытого лесного конкурса по передаче в аренду участков лесного фонда Республики Башкортостан с обществом "Караидельский союз лесопромышленников" 01.11.2006 был заключен договор аренды участка лесного фонда с кадастровым номером 02:30:000000:0051 общей площадью 20787 га (протокол от 30.12.2004), который впоследствии был переоформлен и заключен договор аренды лесного участка от 10.06.2008 N 1 (ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Из оспариваемого истцом соглашения от 21.08.2012 о внесении изменений дополнений в договор аренды лесного участка от 10.06.2008 N 1, следует, что изменения, вносимые в договор аренды, касаются обязанностей лесопользователей, в том числе в сфере обеспечения охраны лесов, пожарной безопасности в лесах, санитарной безопасности в лесах; ответственности за невыполнение принятых арендатором обязательств; установления дополнительных оснований для расторжения договоров аренды лесных участков.
В том случае, если бы эти условия являлись условиями аукциона, то в силу п. 2 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации изменение данных условий как на основании соглашения сторон, так и по требованию одной из сторон, было бы недопустимым, в противном случае сделка бы подлежала оспариванию в порядке ст. 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела истцу неоднократно предлагалось представить доказательства того, какие именно условия договора были условиями аукциона, и какие условия были изменены дополнительным соглашением.
Однако доказательств того, что изменения, вносимые оспариваемым соглашением в договор аренды лесного участка от 10.06.2008 N 1, касаются условий аукциона, по результатам которого был заключен договор аренды лесного участка от 01.11.2006, а затем договор от 10.06.2008 N 1, истцом не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из этих обстоятельств, руководствуясь п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции верно указал, что противоречие условий заключенного договора можно констатировать лишь в том случае, если такие условия противоречат императивным нормам действующего законодательства, в остальных случаях стороны вправе определять условия договора по своему усмотрению и взаимному согласию.
Исследовав материалы дела, учитывая обстоятельства заключения договора аренды, проанализировав условия дополнительного соглашения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что введение оспариваемым соглашением дополнительных обязанностей арендатора по охране, защите, воспроизводству лесов в договор аренды лесного участка, которые прямо не предусмотрены или не конкретизированы в Лесном кодексе Российской Федерации, не свидетельствует о противоречии указанных условий закону, поскольку данные обязанности не нарушают императивных норм и могут определяться по соглашению сторон; условия оспариваемого соглашения представляют собой лишь детализацию порядка исполнения отдельных обязанностей арендатора.
Принимая во внимание вышеизложенное, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для признания недействительным соглашения от 21.08.2012 о внесении изменений и дополнений в договор аренды лесного участка от 10.06.2008 N 1 в соответствии со ст. 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации являются правильными.
Доводы истца о совершении сделки под влиянием давления со стороны ответчика подробно исследовались судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой судами приведенных им обстоятельств.
Нарушений или неправильного применения судами при разрешении спора норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.01.2014 по делу N А07-14764/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Караидельский союз лесопромышленников" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.