Екатеринбург |
|
02 сентября 2014 г. |
Дело N А60-34319/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкасской Г.Н.,
судей Васильченко Н.С., Абозновой О.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727; далее - общество "РЖД") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.02.2014 по делу N А60-34319/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" (ОГРН 1077758336985, ИНН 7708643971; далее - общество "ПГК") - Казанцева Е.А. (доверенность от 15.08.2014 N 352);
общества "РЖД" - Ахметшин П.Р. (доверенность от 13.08.2012).
Общество "ПГК" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "РЖД" о взыскании 51 301 095 руб. 54 коп. пеней за просрочку доставки порожних вагонов на основании ст. 33, 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) по претензиям:
с ИД/ПР/ФЕкб-1564/12 по ИД/ПР/ФЕкб-1566/12;
с ИД/ПР/ФЕкб-1632/12 по ИД/ПР/ФЕкб-1650/12, ИД/ПР/ФЕкб-1712/12;
с ИД/ПР/ФЕкб-1719/12 по ИД/ПР/ФЕкб-1744/12;
с ИД/ПР/ФЕкб-21/13 по ИД/ПР/ФЕкб-43/13;
с ИД/ПР/ФЕкб-105/13 по ИД/ПР/ФЕкб-118/13, с ИД/ПР/ФЕкб-121/13 по ИД/ПР/ФЕкб-134/13;
с ИД/ПР/ФЕкб-286/13 по ИД/ПР/ФЕкб-305/13;
с ИД/ПР/ФЕкб-331/13 по ИД/ПР/ФЕкб-353/13;
с ИД/ПР/ФЕкб-370/13 по ИД/ПР/ФЕкб-372/13;
с ИД/ПР/ФЕкб-374/13 по ИД/ПР/ФЕкб-396/13;
с ИД/ПР/ФЕкб-398/13 по ИД/ПР/ФЕкб-400/13;
с ИД/ПР/ФЕкб-455/13 по ИД/ПР/ФЕкб-483/13;
с ИД/ПР/ФЕкб-496/13 по ИД/ПР/ФЕкб-522/13;
с ИД/ПР/ФЕкб-586/13 по ИД/ПР/ФЕкб-606/13.
В предварительном судебном заседании при рассмотрении дела N А60-26183/2013 05.09.2013 судом удовлетворено ходатайство о выделении требований о взыскании пеней в сумме 20 076 855 руб. 66 коп. в настоящее производство по претензиям с номерами:
с ИД/ПР/ФЕкб-1564/12 по ИД/ПР/ФЕкб-1566/12;
с ИД/ПР/ФЕкб-1632/12 по ИД/ПР/ФЕкб-1650/12, ИД/ПР/ФЕкб-1712/12;
с ИД/ПР/ФЕкб-1719/12 по ИД/ПР/ФЕкб-1744/12;
с ИД/ПР/ФЕкб-21/13 по ИД/ПР/ФЕкб-43/13;
с ИД/ПР/ФЕкб-105/13 по ИД/ПР/ФЕкб-118/13;
с ИД/ПР/ФЕкб-121/13 по ИД/ПР/ФЕкб-134/13.
С учётом уточнения искового требования, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом рассмотрены требования о взыскании 19 954 188 руб. 01 коп.
Решением суда от 11.02.2014 (судья Казакова Г.И.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 (судьи Лихачева А.Н., Крымджанова Д.И., Назарова В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "РЖД" просит указанные судебные акты изменить, отказать в части взыскания 3 194 156 руб. 72 коп., ссылаясь на неправомерность взыскания пеней в указанной сумме по вагонам, задержанным на промежуточных станциях по причинам, не зависящим от перевозчика. В обоснование данного довода заявитель ссылается на п. 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27), согласно которому сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки, в частности, в случаях задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
При этом заявитель жалобы отмечает, что в представленных в материалы дела актах общей формы указано, что нарушение сроков доставки произошло по вине грузополучателей, из-за невозможности своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования. В связи с изложенным общество "РЖД" полагает, что причина задержки не зависит от перевозчика.
Кроме того, заявитель жалобы указывает, что во исполнение требования п. 2.4 Методических рекомендаций по оформлению обществом "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных распоряжением общества "РЖД" от 22.03.2012 N 558р, общество "РЖД" оформило и передало извещения о задержке (отправлении) на промежуточных станциях вагонов грузополучателям, следовательно, исполнило обязанность по извещению грузополучателей.
По мнению заявителя жалобы, совокупность доказательств по делу (акты общей формы, извещения грузополучателей, распоряжения о бросании и отправлении поездов) подтверждает факт задержки вагонов на промежуточной станции в связи с неприемом их станцией назначения. Отсутствие в накладной отметки о составлении актов не может умалять значения данных доказательств.
В подтверждение правовой позиции общество "РЖД" ссылается на судебную практику по конкретным делам: А33-1698/2013, А33-7503/2012, А33-3950/2013, А56-14127/2012.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ПГК" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав явившихся в судебное заседание представителей истца и ответчика, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражения на нее, изучив материалы дела и проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу обстоятельствам, а также имеющимся в материалах дела доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судами при рассмотрении спора, на основании представленных в материалы дела транспортных железнодорожных накладных общество "ПГК" (грузоотправитель) передало обществу "РЖД" (перевозчик) груженые и порожние вагоны для их доставки в адрес грузополучателей на станции Свердловской железной дороги.
Ссылаясь на нарушение сроков доставки грузов, истец в порядке ст. 97 УЖТ РФ начислил перевозчику пени в сумме 19 954 188 руб. 01 коп. и направил в адрес последнего претензии с исходящими номерами по порядку с ИД/ПР/ФЕкб-1564/12 по ИД/ПР/ФЕкб-1566/12, с ИД/ПР/ФЕкб-1632/12 по ИД/ПР/ФЕкб-1650/12, ИД/ПР/ФЕкб-1712/12, с ИД/ПР/ФЕкб-1719/12 по ИД/ПР/ФЕкб-1744/12, с ИД/ПР/ФЕкб-21/13 по ИД/ПР/ФЕкб-43/13, с ИД/ПР/ФЕкб-105/13 по ИД/ПР/ФЕкб-118/13, с ИД/ПР/ФЕкб-121/13 по ИД/ПР/ФЕкб-134/13 с требованием об их уплате.
Неисполнение ответчиком содержащихся в претензиях требований в добровольном порядке послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим иском.
Общество "ПГК", ссылаясь на то, что в действиях общества "РЖД" имеется нарушение установленного законом обязательства по своевременной доставке порожних вагонов, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в полном объеме, исходил из доказанности факта просрочки доставки груза.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
В силу ст. 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Согласно п. 1 ст. 793 названного Кодекса в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
На основании ст. 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ч. 1 ст. 29 данного Устава обстоятельств.
В силу ст. 120 УЖТ РФ до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования. Указанные документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. При необходимости перевозчик вправе потребовать представления оригиналов документов для рассмотрения претензии.
Право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, или иска имеют грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель) - в случае просрочки доставки груза, грузобагажа. К претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная, грузобагажная квитанция.
В соответствии с п. 2 Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 42, право на предъявление претензии имеет грузополучатель или грузоотправитель, а в отдельных случаях - владелец железнодорожного пути необщего пользования. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные требования.
По смыслу приведенных норм права перевозчик обязан уплатить пени за просрочку доставки не принадлежащих ему порожних вагонов кому-либо одному из управомоченных лиц - грузоотправителю или грузополучателю.
При этом определение приоритета права грузоотправителя или грузополучателя на получение указанной пени возможно только при неисполненных перевозчиком обязательствах, предусмотренных ст. 97, 120 УЖТ РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о наличии оснований для привлечения перевозчика к ответственности за допущенную просрочку в доставке грузов.
Довод о необоснованном взыскании пени в размере 3 194 156 руб. 72 коп. в связи с задержкой вагонов на промежуточной станции по причине неприема станцией назначения из-за невозможности обеспечения выгрузки на путях необщего пользования по вине грузополучателей/владельцев путей необщего пользования, рассмотрен и правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
Согласно ст. 33 УЖТ РФ перевозчик обязан доставить груз в установленные правилами перевозки сроки, которые определяются в соответствии с Правилами N 27.
Правила N 27 предусматривают определенные обстоятельства, при наличии которых сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки.
В соответствии с п. 6.6 Правил N 27 сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами. О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прилагается к перевозочным документам, а на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.
В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка.
В п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ N 26 от 18.06.2003, предусмотрено, что задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
На станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров перевозчиком составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. Если задержка вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, привела к нарушению сроков доставки грузов, на основании акта общей формы на станции назначения перевозчик определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с п. 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления.
В случае отказа или уклонения грузополучателя от подписания акта общей формы и изложения своего мнения перевозчиком в строке акта общей формы "подпись" делается отметка: "От подписи отказался". При этом на оборотной стороне акта общей формы перевозчиком делается запись: "Настоящий акт был предъявлен на подпись" грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования, другим юридическим и физическим лицам с указанием фамилии, имени, отчества уполномоченного представителя этих лиц "в присутствии перевозчика" с указанием фамилии, имени, отчества и должности уполномоченных представителей перевозчика. Данная запись заверяется подписью указанных в записи уполномоченных представителей перевозчика. В данном случае грузополучатель также должен направить перевозчику свои разногласия или возражения не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
В соответствии с п. 2.6 Методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных распоряжением общества "РЖД" от 22.03.2012 N 558р, уполномоченный работник станции назначения передает извещение о задержке вагонов, контейнеров в пути следования в письменной форме грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. Извещение, в котором указывается полная информация о задержанных вагонах, контейнерах, составляется в двух экземплярах и регистрируется в книге исходящей документации. Первый экземпляр извещения передается под роспись грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования, второй экземпляр с отметкой о получении остается в делах станции. При отказе грузополучателя в проставлении отметки о получении извещения, в течение одних суток с момента остановки поезда от движения, указанное извещение направляется грузополучателю почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении.
Судами сделан обоснованный вывод о том, что для удостоверения обстоятельств, при которых задержка вагонов на промежуточной железнодорожной станции увеличивает срок доставки грузов, перевозчиком должны были быть представлены по каждому случаю: распоряжения о задержке вагонов, контейнеров и об отправлении задержанных вагонов, акт общей формы, составленный на промежуточной станции, доказательства извещения станции назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования, доказательства извещения грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования о задержке вагонов, контейнеров и об отправлении задержанных вагонов, акт общей формы, составленный на станции назначения.
С учетом ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 29 УЖД РФ вина перевозчика в нарушении обязательства предполагается. В этой связи согласно ч.1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания наличия обстоятельств отсутствия вины возлагается на ответчика.
Исследовав представленные ответчиком доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недостаточности их совокупности для удостоверения обстоятельств, при которых задержка вагонов на промежуточной железнодорожной станции увеличивает срок доставки грузов.
При таких обстоятельствах судами обоснованно удовлетворены требования о взыскании пеней за нарушение срока доставки обществу "ПГК" порожних вагонов в сумме 19 954 188 руб. 01 коп.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на определение ВАС РФ от 12.12.2013 по делу N ВАС-17895/13 об отказе в передаче дела NА33-1698/2013 в Президиум ВАС РФ, а также на практику по делам: А33-1698/2013, А33-7503/2012, А33-3950/2013, А56-14127/2012 является неверной, поскольку названные судебные акты приняты по обстоятельствам, не являющимся тождественными настоящему спору.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.02.2014 по делу N А60-34319/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Н. Черкасская |
Судьи |
Н.С. Васильченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.