Екатеринбург |
|
19 сентября 2014 г. |
Дело N А50-20741/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Ященок Т.П., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (далее - ГУ МЧС России по Пермскому краю, Управление; ОГРН 1065902059123, ИНН 5902293442) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 по делу N А50-20741/2013 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Иванова Т.Г. (доверенность от 21.07.2014 N 425).
Открытое акционерное общество "САН ИнБев" (далее - общество, ОАО "САН ИнБев", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными пунктов 2 предписаний ГУ МЧС России по Пермскому краю от 01.07.2013 N 47/3/24-2 и N 53/4/29-2 (с учетом принятого судом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением суда от 29.01.2014 (судья Аликина Е.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 (судьи Муравьева Е.Ю., Васева Е.Е., Грибиниченко О.Г.) решение суда частично отменено. Признаны недействительными пункты 2 предписаний ГУ МЧС России по Пермскому краю от 01.07.2013 N 47/3/24-2 об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны и N 53/4/29-2 об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в части требования о проведении работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту технических систем оповещения предприятиями связи. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что апелляционный суд, основываясь лишь на четырех отказах операторов связи в проведении эксплуатационно-технического обслуживания локальной системы, пришел к необоснованному выводу о неисполнимости пунктов 2 оспариваемых предписаний.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит апелляционное постановление оставить в силе, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам внеплановой проверки ОАО "СанИнБев" по вопросам соблюдения обязательных требования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Управлением выданы предписания от 01.07.2013 N 47/3/24-2 "Об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны" и N 53/4/29-2 "Об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", в пунктах 2 которых указано на то, что в нарушение требований п. 20 Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС N 422, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации N 90, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации N 376 от 25.07.2006 (далее - Положение N 422) и Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденного совместным Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС N 877, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации N 138, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации N 597 от 07.12.2005 (далее - Положение N 877) работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту технических систем оповещения производятся организацией, не относящейся к предприятиям связи, а ежедневное техническое обслуживание проводится один раз в неделю.
Не согласившись с названными ненормативными актами Управления в указанных частях, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, установив отсутствие оснований для признания оспариваемых пунктов предписаний недействительными.
Суд апелляционной инстанции частично отменил решение суда первой инстанции, указав на неисполнимость оспариваемых пунктов предписаний.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения.
Согласно п. "г" ч. 1 ст. 14 Закона N 68-ФЗ организации обязаны создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.
Частью 3 названой статьи предусмотрено, что организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.
Согласно п. 11 Положения N 422 основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
Пунктом 20 Положения N 422 предусмотрено, что организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания непосредственно осуществляют работы по реконструкции и поддержанию технической готовности систем оповещения на договорной основе.
МЧС России осуществляет проверки готовности систем оповещения к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе контроль за накоплением, хранением и техническим состоянием запасов мобильных средств оповещения.
Финансирование создания, совершенствования и поддержания в состоянии постоянной готовности систем оповещения, создания и содержания запасов средств для систем оповещения всех уровней, возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения, осуществляется в соответствии со ст. 24, 25 Закона N 68-ФЗ и ст. 18 Закона N 28-ФЗ (п. 27 Положения N 422).
Согласно п. 2, 3, 4 Положения N 877 постоянная готовность к использованию территориальных систем оповещения достигается своевременным и качественным эксплуатационно-техническим обслуживанием технических средств оповещения, которое включает в себя комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии, восстановлению работоспособности технических средств оповещения, выполняемых в период их использования по назначению.
Пунктом 6 Положения N 877 предусмотрено, что эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения осуществляется организациями связи, операторами связи или организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 18 Положения N 877 для технических средств оповещения предусматривается ежедневное техническое обслуживание (ЕТО), техническое обслуживание N 1 (ТО-1), техническое обслуживание N 2 (ТО-2).
Согласно п. 19 Положения N 877 ЕТО проводится на технических средствах оповещения, работающих непрерывно.
Работы в объеме ЕТО проводятся специалистами, допущенными к эксплуатационно-техническому обслуживанию технических средств оповещения. О результатах проведения ЕТО делается отметка в книге учета технического состояния технических средств оповещения (приложение N 1).
Пунктом 32 Положения N 877 предусмотрено, что основными документами по учету технического обслуживания технических средств оповещения являются формуляр; книга учета технического состояния технических средств оповещения.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что ОАО "САН ИнБев" относится к потенциально опасным объектам, использующим в своей производственной деятельности аммиак, внесено в "Перечень потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения Пермского края", следовательно, общество обязано обеспечивать содержание локальной системы оповещения в соответствии с указанными выше требованиями нормативных правовых актов, однако названные требования заявителем не соблюдались.
Апелляционный суд, соглашаясь с выводом суда первой инстанции о том, что требования, указанные в пунктах 2 обжалуемых предписаний, соответствуют действующему законодательству и обоснованы, вместе с тем, посчитал, что заинтересованным лицом не доказана исполнимость оспариваемых пунктов в части возможности осуществления работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту технических систем оповещения предприятиями связи.
Указанные выводы апелляционного суда ошибочны и не соответствуют материалам дела.
В соответствии со ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ГУ МЧС России по Пермскому краю представлены надлежащие доказательства наличия у общества возможности выполнить оспариваемые пункты предписания, а именно то, что обществу было известно о том, что на территории Пермского края по данным Управления Роскомнадзора по Пермскому краю осуществляет деятельность более 150 операторов связи.
Таким образом, отказ в проведении эксплуатационно-технического обслуживания локальной системы оповещения лишь 4 операторами связи из имеющихся более 150 не свидетельствует о неисполнимости оспариваемых пунктов предписания. Кроме того указанные услуги могут быть оказаны организациями связи или организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данных о том, что заявитель обращался к ним за подобной услугой в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 по делу N А50-20741/2013 Арбитражного суда Пермского края отменить.
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29.01.2014 по делу N А50-20741/2013 оставить в силе.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.