Екатеринбург |
|
29 сентября 2014 г. |
Дело N А71-11439/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Белкамнефть" (ОГРН 1021801582780, ИНН 0264015786; далее - общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.02.2014 по делу N А71-11439/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 по указанному делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Кузнецов Д.В. (доверенность от 23.10.2013).
В отзыве на кассационную жалобу Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800269928, ИНН 1831099255; далее - управление) заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании с общества платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 34 397 319 руб. 25 коп.
Решением суда от 26.02.2014 (судья Ходырев А.М.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 (судьи Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г., Щеклеина Л.Ю.) решение суда первой инстанции изменено; требования управления удовлетворены в части взыскания с общества платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 33 754 449 руб. 17 коп. В остальной части заявленные управлением требования оставлены без рассмотрения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных управлением требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Общество выражает несогласие с выводом судов о том, что оплате как за сверхлимитное загрязнение подлежит вся фактическая масса вредных (загрязняющих) веществ, содержащихся в превышающем целевой показатель объеме попутного нефтяного газа, независимо от нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов в соответствии с выданными разрешениями на выброс вредных (загрязняющих) веществ в воздух, считает данный вывод судов противоречащим ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и Порядку определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок определения платы), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Кроме того, по мнению общества, не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 N 7 "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках" вывод судов о том, что установленный Порядком определения платы повышающий коэффициент 5 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежит применению совместно с дополнительным коэффициентом 4,5 и не ставиться в зависимость от наличия либо отсутствия у хозяйствующего субъекта разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Заявитель жалобы также считает необоснованной ссылку судов на письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.10.2012 N 09-46/17143 "О применении коэффициентов", которое не является нормативным правовым актом.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения, указывая на правильное применение судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены следующие фактические обстоятельства.
В ходе проверки правильности начисления в представленных обществом расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках, управлением выявлено, что общество при заполнении разделов 1 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами" не применяет дополнительный коэффициент, стимулирующий хозяйствующий субъект к сокращению загрязнения атмосферного воздуха продуктами сгорания попутного нефтяного газа на факельных установках, равный 4,5.
Управление письмом от 23.08.2012 N 01-06-17/4121 обязало общество в срок до 17.09.2012 произвести корректировку расчетов платы по разделу "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами"" в части платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках.
Общество заявило ходатайство о переносе срока корректировки платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках, до получения ответа от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по этому вопросу (письмо от 31.08.2012 N 07/1785).
Управление, руководствуясь письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 04.10.2012 N ОД-06-01-31/13253, разъяснило порядок применения дополнительного коэффициента 4,5 и обязало общество произвести корректировку расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год в части расчетов за неиспользование попутного нефтяного газа в срок до 07.11.2012 (письмо от 24.10.2012 N 06-34/480).
В письме от 08.11.2012 N 01-06-17/5379, ссылаясь на письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.10.2012 N 09-46/17143 "О применении коэффициентов", управление вновь разъяснило обществу порядок применения дополнительного коэффициента 4,5 и просило учесть данную информацию для корректировки расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год в части расчетов за неиспользование попутного нефтяного газа в срок до 20.11.2012.
Общество в письме от 19.11.2012 N 07/3153 заявило ходатайство о переносе срока представления откорректированных расчетов платы за выбросы от сжигания попутного нефтяного газа за 1-3 кварталы 2012 года до 01.02.2013, а впоследствии письмом от 10.02.2013 N 07/344 информировало управление о том, что представленные обществом расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год произведены согласно научно обоснованной методике в соответствии с действовавшим в 2012 году порядком, то есть фактически отказалось произвести корректировку расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов продуктов сгорания попутного нефтяного газа в атмосферный воздух.
Управление сообщило обществу, что не признает правильность произведенных обществом расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду в части расчетов за неиспользование попутного нефтяного газа и указало на необходимость доначисления платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом недостающих коэффициентов до 14.04.2013 (письмо от 02.04.2013 N 06-34/154).
Общество в письме от 18.04.2013 N 07/783 сослалось на то, что в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов продуктов сгорания попутного нефтяного газа в атмосферный воздух, представленных обществом за 2012 год, ошибки не выявлены.
Управление направило в адрес общества требование от 26.06.2013 N 1 о представлении корректировки расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду и оплаты соответствующих доначислений, с обязанием общества выполнить доначисление платы по вышеуказанным замечаниям в срок до 01.08.2013 (письмо от 26.08.2013 N 05-15/281).
Общество в ответ на указанное требование письмом от 30.07.2013 N 07/1474 сообщило о правомерности выполненного им расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов продуктов сжигания попутного нефтяного газа в атмосферный воздух за 2012 год и, соответственно, безосновательности требования управления о перерасчете данной платы.
Согласно требованию от 02.09.2013 N 27 об уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду управлением самостоятельно произведена корректировка расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за неиспользование попутного нефтяного газа за 2012 год, с даначислением платы в сумме 33 754 449 руб. 17 коп., которую обществу предложено уплатить в течение 30 дней со дня получения требования.
Неисполнение обществом указанного требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением о принудительном взыскании с общества доначисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду.
При этом управлением в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявлено ходатайство об увеличении размера исковых требований до 34 397 319 руб. 25 коп. с приложением расчетов, из которых следует, что дополнительно управление просит взыскать с общества плату за негативное воздействие на окружающую среду, начисленную за 4-й квартал 2012 года на Черновском месторождении - 416 556 руб. 40 коп., Забегаловском месторождении - 186 759 руб. 14 коп., Юськинском месторождении - 39 557 руб. 53 коп., Северо-Никольском месторождении 0,01 руб., которая не была рассчитана и учтена при выставлении требования от 02.09.2013 N 27 об уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год в сумме 33 754 449 руб. 17 коп. по техническим причинам.
Рассмотрев заявление, суд первой инстанции удовлетворил требования управления в полном объеме (с учетом принятых судом уточнений).
Частично изменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований управления о взыскании с общества платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 33 754 449 руб. 17 коп., в остальной части заявленные управлением требования апелляционный суд оставил без рассмотрения на основании п. 2 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы апелляционного суда основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства.
В силу ст. 16 Закона N 7-ФЗ выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Суды обеих инстанций установили, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370" (в редакции от 13.09.2010 N 717) и приказов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.02.2012 N 64 "О наделении полномочиями главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов", от 20.05.2013 N 259 "Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета" управление осуществляет полномочия администратора доходов федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду, как администратор доходов федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Удмуртской Республики осуществляет проверки правильности начисления, полноты и своевременности уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду и взыскание задолженности по платежам в бюджет.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о наличии у управления полномочий на обращение в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" утверждены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Частью 3 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусмотрено, что нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2012 году с коэффициентом, соответственно 2,05 и 1,67.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
В соответствии с п. 5 указанного Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха выбросами вредных (загрязняющих) веществ и сокращения эмиссии парниковых газов, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 N 7 "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках" на 2012 год был установлен целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках в размере не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа.
При этом в п. 2 данного постановления Правительства Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) указано, что с 01.01.2012 плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках, рассчитывается следующим образом:
для объема, соответствующего значению целевого показателя, - в соответствии с п. 2-4 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды негативного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632;
для объема, превышающего значение целевого показателя и определяемого как разница между объемом сожженного попутного нефтяного газа и объемом попутного нефтяного газа, соответствующего значению целевого показателя, - в соответствии с п. 5 указанного Порядка определения платы как за сверхлимитное загрязнение. В этом случае при расчете к нормативам платы применяется дополнительный коэффициент, стимулирующий хозяйствующих субъектов к сокращению загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках, равный 4,5. С 01.01.2012 при отсутствии средств измерения и учета, подтверждающих фактический объем образования, использования и сжигания на факельных установках попутного нефтяного газа, значение указанного дополнительного коэффициента принимается равным 6.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
При рассмотрении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций установили, что фактически спор сводится к вопросу о правомерности одновременного применения при расчете платы для объема, превышающего значение целевого показателя сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках (не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа), пятикратного повышающего коэффициента, установленного п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", и дополнительного коэффициента 4,5, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 N 7 "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках".
По мнению общества, при расчете размера платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012 года общество правомерно применило только 4,5-кратный коэффициент к объемам сверхлимитных выбросов, к которым отнесены объемы загрязняющих веществ, полученных в результате сожжения попутного нефтяного газа, превышающие целевой показатель, и правильно применило только 5-кратный повышающий коэффициент в части объектов и загрязняющих веществ, в отношении которых отсутствовали необходимые разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Отклоняя данный довод общества как основанный на неверном толковании нормативных правовых актов, устанавливающих порядок расчета спорной платы за 2012 год, суды обеих инстанций правомерно указали на то, что из буквального толкования абз. 3 п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 N 7 "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках" однозначно следует, что в отношении всего количества загрязняющих веществ выброшенных в атмосферный воздух при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках сверх установленного целевого показателя (не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа) расчет размера платы за негативное воздействие на окружающую среду производится как за сверхлимитное загрязнение. Расчет размера платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды производится в соответствии с п. 5 Порядка определения платы. Кроме того, дополнительно вводится стимулирующий коэффициент, а именно, при наличии соответствующих приборов учета дополнительно к пятикратному повышающему коэффициенту, установленному п. 5 указанного Порядка применяется дополнительный коэффициент равный 4,5.
Таким образом, правильно применив вышеназванные правовые нормы, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили, что оплате как за сверхлимитное загрязнение подлежит вся фактическая масса вредных (загрязняющих) веществ, содержащихся в превышающем целевой показатель объеме попутного нефтяного газа, независимо от нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов в соответствии с выданным разрешением на выбросы вредных (загрязняющих) веществ воздух, при этом при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среды вместе с повышающим коэффициентом 5 подлежит применению дополнительный коэффициент 4,5.
При названных обстоятельствах, установив, что расчеты размера платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012 года произведены обществом без учета положений абз. 3 п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 N 7 "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках", суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии у управления правовых оснований для доначисления обществу платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год в части выбросов продуктов сжигания попутного нефтяного газа в атмосферный воздух.
С учетом того, что управлением требование от 02.09.2013 N 27 об уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год выставлено обществу на сумму 33 754 449 руб. 17 коп., доказательств, подтверждающих предъявление требования об уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год в сумме 34 397 319 руб. 25 коп., в материалах дела не имеется, апелляционный суд правомерно в силу п. 2 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставил без рассмотрения требования управления в части взыскания с общества платы за негативное воздействие на окружающую среду на сумму свыше 33 754 449 руб. 17 коп., частично изменив в указанной части решение суда первой инстанции.
Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают вышеназванные выводы судов первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению как основанные на неверном толковании положений действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 по делу N А71-11439/2013 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Белкамнефть" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.