Екатеринбург |
|
01 октября 2014 г. |
Дело N А47-13193/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Лазарева С.В., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Торгового потребительского кооператива "Интер" (далее - кооператив "Интер") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.03.2014 по делу N А47-13193/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Кооператив "Интер" обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 393,0 кв. м с кадастровым номером 56:42:0224014:7, расположенного по адресу: Оренбургская обл., г. Новотроицк, ул. Советская, 136, примерно в 52 м по направлению на юг от ориентира (жилой дом), в размере 330 000 руб. по состоянию на 01.01.2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Муниципального образования г. Новотроицк (далее - Комитет), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.04.2014 (судья Бабина Е.О.) в удовлетворении исковых требований кооператива "Интер" отказано. С истца взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2014 (судьи Карпачева М.И., Соколова И.Ю., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кооператив "Интер" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований истца в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно доводам заявителя, суды неправомерно отказали в установлении в качестве кадастровой рыночной стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 01.01.2013, т.е. на дату, отличную от даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка, поскольку постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" (далее - постановление Правительства N 1122-П) установлены новые размеры кадастровой стоимости, которые вступили в силу с 01.01.2013 г., а не с 01.01.2012. По мнению заявителя, предоставление им отчета о рыночной стоимости земельного участка на дату, отличную от даты по состоянию на которую выполнена кадастровая оценка, не может рассматриваться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие то, что рыночная стоимость, установленная по состоянию на 01.01.2013 определена оценщиком неверно.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, а также, руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Комитет просит рассмотреть кассационную жалобу истца в отсутствии его представителя.
Проверив законность судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что кооперативу "Интер" предоставлен на праве аренды земельный участок общей площадью 393,0 кв. м с кадастровым номером 56:42:0224014:7, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Новотроицк, ул. Советская, 136, местоположение: примерно в 52 м по направлению на юг от ориентира (жилой дом), сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 717 209 руб. 28 коп.
В соответствии с представленным в материалы дела отчетом независимого оценщика от 10.12.2013 N 594, рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 330 000 руб.
В соответствии с экспертным заключением от 19.03.2014 N 024/14 Оренбургского филиала Федерального государственного предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", указанный отчет об оценке соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в отчете об оценке является действительной.
Кооператив "Интер", полагая, что определенная по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из установленного ими факта несоответствия даты, по состоянию на которую определена рыночной стоимость спорного земельного участка, дате, по состоянию на которую определялась кадастровая стоимость этого земельная участка, утвержденная постановлением Правительства N 1122-П и являющаяся актуальной как на момент предъявления иска в суд, так и на момент рассмотрения спора.
Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, при формировании правовой позиции, сформулированной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, Президиум исходил из того, что хотя установленная Законом об оценочной деятельности административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что представленный в обоснование действительной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:42:0224014:7 отчет независимого оценщика от 10.12.2013 N 594, содержит сведения о рыночной стоимости указанного земельного участка в размере 330 000 руб., определенном по состоянию на 01.01.2013.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:42:0224014:7 в размере 717 209 руб. 28 коп., на изменение которой направлен иск, внесены в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Правительства N 1122-П, согласно п. 1 которого данным нормативным правовым актом утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области, определенные по состоянию на 1 января 2012 года.
Как правильно отмечено судом апелляционной инстанции, указание в справке органа кадастрового учета, на которую ссылается податель апелляционной жалобы, даты 01.01.2013, не меняет даты проведения массовой кадастровой оценки земель, результаты которой утверждены названным постановлением Правительства N 1122-П.
При таких обстоятельствах с учетом вышеприведенных норм права и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, суды пришли к правомерному выводу о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка должна быть установлена на ту же дату, по состоянию на которую проводилась государственная кадастровая оценка земель (01.01.2012).
Установив, что доказательств несоответствия кадастровой стоимости указанного земельного участка его рыночной стоимости, определенной на одну и ту же дату (по состоянию на 01.01.2012), истцом не представлено, суды обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о возможности определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на иную дату, чем дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость этого земельного участка, основан на неправильном толковании вышеуказанных норм права, в связи с чем отклоняется судом кассационной инстанции.
Довод кооператива "Интер" о несоответствии материалам дела выводов судов о том, что кадастровая стоимость в оспариваемом размере установлена постановлением Правительства N 1122-П по состоянию на 01.01.2012, направлен на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой и инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.03.2014 по делу N А47-13193/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Торгового потребительского кооператива "Интер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.