Екатеринбург |
|
07 октября 2014 г. |
Дело N А47-15895/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Ященок Т. П., Василенко С. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - министерство, административный орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.03.2014 по делу N А47-15895/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель административного органа - Голиков П.А. (доверенность от 22.09.2014 N 12-17/12260).
Общество с ограниченной ответственностью "РОСТ" (ОГРН 1085658012780, ИНН 5638053316, далее - общество "РОСТ") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий министерства, выразившихся в затягивании рассмотрения заявления общества "РОСТ" о переоформлении права пользования участком недр по объекту: Алимсайское месторождение, лицензия ОРБ N 05117 ТЭ, а также решения министерства об отказе обществу "РОСТ" в переоформлении права пользования участком недр по объекту: Алимсайское месторождение, выраженного в письме от 26.10.2012 N КК-12-19/12939, и об обязании министерства устранить допущенные нарушения.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное предприятие Оренбургской области "Оренбургремдорстрой".
Решением суда от 11.03.2014 (судья Цыпкина Е.Г.) заявленные требования удовлетворены частично. Судом признано незаконным решение министерства об отказе обществу "РОСТ" в переоформлении права пользования недрами Алимсайского месторождения, выраженное в письме от 26.10.2012 N КК-12-19/12939. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Суд обязал министерство устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем переоформления лицензии ОРБ N 05177 ТЭ на добычу глины для производства керамического кирпича на Алимсайском месторождении на общество "РОСТ".
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 (судьи Малышева И.А., Иванова Н.А., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит обжалуемые судебные акты отменить в части удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а именно ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1).
Кроме того, заявитель указывает на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы отмечает, что обществом "РОСТ" не представлены документы, подтверждающие его финансовые возможности, необходимость предоставления которых предусмотрена подп. 6 п. 23 Административного регламента Министерства природных ресурсов Оренбургской области, утвержденного приказом от 04.07.2012 N 33, а также факт наличия в заявочных материалах противоречивых данных.
Заявитель полагает, что оспариваемый отказ в переоформлении права пользования участком недр является законным и обоснованным.
В представленном отзыве общество "РОСТ" отметило, что с кассационной жалобой не согласно, решение и постановление считает законными и обоснованными, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
При исследовании обстоятельств дела судами установлено, что общество "РОСТ" приобрело по договорам купли-продажи от 10.09.2008 N 1, от 08.04.2011 N 4-7 и от 10.04.2011 N 4 имущественный комплекс организации-банкрота - общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Оренбургстройматериалы" (далее - общество "Фирма "Оренбургстройматериалы"), которому ранее была выдана соответствующая лицензия на добычу глины для производства керамического кирпича на Алимсайском месторождении, расположенном в 1,2 км. южнее пос. Южный на территории города Оренбурга.
Письмом от 25.07.2011 N 289/11 общество "Фирма "Оренбургстройматериалы" оформило согласие на переоформление на общество "РОСТ" лицензии ОРБ N 05117 ТЭ, выданной ему административным органом в порядке переоформления лицензии N 00294 ТЭ серии ОРБ на добычу глины для производства керамического кирпича на Алимсайском месторождении, расположенном в 1,2 км. южнее пос. Южный на территории города Оренбурга (далее - Алимсайское месторождение),
Общество обратилось в административный орган с заявкой от 28.07.2011 N 217/11 на переоформление лицензии ОРБ N 05117 ТЭ на право пользования недрами на себя как на приобретателя имущества организации (пользователя недрами) - банкрота.
В письме от 28.07.2011 N 218/11 общество "РОСТ" также выразило своё
согласие на принятие на себя в полном объёме обязательства выполнения условий пользования недрами Алимсайского месторождения.
04.08.2011 и 08.08.2011 сопроводительными письмами N 222/11 от 03.08.2011 общество "РОСТ" дополнительно к заявке N 217/11 представило выписки из единого государственного реестра юридических лиц на себя и на общество "Фирма "Оренбургстройматериалы", штатное расписание общества "РОСТ" и комплект дополнительных документов.
Письмом от 29.08.2011 N 12-19/10053 "О переоформлении права пользования недрами" в ответ на заявку N 217 министерство сообщило обществу "РОСТ" о том, что представленные им заявочные материалы рассмотрены, вопрос о переоформлении права пользования спорным участком недр включен в повестку дня ближайшего заседания комиссии по вопросам недропользования Оренбургской области, о дате и времени проведения которого обществу будет сообщено дополнительно.
На заседаниях комиссии по вопросам недропользования Оренбургской области 10.10.2011 и 22.12.2011 рассмотрение вопроса о переоформлении права пользования спорным участком недр неоднократно откладывалось.
По результатам рассмотрения данного вопроса пунктом 2 распоряжения министерства от 18.01.2012 N 78-р "О лицензировании пользования недрами" досрочно прекращено право пользования обществом "Фирма "Оренбургстройматериалы" участком недр Алимсайского месторождения, письмом от 07.02.2012 N МП-12-19/1181 "Об Алимсайском месторождении" в ответ на заявку N 217/11 министерство сообщило обществу "РОСТ" о принятом решении, о досрочном прекращении действия лицензии ОРБ N 05117 ТЭ и отсутствии оснований для переоформления права пользования участком недр на общество "РОСТ".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 04.06.2012 по делу N А47-3783/2012 по заявлению общества "Фирма "Оренбургстройматериалы" п. 2 распоряжения министерства от 18.01.2012 N 78-р "О лицензировании пользования недрами" признан недействительным в части досрочного прекращения права пользования обществом "Фирма "Оренбургстройматериалы" участком недр по объекту: Алимсайское месторождение, лицензия ОРБ N 05117 ТЭ, после чего 02.08.2012 письмом N 171/12 от 02.08.2012 общество "РОСТ" вновь обратилось к министерству с просьбой рассмотреть ранее поданную им заявку N 217/11 и сообщить о дате её рассмотрения по телефону.
Письмом от 17.08.2012 N 12-19/10057 "О переоформлении права пользования недрами" министерство сообщило обществу "РОСТ" о возможности принятия решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования обществом "Фирма "Оренбургстройматериалы" недрами спорного участка месторождения в случае неустранения выявленных нарушений при пользовании недрами в течение трёх месяцев, а также о возможности рассмотрения вопроса о переоформлении права пользования недрами спорного месторождения на общество "РОСТ" при предоставлении им заявки на переоформление лицензии, оформленной в установленном порядке.
Письмом от 04.09.2012 N 215/12 общество "РОСТ" в очередной раз обратилось к министерству с просьбой рассмотреть ранее поданную им заявку N 217/11 о переоформлении лицензии и сообщить о дате её рассмотрения по телефону.
Письмом от 27.09.2012 N МП-12-19/11861 министерство вновь сообщило о том, что вопрос о переоформлении права пользования недрами спорного месторождения по заявке N 217/11 будет рассмотрен на очередном заседании комиссии по вопросам недропользования в первой декаде октября 2012 г.
01.10.2012 и 02.10.2012 сопроводительными письмами N 315/12 от 28.09.2012 и N 340/12 от 02.10.2012 общество "РОСТ" представило министерству комплекты дополнительных документов.
05.10.2012 состоялось заседание комиссии по вопросам недропользования Оренбургской области, на котором по вопросу о переоформлении права пользования недрами на основании заявки общества "РОСТ" N 217/11 министерству было рекомендовано отказать обществу "РОСТ" в переоформлении права пользования недрами Алимсайского месторождения по мотиву непредставления доказательств наличия у него квалифицированных специалистов, необходимых финансовых и технических средств для эффективного и безопасного проведения работ.
Результаты заседания комиссии по вопросам недропользования Оренбургской области оформлены протоколом от 05.10.2012 N 27.
Письмом от 26.10.2012 N КК-12-19/12939 "Отказ в переоформлении права пользования недрами Алимсайского месторождения" административный орган сообщил обществу "РОСТ" об отказе в переоформлении права пользования недрами Алимсайского месторождения с учётом рекомендаций комиссии по вопросам недропользования Оренбургской области. Обоснованием отказа явилось непредставление обществом "РОСТ" доказательств обладания квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.
05.12.2012 заявитель обратился в министерство с заявкой N 1413/12 от 05.12.2012 на переоформление на себя, как приобретателя имущества организации-банкрота (пользователя недр), лицензии ОРБ N 05117 ТЭ на право пользования недрами.
Распоряжением от 28.12.2012 N 3242-р "О лицензировании пользования недрами" министерство досрочно прекратило право пользования общества "Фирма "Оренбургстройматериалы" участком недр Алимсайского месторождения.
Письмом от 15.01.2013 N КК-12-19/151 "Отказ в переоформлении права пользования недрами" в ответ на заявку N 1413/12 от 05.12.2012 министерство сообщило обществу "РОСТ" о принятом решении о досрочном прекращении действия лицензии ОРБ N 05117 ТЭ в связи с нарушением обществом "Фирма "Оренбургстройматериалы" существенных условий пользования недрами и невозможности по этой причине рассмотреть вопрос о переоформлении права пользования недрами спорного месторождения на общество "РОСТ".
Распоряжением министерства от 20.02.2013 N 341-р "О лицензировании пользования недрами" лицензия на право краткосрочного (до 1 года) пользования недрами Алимсайского месторождения выдана государственному унитарному предприятию Оренбургской области "Оренбургремдорстрой".
Общество "РОСТ" оспорило бездействие министерства, выразившееся в затягивании процедуры переоформления лицензии ОРБ N 05117 ТЭ на пользование участком недр по объекту Алимсайское месторождение, а также отказ в переоформлении права пользования участком недр, выраженный в письме от 26.10.2012 N КК-12-19/12939, в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования в обжалуемой части, пришли к выводу о том, что наличие квалифицированных специалистов, а также необходимых финансовых и технических средств для безопасного проведения работ по смыслу ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 не является установленным законом квалификационным требованием, предъявляемым к недропользователю, в связи с чем отсутствие документов, подтверждающих данное обстоятельство, не может служить основанием для отказа в переоформлении лицензии на право пользования недрами.
Указанный вывод судов нельзя признать правомерным по следующим основаниям.
Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
В соответствии со ст. 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности, в том числе в случае приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр), при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах.
В силу положений ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 к пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.
Согласно ст. 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, а порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения - законодательством субъекта Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что в период рассмотрения министерством заявки общества "РОСТ" N 217/11 (с 28.07.2011 по 26.10.2012) в Оренбургской области действовали два нормативных акта, регламентировавших порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения: Порядок переоформления лицензий на право пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, утверждённый распоряжением министерства от 01.03.2010 N 200-р, и Административный регламент предоставления министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области государственных услуг по предоставлению права пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые (краткосрочное право пользования (сроком до одного года), при установлении в соответствии с федеральным законодательством факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, по результатам аукциона на разведку и добычу или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых, для целей сбора минералогических, палеонтологических и других коллекционных материалов, переоформление лицензии на право пользования участками недр, утверждённый приказом министерства от 04.07.2012 N 33.
В числе оснований для отказа в переоформлении лицензии на пользование участком недр п. 12 указанного Порядка и п. 180 названного Административного регламента предусматривали непредставление заявителем доказательств обладания квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.
Как отмечено выше, требование о наличии у недропользователя квалифицированных специалистов является квалификационным требованием, предъявляемым к недропользователю Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1, непредставление обществом "РОСТ" доказательств наличия у него квалифицированных специалистов явилось основанием для принятия министерством оспариваемого решения.
Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении спора суд должен дать оценку доводам сторон на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны быть указаны:
1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом;
2) доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле;
3) законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Тем не менее, при рассмотрении настоящего дела судами не исследованы документы, представленные обществом "РОСТ" в министерство дополнительно к заявке на переоформление лицензии на право пользования недрами для целей признания общества "РОСТ" соответствующим квалификационным требованиям, и имеющиеся в материалах настоящего дела.
Таким образом, обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего дела, судом первой инстанции в полном объёме не исследованы. Нарушения, допущенные судом первой инстанции, судом апелляционной инстанции не устранены.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что вывод судов о незаконности решения министерства об отказе обществу "РОСТ" в переоформлении права пользования участком недр по объекту: Алимсайское месторождение, выраженного в письме от 26.10.2012 N КК-12-19/12939, является недостаточно обоснованным.
С учётом изложенного суд кассационной инстанции пришёл к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании ч. 3 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело следует направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
При новом рассмотрении суду необходимо рассмотреть дело с соблюдением положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устранить нарушения ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суду необходимо дать оценку доводам сторон на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств, на которые ссылаются общество "РОСТ" и министерство в обоснование своих возражений, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств, имеющихся в материалах настоящего дела, в их совокупности.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.03.2014 по делу N А47-15895/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
Т.П.Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.