г. Челябинск |
|
02 июня 2014 г. |
Дело N А47-15895/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Ивановой Н.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.03.2014 по делу N А47-15895/2012 (судья Цыпкина Е.Г.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" - Сизов Алексей Викторович (паспорт, доверенность от 23.05.2014).
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет - сайте.
Общество с ограниченной ответственностью "РОСТ" (далее - заявитель, общество, ООО "РОСТ") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее -Министерство, заинтересованное лицо), выразившихся в затягивании рассмотрения заявления общества о переоформлении права пользования участком недр по объекту: Алимсайское месторождение, лицензия ОРБ N 05117 ТЭ, а также решения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области об отказе обществу в переоформлении права пользования участком недр по объекту: Алимсайское месторождение, выраженного в письме от 26.10.2012 N КК-12-19/12939, и об обязании Министерства устранить допущенные нарушения.
Определением суда первой инстанции от 06.11.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное предприятие Оренбургской области "Оренбургдорстрой".
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 11.03.2014 (резолютивная часть решения объявлена 03.03.2014) требования, заявленные ООО "РОСТ", удовлетворены частично.
Суд признал незаконным решение Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области об отказе обществу в переоформлении права пользования недрами Алимсайского месторождения, выраженное в письме от 26.10.2012 N КК-12-19/12939, и обязал Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области устранить нарушения прав и законных интересов заявителя, путём переоформления лицензии ОРБ N05117 ТЭ на добычу глины для производства керамического кирпича на Алимсайском месторождении на общество с ограниченной ответственностью "РОСТ".
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Кроме того, суд взыскал с Министерства в пользу ООО "РОСТ" понесённые заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 (две тысячи) рублей за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Не согласившись с принятым решением в части удовлетворения заявленного требования, Министерство (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обжаловало его в указанной части в апелляционном порядке, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неверное применение норм материального права.
По мнению апеллянта, вывод суда первой инстанции об отсутствии у Министерства оснований для отказа заявителю в переоформлении лицензии на право пользования недрами Алимсайского месторождения противоречит обстоятельствам дела и нормам материального права, а именно, ст. 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", подпункту 4 пункта 12 "Порядка переоформления лицензий на право пользования участками недр, содержащими общераспространённые полезные ископаемые", утверждённого распоряжением Министерства от 01.03.2010 N 200-р "Об утверждении порядка переоформления лицензий на право пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые", и подпункту 4 пункта 180 "Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области государственных услуг по предоставлению права пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые (краткосрочное право пользования (сроком до одного года), при установлении в соответствии с федеральным законодательством факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, по результатам аукциона на разведку и добычу или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых, для целей сбора минералогических, палеонтологических и других коллекционных материалов, переоформление лицензии на право пользования участками недр)", утверждённого приказом Министерства от 04.07.2012 N 33.
Помимо этого, Министерство утверждает, что решение суда неисполнимо, поскольку на дату его вынесения прекращено право пользования недрами организации-банкрота - ООО "Оренбургстройматериалы" по лицензии ОРБ N 05117, после чего право краткосрочного пользования недрами Алимсайского месторождения кирпичных глин было предоставлено государственному унитарному предприятию Оренбургской области "Оренбургдорстрой" по распоряжению Министерства от 20.02.2013, которому в связи с этим была выдана краткосрочная лицензия (сроком до одного года). Однако, данное обстоятельство, по мнению апеллянта, необоснованно не было принято во внимание судом первой инстанции.
В обоснование своей позиции, изложенной в апелляционной жалобе, её податель также ссылается на положения статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и пункт 23 упомянутого выше Административного регламента, согласно которым к пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии квалификации и опыта, подтверждённых государственной лицензией или дипломом, на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съёмки, поисков, разведки, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.
В дополнении к апелляционной жалобе её податель в обоснование своей позиции ссылается также на требования пунктов 22 и 23 "Единых правил безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом", утверждённых постановлением Госгортехнадзора РФ от 09.09.2002 N 57, согласно которым к техническому руководству горными и взрывными работами на объектах горных работ допускаются лица, имеющие высшее или среднее горнотехническое образование.
Апеллянт указывает на отсутствие в представленных ООО "РОСТ" заявочных материалах документов, подтверждающих финансовые возможности общества: бухгалтерского баланса общества за год, предшествующий подаче заявки, с отметкой налогового органа о его принятии, документальных данных о наличии у заявителя собственных средств (справки из банковских учреждений о состоянии счетов заявителя) или документальных данных о наличии привлечённых средств (договоры займа, кредита), обязательность предоставления которых предусмотрена подпунктом 6 пункта 23 Административного регламента, действовавшего на дату представления дополнительных документов к заявке на переоформление лицензии.
Кроме того, в материалах дела, по утверждению апеллянта, содержатся противоречивые данные о передаче имущества, отсутствуют доказательства регистрации автомототранспортных средств, подтверждающие возможность их допуска к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Податель жалобы также указывает на допущенную судом в решении опечатку при указании номера спорной лицензии.
На основании изложенного, Министерство просит отменить решение суда в части удовлетворения требований заявителя о признании незаконным решения Министерства об отказе обществу в переоформлении права пользования недрами Алимсайского месторождения, выраженном в письме от 26.10.2012 N КК-12-19/12939, и обязания Министерства устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путём переоформления лицензии ОРБ N05117 ТЭ на добычу глины для производства керамического кирпича на Алимсайском месторождении на ООО "РОСТ".
В остальной части Министерство решение суда не обжалует.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором против изложенных в ней доводов возразил, указав, что считает решение суда в обжалуемой заинтересованным лицом части законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, дополнительно пояснив при этом, что квалифицированные специалисты в необходимом количестве, а также необходимые финансовые и технические средства для безопасного ведения работ у него имеются, однако, соответствующие требования не относятся к числу лицензионных, в связи с чем к заявлению и дополнительным материалам на переоформление лицензии данные документы приложены не были.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истолкованной применительно к пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом исключительно в обжалуемой заинтересованным лицом части, то есть в части удовлетворения заявленного требования и признания незаконным решения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области об отказе обществу в переоформлении права пользования недрами Алимсайского месторождения, выраженном в письме от 26.10.2012 N КК-12-19/12939, а также обязании Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области устранить нарушения прав и законных интересов заявителя, путём переоформления лицензии ОРБ N05117 ТЭ на добычу глины для производства керамического кирпича на Алимсайском месторождении на Общество с ограниченной ответственностью "РОСТ", поскольку со стороны заявителя не поступило возражений против пересмотра решения в указанной части.
В соответствии со ст. ст. 123,156,200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей заинтересованного лица и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещённых о времени и месте её рассмотрения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей апелляционного суда не находит оснований для отмены или изменения решения суда в указанной части и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, основанием для обращения заявителя с требованием о переоформлении лицензии является приобретение им по договорам купли-продажи от 10.09.2008 N 1, от 08.04.2011 NN 4-7 и от 10.04.2011 N 4 имущественного комплекса организации-банкрота - общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Оренбургстройматериалы" (далее -ООО "Фирма "Оренбургстройматериалы"), которому ранее была выдана соответствующая лицензия на добычу глины для производства керамического кирпича на Алимсайском месторождении, расположенном в 1,2 км. южнее пос. Южный, на территории города Оренбурга (том 1 л.д. 71-95).
Письмом N 289/11 от 25.07.2011 ООО "Фирма "Оренбургстройматериалы" оформило согласие на переоформление на ООО "РОСТ" лицензии ОРБ N05117 ТЭ, выданной ему Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в порядке переоформления лицензии N 00294 ТЭ серии ОРБ на добычу глины для производства керамического кирпича на Алимсайском месторождении, расположенном в 1,2 км. южнее пос. Южный, на территории города Оренбурга (далее - Алимсайское месторождение) (том 1 л.д. 65).
28.07.2011 Общество обратилось в Министерство с заявкой N 217/11 от 28.07.2011 (далее - заявка N 217/11) на переоформление на себя, как приобретателя имущества организации - банкрота (пользователя недр), лицензии ОРБ N05117 ТЭ на право пользования недрами (том 1 л.д. 12, 13, том 2 л.д. 7, 8).
Письмом N 218/11 от 28.07.2011 ООО "РОСТ" также выразило своё согласие на принятие в полном объёме на себя выполнения условий пользования недрами Алимсайского месторождения.
04.08.2011 и 08.08.2011 сопроводительными письмами N 222/11 от 03.08.2011 общество дополнительно к заявке N 217/11 представило выписки из единого государственного реестра юридических лиц на себя и на ООО "Фирма "Оренбургстройматериалы", штатное расписание ООО "РОСТ" и комплект дополнительных документов (том 1 л.д. 15, том 2 л.д. 9).
Письмом от 29.08.2011 N 12-19/10053 "О переоформлении права пользования недрами" в ответ на заявку N 217 Министерство сообщило заявителю о том, что представленные им заявочные материалы рассмотрены, вопрос о переоформлении права пользования спорным участком недр включен в повестку дня ближайшего заседания комиссии по вопросам недропользования Оренбургской области, о дате и времени проведения которого обществу будет сообщено дополнительно (том 2 л.д. 5).
На заседаниях комиссии по вопросам недропользования Оренбургской области 10.10.2011 и 22.12.2011 рассмотрение вопроса о переоформлении права пользования спорным участком недр неоднократно откладывалось (том 2 л.д. 6).
В итоге по результатам рассмотрения данного вопроса пунктом 2 распоряжения Министерства от 18.01.2012 N 78-р "О лицензировании пользования недрами", в числе прочего, досрочно прекращено право пользования ООО "Фирма "Оренбургстройматериалы" участком недр спорного месторождения (том 1 л.д. 17, 18), после чего письмом от 07.02.2012 N МП-12-19/1181 "Об Алимсайском месторождении" в ответ на заявку N 217/11 Министерство сообщило обществу о принятом решении, о досрочном прекращении действия лицензии ОРБ N05117 ТЭ и отсутствии оснований для переоформления права пользования недрами спорного месторождения на ООО "РОСТ" (направлено почтовым отправлением 07.02.2012).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 04.06.2012 (резолютивная часть объявлена 31.05.2012) по делу N А47-3783/2012 по заявлению ООО "Фирма "Оренбургстройматериалы" пункт 2 распоряжения Министерства от 18.01.2012 N 78-р "О лицензировании пользования недрами" признан недействительным в части досрочного прекращения права пользования ООО "Фирма "Оренбургстройматериалы" участком недр по объекту: Алимсайское месторождение, лицензия ОРБ N05117 ТЭ, после чего 02.08.2012 письмом N 171/12 от 02.08.2012 заявитель вновь обратился с просьбой к Министерству рассмотреть ранее поданную им заявку N 217/11 и сообщить ему о дате её рассмотрения по телефону (том 2 л.д. 12).
Письмом от 17.08.2012 N 12-19/10057 "О переоформлении права пользования недрами" в ответ на письмо N 171/12 от 02.08.2012 Министерство сообщило ООО "РОСТ" о возможности принятия решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования ООО "Фирма "Оренбургстройматериалы" недрами спорного участка месторождения в случае неустранения выявленных нарушений при пользовании недрами в течение трёх месяцев, а также о возможности рассмотрения вопроса о переоформлении права пользования недрами спорного месторождения на ООО "РОСТ" при предоставлении им заявки на переоформление лицензии, оформленной в установленном порядке (том 2 л.д. 10, 11).
Письмом N 215/12 от 04.09.2012 заявитель в очередной раз обратился с просьбой к Министерству рассмотреть ранее поданную им заявку N 217/11 о переоформлении лицензии и сообщить ему о дате её рассмотрения по телефону (том 1 л.д. 53, том 2 л.д. 14).
Письмом от 27.09.2012 N МП-12-19/11861 в ответ на письмо N 215/12 от 04.09.2012 Министерство вновь сообщило заявителю о том, что вопрос о переоформлении права пользования недрами спорного месторождения по заявке N 217/11 будет рассмотрен на очередном заседании комиссии по вопросам недропользования в первой декаде октября 2012 года (том 1 л.д. 54, том 2 л.д. 13).
01.10.2012 и 02.10.2012 сопроводительными письмами N 315/12 от 28.09.2012 и N 340/12 от 02.10.2012 ООО "РОСТ" представило в Министерство комплекты дополнительных документов (том 1 л.д. 14, 16, 55, 56, том 2 л.д. 16, 17).
05.10.2012 состоялось заседание комиссии по вопросам недропользования Оренбургской области, на котором по вопросу о переоформлении права пользования недрами на основании заявки ООО "РОСТ" N 217/11 Министерству было рекомендовано отказать ООО "РОСТ" в переоформлении права пользования недрами спорного месторождения по мотиву непредставления доказательств наличия у него квалифицированных специалистов, необходимых финансовых и технических средств для эффективного и безопасного проведения работ. Результаты заседания комиссии по вопросам недропользования Оренбургской области оформлены протоколом N 27 от 05.10.2012 (том 1 л.д. 57-59).
Письмом от 26.10.2012 N КК-12-19/12939 "Отказ в переоформлении права пользования недрами Алимсайского месторождения" Министерство сообщило ООО "РОСТ" об отказе в переоформлении права пользования недрами спорного месторождения с учётом рекомендаций комиссии по вопросам недропользования Оренбургской области. В обоснование отказа заинтересованное лицо указало на то, что заявитель не представил доказательств того, что обладает квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ (том 1 л.д. 11, 60, том 2 л.д. 15).
05.12.2012 заявитель обратился в Министерство с заявкой N 1413/12 от 05.12.2012 на переоформление на себя, как приобретателя имущества организации -банкрота (пользователя недр), лицензии ОРБ N05117 ТЭ на право пользования недрами (том 2 л.д. 19, 20).
Распоряжением от 28.12.2012 N 3242-р "О лицензировании пользования недрами" Министерство досрочно прекратило право пользования ООО "Фирма "Оренбургстройматериалы" участком недр спорного месторождения (том 1 л.д. 61-63).
Письмом от 15.01.2013 N КК-12-19/151 "Отказ в переоформлении права пользования недрами" в ответ на заявку N 1413/12 от 05.12.2012 Министерство сообщило обществу о принятом решении о досрочном прекращении действия лицензии ОРБ N05117 ТЭ в связи с нарушением ООО "Фирма "Оренбургстройматериалы" существенных условий пользования недрами и невозможности по этой причине рассмотреть вопрос о переоформлении права пользования недрами спорного месторождения на ООО "РОСТ" (том 2 л.д. 18).
Распоряжением Министерства от 20.02.2013N 341-р "О лицензировании пользования недрами" лицензия на право краткосрочного (до 1 года) пользования недрами спорного месторождения выдана государственному унитарному предприятию Оренбургской области "Оренбургремдорстрой" (далее -третье лицо, ГУП "Оренбургремдорстрой") (том 2 л.д. 53-55).
Заявитель обжаловал бездействие Министерства, выразившееся в затягивании процедуры переоформления лицензии ООО "Фирма "Оренбургстройматериалы" ОРБ N 05117 ТЭ участком недр по объекту: Алимсайское месторождение, а также отказ в переоформлении права пользования участком недр, выраженный в письме от 26.10.2012 N КК-12-19/12939, в судебном порядке.
Удовлетворяя требования заявителя о признании незаконным отказа в переоформлении права пользования участком недр, выраженного в письме от 26.10.2012 N КК-12-19/12939, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что наличие квалифицированных специалистов, а также необходимых финансовых и технических средств для безопасного проведения работ, по смыслу ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), не является установленным Законом квалификационным требованием, предъявляемым к недропользователю, в связи с чем отсутствие документов, подтверждающих данное обстоятельство, не может служить основанием для отказа в переоформления лицензии на право пользования недрами.
Выводы суда в данной части являются верными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
Оснований для их переоценки на стадии апелляционного производства не имеется, исходя из следующего:
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, переоформлению не подлежат.
Абзацем 8 статьи 17.1 Закона о недрах установлено, что право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности, в числе прочего, в случае приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах.
Таким образом, законодателем установлено два условия, которым должен соответствовать покупатель имущества организации - банкрота для переоформления на него лицензии на право пользования участком недр: наличие статуса юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации, и соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах.
Иных требований к покупателю имущества организации-банкрота Законом не установлено.
Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, а порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения - законодательством субъекта Российской Федерации.
Во исполнение возложенных на него в данной сфере полномочий распоряжением от 01.03.2010 N 200-р "Об утверждении порядка переоформления лицензий на право пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые" Министерство утвердило "Порядок переоформления лицензий на право пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые" (далее - Порядок), который действовал на дату подачи ООО "РОСТ" заявки N 217/11 - 28.07.2011.
Пунктом 2 названного Порядка были определены основания для переоформления лицензии на пользование участком недр, аналогичные тем, что закреплены в ст. 17.1 Закона о недрах (пп. 6 п. 3 Порядка).
Пунктами 5-7 Порядка был установлен перечень документов, представляемых для переоформления лицензии на пользование участком недр, содержащим общераспространённые полезные ископаемые.
В соответствии с данными нормами, для переоформления лицензии на пользование участком недр, содержащим общераспространённые полезные ископаемые, в Министерство представляется заявление от субъекта предпринимательской деятельности, претендующего на переоформление лицензии на пользование участком недр, в котором содержится просьба о переоформлении лицензии с указанием основания её переоформления, а также выражается согласие принять в полном объёме на себя выполнение условий пользования недрами, предусмотренных лицензией. Если на момент подачи заявления владелец лицензии сохраняет статус юридического лица, претендент представляет также документ, подтверждающий согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на претендента с указанием основания её переоформления.
Заявление на переоформление лицензии на пользование участком недр, содержащим общераспространённые полезные ископаемые, подаётся в течение 6 месяцев с даты наступления событий, указанных в пункте 3 раздела II Порядка.
Одновременно с заявкой претендент представляет копии учредительных документов и копию документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, копию лицензии на пользование недрами, подлежащую переоформлению.
При переоформлении лицензии на пользование участком недр на основании пп. 6 п. 3 Порядка претендент должен был дополнительно к документам, указанным в пунктах 5 и 6 Порядка, представить данные о том, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством о недрах Российской Федерации, а также документы, подтверждающие приобретение имущества (имущественного комплекса), принадлежавшего прежнему недропользователю и связанного с пользованием соответствующим участком недр.
В период рассмотрения вопроса о переоформлении спорной лицензии на право пользования участком недр Алимсайского месторождения кирпичных глин приказом Министерства от 04.07.2012 N 33 был утверждён "Административный регламент предоставления Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области государственных услуг по предоставлению права пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые (краткосрочное право пользования (сроком до одного года), при установлении в соответствии с федеральным законодательством факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, по результатам аукциона на разведку и добычу или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых, для целей сбора минералогических, палеонтологических и других коллекционных материалов, переоформление лицензии на право пользования участками недр)" (далее - Административный регламент).
В целях упорядочения нормативных правовых актов Министерства, приведения их в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации распоряжением Министерства от 04.02.2013 N 201-р "О признании утратившими силу распоряжений министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области" Порядок признан утратившим силу.
Пунктами 23, 23.1 Административного регламента приведённый выше перечень документов, представляемых в Министерство при переходе права пользования недрами, был расширен и конкретизирован, в него были включены дополнительные, не предусмотренные ранее действовавшим на дату подачи заявки на переоформление лицензии Порядком, требования, в том числе, требование о представлении данных о технических и технологических возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, а также других организаций, привлекаемых им в качестве подрядчиков, и документальных данных о наличии технологического оборудования, квалифицированных специалистов или копии договоров с организациями, имеющими соответствующее технологическое оборудование и квалифицированных специалистов (подпункт 3 пункта 23 Административного регламента).
Оценив приведённые выше требования Административного регламента, несоответствие которым явилось основанием для отказа заявителю в переоформлении лицензии организации-банкрота на право пользования недрами, на предмет их соответствия действующему законодательству, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что, установив в Административном регламенте дополнительные, не предусмотренные федеральным законодательством лицензионные требования при переоформлении лицензий на право пользования участками недр, Министерство вышло за пределы предоставленных ему полномочий, поскольку в силу положений статьи 17.1 Закона о недрах законодательством субъекта Российской Федерации, в данном случае - нормативными правовыми актами Министерства, может быть установлен лишь порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения. При этом на уровне субъекта Российской Федерации не могут быть введены дополнительные, не предусмотренные действующим законодательством, условия для переоформления лицензии.
При оценке данного обстоятельства суд обоснованно указал на то, что статьёй 17.1 Закона о недрах Министерство не наделено правом расширять установленный Федеральным законом перечень документов и лицензионных требований, необходимых для переоформления лицензии на право пользования недрами.
Используя предоставленное суду статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации право не применять акт государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащий закону (в рассматриваемой ситуации - ст. 17.1 Закона о недрах), а также с учётом того обстоятельства, что ООО "РОСТ" обратилось в Министерство с заявлением о переоформлении лицензии задолго до введения Административным регламентом дополнительных квалификационных требований, несоответствие которым явилось в конечном итоге основанием для отказа в переоформлении лицензии, суд первой инстанции при определении перечня лицензионных требований, соответствие которым должно было подтвердить общество при переоформлении лицензии, обоснованно руководствовался положениями статей 9 и 17.1 Закона о недрах, а также действовавшего на дату обращения ООО "РОСТ" с заявлением о переоформлении лицензии "Порядка переоформления лицензий на право пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые". Перечисленные нормативные правовые акты не устанавливали в качестве лицензионных требований для заявителя при переоформлении лицензии в случае приобретения имущественного комплекса организации - банкрота требование о подтверждении претендентом наличия квалифицированных специалистов, необходимых финансовых и технических средств для безопасного проведения работ для рассматриваемого основания перехода права пользования участком недр Алимсайского месторождения.
По тем же основаниям (в связи с необоснованным расширением квалификационных требований на уровне субъекта Российской Федерации) суд апелляционной инстанции отклоняет довод Министерства об отсутствии в представленных ООО "РОСТ" заявочных материалах документов, подтверждающих финансовые возможности общества: бухгалтерского баланса общества за год, предшествующий подаче заявки, с отметкой налогового органа о его принятии; документальных данных о наличии у заявителя собственных средств (справки из банковских учреждений о состоянии счетов заявителя) или документальных данных о наличии привлечённых средств (договоры займа, кредита), обязательность предоставления которых предусмотрена подпунктом 6 пункта 23 Административного регламента.
По тем же причинам (отсутствие статуса лицензионных требований) не может быть признан обоснованным довод апеллянта о противоречивых данных о переданном имуществе и об отсутствии доказательств регистрации автомототранспортных средств, подтверждающих возможность их допуска к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Статья 22 Закона о недрах, а также пункты 22 и 23 "Единых правил безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом", утверждённых постановлением Госгортехнадзора РФ от 09.09.2002 N 57, регулируют права и обязанности пользователя недр, а также устанавливают требования к техническому руководству горными и взрывными работами на объектах горных работ, соответственно. Лицензионные требования и условия данными нормами права не устанавливаются, в связи с чем ссылку апеллянта на их положения в контексте данного спора нельзя признать обоснованной.
Кроме того, приведённые Министерством в апелляционной жалобе доводы и обстоятельства не указаны в оспариваемом письме в качестве оснований для отказа в переоформлении лицензии, в связи с чем заинтересованное лицо не вправе ссылаться на них при рассмотрении настоящего спора в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку иных оснований для отказа в переоформлении лицензии на право пользования участком недр в письме Министерства от 26.10.2012 N КК-12-19/12939 не содержится и из материалов дела не усматривается, суд первой инстанции пришёл к обоснованному заключению об отсутствии у Министерства законных оснований для отказа обществу в переоформлении лицензии на право пользования недрами и на этом основании удовлетворил заявление общества в данной части и признал незаконным содержащийся в письме Министерства от 26.10.2012 N КК-12-19/12939 отказ в переоформлении обществу лицензии на пользование участком недр Алимсайского месторождения, возложив на Министерство обязанность по переоформлению лицензии ОРБ N05117 ТЭ на ООО "РОСТ".
Довод апеллянта о неисполнимости решения суда в связи с досрочным прекращением права пользования недрами Алимсайского месторождения кирпичных глин организации-банкрота -ООО "Оренбургстройматериалы" по лицензии ОРБ N 05117 и предоставлением права краткосрочного пользования недрами данного месторождения ГУП "Оренбургдорстрой" по распоряжению Министерства от 20.02.2013, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку на дату вынесения решения судом первой инстанции (11.03.2014) срок действия выданной ГУП "Оренбургдорстрой" краткосрочной лицензии на право пользования недрами, который не может составлять более года, истёк, в связи с чем права данной организации не могут быть нарушены решением суда.
Кроме того, досрочное прекращение права пользования спорным участком недр Алимсайского месторождения кирпичных глин организации-банкрота -ООО "Оренбургстройматериалы" по лицензии ОРБ N 05117 и предоставление данного участка недр в пользование иному лицу при наличии у Министерства информации о приобретении заявителем имущественного комплекса организации-банкрота, лица, претендующего на переоформление лицензии, и настоящего спора является явным злоупотреблением правом со стороны заинтересованного лица, свидетельствует о недобросовестном характере его поведения, неблагоприятные последствия которого не могут быть возложены на заявителя. Заинтересованное лицо обязано привести нарушенные им правоотношения в то состояние, в каком они находились до совершения правонарушения, и самостоятельно несёт ответственность за совершённые им противоправные действия перед третьими лицами, в том числе в форме убытков.
По этой причине суд правомерно обязал Министерство переоформить лицензию на заявителя.
Опечатка при указании номера лицензии на право пользования недрами не является основанием для отмены или изменения верного по сути решения суда и может быть исправлена судом, принявшим решение, в порядке ст. 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов в апелляционной жалобе не содержится.
Всем доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, впоследствии изложенным в апелляционной жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного, решение суда первой инстанции в обжалуемой части следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.03.2014 по делу N А47-15895/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Малышева |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-15895/2012