Екатеринбург |
|
13 октября 2014 г. |
Дело N А71-12780/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С. В.,
судей Смирнова А. Ю., Платоновой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.03.2014 по делу N А71-12780/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "ТИТАН-Инвестстрой" (ОГРН 1041803719990, ИНН 1834032700; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Управлению Росреестра, Федеральному государственному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области (далее - кадастровая палата) о признании кадастровой стоимости земельного участка площадью 13782 кв. м с кадастровым номером 18:26:000000:360, местоположение: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Ленина, д. 96, примерно в 50 м от ориентира по направлению на юго-восток, равной рыночной в размере 5 483 000 руб. (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Ижевска.
Решением суда от 21.03.2014 (судья Волкова О.Н.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014 (судьи Зеленина Т.Л., Гладких Е.О., Дюкин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы полагает, что Управление Росреестра является ненадлежащим ответчиком, надлежащим ответчиком по спорам об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной является кадастровая палата, в функции которой входит внесение сведений в государственный кадастр недвижимости.
В представленном отзыве кадастровая палата указывает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части взыскания судебных расходов, поскольку ответчики не являются лицами, оспаривающими или нарушающими права истца, ввиду чего считать их проигравшей стороной по делу нельзя.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество на основании договора аренды от 20.10.2009 N 4423/1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:360 площадью 13 782 кв. м, имеющего местоположение: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Ленина, д. 96, примерно в 50 м от ориентира по направлению на юго-восток.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике" кадастровая стоимость этого земельного участка по состоянию на 01.01.2007 утверждена в размере 162 706 019 руб. 52 коп.
Ссылаясь на то, что установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
В обоснование исковых требований общество представило отчет об оценке от 31.01.2014 N 12-ЮЛ-14, составленный АНО Агентство судебных экспертиз по Удмуртской Республике, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 составляет 5 483 000 руб.
Кроме того, истцом представлено положительное экспертное заключение на данный отчет от 07.02.2014 N 91/02-14.
Удовлетворяя исковые требования, суды обоснованно исходили из следующего.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом в силу правил п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 значительно превышает его рыночную стоимость на эту дату.
Учитывая отсутствие возражений ответчиков относительно данных, содержащихся в представленном истцом отчете об оценке, а также принимая во внимание положительное экспертное заключение на данный отчет, суды обоснованно удовлетворили исковые требования.
Довод Управления Росреестра о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по данному делу, судами рассмотрен и правомерно отклонен.
В силу положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531 органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель, является Управление Росреестра. Ссылка управления Росреестра на наделение кадастровой палаты полномочиями органа кадастрового учета, перераспределение функций между органами и учреждениями государственной регистрации, кадастра и картографии судами обоснованно была отклонена, так как в силу ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный орган - Росреестр, делегировав полномочия государственным бюджетным учреждениям, сохраняет контрольные функции в отношении этих учреждений и не перестает являться органом кадастрового учета.
В силу указанных обстоятельств, учитывая, что исковые требования общества удовлетворены, суды обоснованно распределили судебные расходы между двумя ответчиками в соответствии с положениями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Удмуртской Республики и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.03.2014 по делу N А71-12780/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.