Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 марта 2011 г. N Ф09-1599/11
Екатеринбург
31 марта 2011 г. |
N Ф09-1599/11-С6 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2011 г.
В полном объеме постановление изготовлено 31 марта 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Семёновой З.Г., Смирнова А.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Агентства по природопользованию Пермского края (далее - агентство) на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.10.2010 по делу N А50-17835/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель:
открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы") - Чумель В.А. (доверенность от 27.01.2011).
Общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения агентства от 20.05.2010 N СЭД-48-01-11-1160 об отказе в предоставлении в аренду лесных участков, сформированных под опорами ВЛ 500 кВ "Калино-Тагил".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.10.2010 (судья Торопицин С.В.) заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение агентства от 20.05.2010 N СЭД-48-01-11-1160 об отказе в предоставлении в аренду лесных участков, сформированных под опорами ВЛ 500 кВ "Калино-Тагил". На агентство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2010 (судьи Ясикова Е.Ю., Осипова С.П., Васева Е.Е.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе агентство просит обжалуемые судебные акты отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами п. 2 ст. 87, п. 1, 3 ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 9, 21, ч. 2.1, 2.2 ст. 45, ч. 2, 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что предоставление лесного участка только под опоры ЛЭП противоречит принципам лесного законодательства, поскольку владелец ЛЭП использует лесной участок не только под опорами, но и по всей ширине охранной зоны. По его мнению, при предоставлении лесного участка в аренду его площадь следует определять исходя из ширины охранной зоны. Агентство считает необоснованной ссылку судов на положения ч. 2.2 ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" с заявлением о предоставлении в аренду лесных участков).
В отзыве на кассационную жалобу общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами, обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" принадлежит на праве собственности электросетевой комплекс - подстанция 500 кВ "Тагил" с воздушными ЛЭП, включающий, в том числе под позицией 27 - ВЛ 500 кВ "Калино-Тагил", литера 23, протяженностью 175,5 км, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.12.2002 серии 66 АВ N 969048 (л.д. 15).
Из кадастрового плана земельного участка от 29.02.2008, характеристик лесного участка по ГКУ "Лысьвенское лесничество", схем расположения и границ лесных участков, проектного плана прохождения ВЛ 500 кВ "Калино-Тагил", свидетельства о государственной регистрации права от 28.04.2003 следует, что спорная высоковольтная линия располагается на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, который находится в Лысьвенском муниципальном районе Пермского края, отнесен к землям лесного фонда с разрешенным использованием под опоры ВЛ 500 кВ "Калино-Тагил" (л.д. 70-86, 91, 92).
Общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" обратилось в агентство с заявлением от 27.04.2010 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных (лесных) участков под опорами ВЛ 500 кВ "Калино-Тагил" (л.д. 12).
Письмом от 20.05.2010 N СЭД-48-01-11-1160 агентство отказало заявителю в предоставлении в аренду лесных участков, предложив обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка, сформированного под всю трассу линейного объекта ВЛ 500 кВ "Калино-Тагил" (л.д. 13, 14).
Полагая, что отказ агентства в предоставлении в аренду испрашиваемых лесных участков является незаконным, общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания указанной нормы права следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со ст. 21 настоящего Кодекса.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" с заявлением о предоставлении в аренду лесных участков) лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных ст. 9 настоящего Кодекса, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.
Статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу п. 1 ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486 утверждены Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети.
В п. 2 названных Правил определено, что обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера.
Согласно п. 6 данных Правил в порядке, предусмотренном п. 3 - 5 настоящих Правил, определяются размеры земельных участков (частей земельных участков), отнесенных к категориям земель, не указанным в п. 2 настоящих Правил, если хозяйствующим субъектам предоставлено право использовать эти участки (части участков) для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети).
Проанализировав положения названных нормативных актов, суды пришли к выводу об отсутствии у заявителя обязанности по заключению договора аренды лесного участка, сформированного под всю трассу линейного объекта ВЛ 500 кВ "Калино-Тагил", а также о том, что выделение в аренду лесных участков под опорами не является нарушением назначения использования лесного участка, предоставляемого для эксплуатации ЛЭП.
Делая указанные выводы, суды обоснованно приняли во внимание положения ч. 2.2 ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" с заявлением о предоставлении в аренду лесных участков), в соответствии с которой в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков.
Кроме того, из содержания Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, также не следует, что земельный участок, приходящийся на охранную зону, должен находиться в аренде у собственника линейных объектов.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
С учетом изложенного отклоняются доводы заявителя кассационной жалобы о том, что предоставление лесного участка только под опоры ЛЭП противоречит принципам лесного законодательства, при предоставлении лесного участка в аренду его площадь следует определять исходя из ширины охранной зоны.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 11.10.2010 по делу N А50-17835/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства по природопользованию Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
З.Г. Семёнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 6 данных Правил в порядке, предусмотренном п. 3 - 5 настоящих Правил, определяются размеры земельных участков (частей земельных участков), отнесенных к категориям земель, не указанным в п. 2 настоящих Правил, если хозяйствующим субъектам предоставлено право использовать эти участки (части участков) для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети).
...
Делая указанные выводы, суды обоснованно приняли во внимание положения ч. 2.2 ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения ... с заявлением о предоставлении в аренду лесных участков), в соответствии с которой в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков.
Кроме того, из содержания Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, также не следует, что земельный участок, приходящийся на охранную зону, должен находиться в аренде у собственника линейных объектов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 марта 2011 г. N Ф09-1599/11 по делу N А50-17835/2010