г. Пермь
22 декабря 2010 г. |
Дело N А50-17835/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ясиковой Е. Ю.
судей Осиповой С.П., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляковой М.В.
при участии:
от заявителя - ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала - Пермского предприятия магистральных электрических сетей: Наговицина Е.А., паспорт, доверенность от 24.12.2009;
от заинтересованного лица - Агентства по природопользованию Пермского края: Ильина Е.И, паспорт, доверенность от 27.10.2010;
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - Агентства по природопользованию Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 октября 2010 года
по делу N А50-17835/2010,
принятое судьей Торопициным С.В.
по заявлению ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала - Пермского предприятия магистральных электрических сетей
к Агентствупо природопользованию Пермского края
о признании незаконным решения от 20.05.2010 года N СЭД-48-01-11-1160 об отказе в предоставлении в аренду лесных участков, сформированных под опорами ВЛ 500 кВ "Калино-Тагил",
установил:
Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала - Пермского предприятия магистральных электрических сетей (далее заявитель, общество, ООО "ФСК ЕЭС") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Агентству по природопользованию Пермского края (далее заинтересованное лицо, агентство) о признании незаконным решения от 20.05.2010 N СЭД-48-01-11-1160 об отказе в предоставлении в аренду лесных участков, сформированных под опорами ВЛ 500 кВ "Калино-Тагил".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.10.2010 (резолютивная часть решения объявлена 07.10.2010) требования заявителя удовлетворены, оспариваемое решение признано недействительным, агентство обязано устранить допущенные нарушения права и законных интересов заявителя. С заинтересованного лица в пользу общества взысканы расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы жалобы сводятся к тому, что суд в нарушение ст. 71 Лесного кодекса РФ необоснованно применил нормы земельного законодательства к лесным правоотношениям; считает, что предоставление лесного участка только под опоры ЛЭП противоречит принципам лесного законодательства, так как владелец ЛЭП использует лесной участок не только под опорами, но и по всей ширине охранной зоны; отмечает, что при предоставлении лесного участка в аренду его площадь следует определять исходя из ширины охранной зоны. В судебном заседании представитель заинтересованного лица на доводах жалобы настаивал.
Заявитель с жалобой не согласен по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. В судебном заседании представитель общества доводы отзыва поддержал. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ФСК ЕЭС" принадлежит на праве собственности электросетевой комплекс - подстанция 500 кВ "Тагил" с воздушными ЛЭП, включающий в себя, в том числе под позицией 27 - ВЛ 500 кВ "Калино-Тагил", литер 23, протяженностью 175,5 км, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.12.2002 (л.д.15).
Из кадастрового плана земельного участка от 29.02.2008, характеристик лесного участка по ГКУ "Лысьвенское лесничество", схем расположения и границ лесных участков, проектного плана прохождения ВЛ 500 кВ "Калино-Тагил", свидетельства о государственной регистрации права усматривается, что спорная высоковольтная линия располагается на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, который находится в Лысьвенском муниципальном районе Пермского края, отнесен к землям лесного фонда с разрешенным использованием под опоры ВЛ 500 кВ "Калино-Тагил" (л.д.70-81, 91-95).
28.04.2010 общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных (лесных) участков под опорами ВЛ 500 кВ "Калино-Тагил", с приложением необходимых документов (л.д.12).
Письмом от 20.05.2010 N СЭД-48-01-11-1160 агентство отказало заявителю в предоставлении в аренду лесных участков, одновременно предложив обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка, сформированного под всю трассу линейного объекта ВЛ 500 кВ "Калино-Тагил".
Не согласившись с отказом, ООО "ФСК ЕЭС" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным указанного решения агентства.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение является недействительным, поскольку оно не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности в порядке ст.71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, являются законными и обоснованными.
Согласно ст.ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта законам и иным нормативным правовым актам и нарушение указанным ненормативным актом прав и законных интересов заявителя.
Строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов в силу пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ (далее ЛК РФ) отнесены к одному из возможных видов использования лесов.
Статьей 45 ЛК РФ установлено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
В силу части 5 статьи 21 ЛК РФ в целях, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 данной статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты (часть 2.1 статьи 45 ЛК РФ).
Положениями части 2.2 статьи 45 ЛК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков.
Статьей 9 ЛК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Лесное законодательство не предусматривает порядка определения размера лесных участков, при этом исходя из ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, под которыми Кодекс понимает земельные участки, регулируются гражданским законодательством и Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 89 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным названным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки, в частности, для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики (п. 2 ч. 2 ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Земельным кодексом Правительство Российской Федерации постановлением от 11 августа 2003 года N 486 утвердило Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линии связи, обслуживающих электрические сети.
Проанализировав данные Правила, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выделение лесных участков под опорами не является нарушением назначения использования лесного участка, предоставляемого для эксплуатации ЛЭП,
Суд первой инстанции отклонил довод заинтересованного лица о невозможности применения к спорным правоотношениям данных Правил, поскольку п. 6 постановления Правительства N 486 предусматривает, что в порядке, установленном пунктами 3-5 Правил, определяются размеры земельных участков (частей земельных участков), отнесенных к категориям земель, не указанным в п. 2 настоящих Правил, если хозяйствующим субъектам предоставлено право использовать эти участки (части участков) для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети).
Данные выводы суда не противоречат положениям ч. 2.2 ст. 45 ЛК РФ и ст. 71 ЛК РФ и поддерживаются апелляционным судом.
Доводы жалобы о противоречии такого подхода принципам земельного законодательства апелляционный суд отклоняет, поскольку такие доводы не основаны на нормах права.
Довод апеллятора о необходимости оформления аренды участка исходя из ширины охранной зоны апелляционным судом также отклонен, поскольку доказательств и правовых оснований наличия у заявителя обязанности по заключению договора аренды лесного участка, сформированного под всю трассу линейного объекта ВЛ 500 кВ "Калино-Тагил" заинтересованным лицом не представлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что решение агентства, выраженное в письме от 20.05.2010 об отказе в предоставлении в аренду лесных участков, сформированных под опорами ВЛ 500 кВ "Калино-Тагил" ввиду необходимости обращения с заявлением о предоставлении лесного участка, сформированного под всю трассу указанного линейного объекта, не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд первой инстанции, установив совокупность оснований для признания оспариваемого решения недействительным (ч. 2 ст. 201 АПК РФ), правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Судебные расходы по оплате госпошлины распределены судом первой инстанции в соответствии с нормами АПК РФ.
Нарушений со стороны суда первой инстанции норм процессуального и материального права, являющихся основаниями для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции при рассмотрении жалобы не установил.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 октября 2010 года по делу N А50-17835/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Агентства по природопользованию Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Е.Ю. Ясикова |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-17835/2010
Истец: ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала - Пермского предприятия магистральных электрических сетей, ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице ф-ла ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" Пермского предприятия магистральных электрических сетей
Ответчик: Агентство по природопользованию Пермского края, Агентство по природопользованию ПК