Екатеринбург |
|
22 октября 2014 г. |
Дело N А60-2243/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Смирнова А.Ю., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - орган кадастрового учета) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.04.2014 по делу N А60-2243/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Уралдрагмет-Капитал" (далее - общество "Уралдрагмет-Капитал") - Абрамов Т.А. (доверенность от 14.08.2013).
Общество "Уралдрагмет-Капитал" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения органа кадастрового учета от 20.11.2013 N 16-06/16814 и обязании кадастровой палаты устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением суда от 21.04.2014 (судья Гаврюшин О.В.) заявленные требования удовлетворены. Решение кадастровой палаты от 20.11.2013 N 16-06/16814 признано незаконным, на кадастровую палату возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014 (судьи Голубцова Ю.А., Зеленина Т.Л., Панькова Г.Л.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе орган кадастрового учета просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), п. 8, 57, 59 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок). Заявитель указывает, что оспариваемое обществом "Уралдрагмет-Капитал" письмо кадастровой палаты не может быть приравнено к решению органа кадастрового учета, поскольку обществом "Уралдрагмет-Капитал" не соблюден порядок обращения с заявлением о внесении сведений об объекте в государственный кадастра недвижимости, предусмотренный Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.09.2011 N 529 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества" (приложение N 2). По мнению заявителя, оспариваемое письмо от 20.11.2013 N 16-06/16816 носит информационный характер. Кроме того, заявитель указывает на то, что установленная решениями Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-52101/2012 кадастровая стоимость на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:876 по состоянию на 01.01.2010 признана в отношении других характеристик объекта.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.02.2013 по делу N А60-45279/2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0306007:9 признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 24 544 713 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.04.2013 по делу N А60-52101/2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:876 признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 41 455 245 руб.
Общество 07.11.2013 обратилось в кадастровую палату с заявлениями о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0306007:9 и 66:41:0000000:876.
Кадастровой палатой решениями от 20.11.2013 N 16-06/16814 об отказе в учете изменений объектов недвижимости. В качестве основания отказа указано, что сведениям о кадастровой стоимости земельного участка, внесенным в кадастр на основании постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, присвоен статус "архивных", в связи с чем оснований для внесения в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной по состоянию на 01.01.2010 не имеется.
Общество, ссылаясь на то, что указанное решение является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что законных оснований для отказа во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением суда, у кадастровой палаты не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По смысл у ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона.
В силу п. 5 ст. 4 Закон о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено этим же Федеральным законом.
Пункт 1 ст. 16 Закон о кадастре предусматривает, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона сведений об объекте недвижимости, в том числе о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в объеме, предусмотренном порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости, дата ее утверждения, реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
При внесении в реестр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости со статусом "архивные" (п. 57 названного Порядка).
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть восстановлены лишь внесением изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной.
В соответствии со ст. 4 Закона о кадастре одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, который означает, что государственный кадастр недвижимости постоянно обновляется и является источником актуальных сведений.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями суда по делу N А60-45279/2012 и по делу N А60-52101/2012 кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0306007:9 и 66:41:0000000:876 установлена равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 24 544 713 руб. и 41 455 245 руб. соответственно.
Согласно п. 1-1 постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения органа кадастрового учета; далее - постановление N 695-ПП) таблица 41 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" Свердловской области", установленная по состоянию на 01.01.2010, признается утратившей силу с 01 января 2014 года.
По смыслу положений Закона о кадастре сведения государственного кадастра должны содержать информацию обо всех изменениях в структуре записей о земельном участке, произведенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе данных о его кадастровой стоимости.
Суды, установив, что момент обращения общества в орган кадастрового учета и на момент принятия оспариваемого решения кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2010, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, являлась действующей и актуальной, пришли к обоснованному выводу о том, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости спорных земельных участках на основании Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32, не должно являться препятствием для исполнения вступивших в законную силу решений суда, установивших новую кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2010.
Поскольку оспариваемое решение кадастровой палаты не соответствует указанным положениям Закона о кадастре, ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя, суды правомерно удовлетворили требования общества, обязав кадастровую палату внести в сведения государственного кадастра недвижимости установленную судами кадастровую стоимость.
Судами обоснованно отклонена ссылка органа кадастрового учета на п. 57 Порядка.
В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о кадастре недвижимости в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенных в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено указанным Федеральным законом.
Таким образом, внесение в государственный кадастр недвижимости новой записи не означает исключение (удаление) предыдущих сведений об объекте недвижимости из государственного кадастра недвижимости.
Ни названным Порядком, ни Законом о кадастре запрета на изменение сведений со статусом "архивные" (но подлежащих применению) не предусмотрено.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что письмо от 20.11.2013 N 16-06/16814 не является отказом в учете изменений объектов недвижимости, отклоняется, поскольку иное решение по заявлениям от 07.11.2013 органом кадастрового учета принято не было.
Ссылка заявителя на то, что установленная решениями Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-52101/2012 кадастровая стоимость на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:876 по состоянию на 01.01.2010 признана в отношении других характеристик объекта, не принимается, так как данное обстоятельство не являлось основанием для принятия решения по заявлениям от 07.11.2013. Орган кадастрового учета при рассмотрении спора по существу судами первой и апелляционной инстанций на указанное несоответствие не ссылался и суды это обстоятельство не исследовали и не оценивали. Кроме того, приведенный довод направлен на переоценку доказательств, сделанную в рамках другого судебного спора.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.04.2014 по делу N А60-2243/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.