Екатеринбург |
|
27 октября 2014 г. |
Дело N А60-47896/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Купреенкова В.А., Соловцова С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.04.2014 по делу N А60-47896/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Росреестра - Быков А.С. (доверенность от 25.11.2013 N 08-17/171).
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Росреестра, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области (далее - кадастровая палата) о признании кадастровой стоимости 48-ми земельных участков, установленной по состоянию на 15.11.2012, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 15.11.2012 (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Екатеринбурга, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство).
Решением суда от 23.04.2014 (судья Подгорнова Г.Н.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 (судьи Скромова Ю.В., Виноградова Л.Ф., Голубцова Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы считает недостоверным представленный истцом отчет об оценке, указывает, что при определении рыночной стоимости земельных участков оценщиком использовался только сравнительный подход. Управление Росреестра также полагает, что к участию в деле судам следовало привлечь лицо, уполномоченное распоряжаться земельным участком с кадастровым номером 66:41:0110019:21, которым истец владеет на праве постоянного бессрочного пользования, а именно - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области. Заявитель жалобы также считает, что судами не дана оценка его доводу о том, что Управление Росреестра не является надлежащим ответчиком по данному делу. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, суды необоснованно отнесли на него судебные расходы при отсутствии вины в нарушении прав истца. При этом судами не принято во внимание, что Управление Росреестра финансируется за счет средств федерального бюджета.
В представленном отзыве общество возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу Управления Росреестра - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу на праве собственности и на праве аренды принадлежат 45 земельных участков, также истец использует земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0110019:21 (площадь 171 170 кв. м, расположен по адресу: г. Екатеринбург, пр. Космонавтов), 66:41:0000000:1245 (площадь 13 252 кв. м, расположен по адресу: г. Екатеринбург, в 2-х км по направлению на восток от пересечения Екатеринбургской кольцевой автомобильной дороги (ЕКАД) и улицы Высоцкого), 66:41:0000000:1244 (площадь 10 573 кв. м, расположен по адресу: г. Екатеринбург, в 2-х км по направлению на восток от пересечения Екатеринбургской кольцевой автомобильной дороги (ЕКАД) и улицы Высоцкого), 66:41:07112007:3 (площадь 1 014 690 кв. м, расположен по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург), на которых расположены принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимости.
Приказом министерства от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" установлена кадастровая стоимость поименованных земельных участков, определенная по состоянию на 15.11.2012.
Ссылаясь на то, что утвержденная данным нормативным актом кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суды обоснованно исходили из следующего.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Судами установлено, что в подтверждение размера рыночной стоимости спорных земельных участков обществом в материалы дела представлен отчет оценщика от 08.10.2013 N 6673109436-2013-1209, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Оценка и экспертиза собственности". Соответствие данного отчета требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" от 28.10.2013 N 1782/2013.
В силу ст. 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Установив, что кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, указанную в отчете об оценке от 08.10.2013 N 6673109436-2013-1209, а также принимая во внимание, что ответчики не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорных земельных участков является иной, чем указано в представленном истцом отчете, а ходатайств о назначении экспертизы для проверки достоверности отчета или определения рыночной стоимости ответчики не заявляли, суды правомерно удовлетворили исковые требования.
Доводы Управления Росреестра о недостоверности представленного истцом отчета со ссылкой на его несоответствие п. 6, 8, 11 ФСО N 3 и п. 20 ФСО N 1 и использованием только сравнительного метода, апелляционным судом рассмотрены и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод Управления Росреестра о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по данному делу, судами рассмотрен и правомерно отклонен.
В силу положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531 органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель, является Управление Росреестра. Ссылка управления Росреестра на наделение кадастровой палаты полномочиями органа кадастрового учета, перераспределение функций между органами и учреждениями государственной регистрации, кадастра и картографии судами обоснованно была отклонена, так как в силу ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный орган - Росреестр, делегировав полномочия государственным бюджетным учреждениям, сохраняет контрольные функции в отношении этих учреждений и не перестает являться органом кадастрового учета.
В силу указанных обстоятельств, учитывая, что исковые требования общества удовлетворены, суды обоснованно распределили судебные расходы между двумя ответчиками в соответствии с положениями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.04.2014 по делу N А60-47896/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.