Екатеринбург |
|
17 ноября 2014 г. |
Дело N А71-2167/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тимофеевой А.Д.,
судей Черкасской Г.Н., Громовой Л.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Удмуртской Республики на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.05.2014 по делу N А71-2167/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Обелиск" (далее - общество "Обелиск") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Военному комиссариату Удмуртской Республики о взыскании 800 руб. 00 коп. в возмещение расходов на изготовление и установку надгробных памятников (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке, установленном нормами ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.05.2014 (судья Лиуконен М.В.) исковые требования удовлетворены: с Военного комиссариата Удмуртской Республики за счет средств федерального бюджета в пользу общества "Обелиск" взысканы ущерб в размере 800 руб. 00 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 541 руб. 61 коп.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 (судьи Гладких Д.Ю., Балдин Р.А., Григорьева Н.П.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Военный комиссариат Удмуртской Республики просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение. Заявитель указывает, что судами первой и апелляционной инстанций нарушены номы материального и процессуального права, не в полном объеме были исследованы обстоятельства дела.
По мнению заявителя, у него не возникло обязанности по оплате установленной на памятнике Коробейникову Е.В. старой, выгоревшей фотокерамики, поскольку обществом "Обелиск" не были затрачены денежные средства на установку новой фотокерамики.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Обществом "Обелиск" предъявлены требования к Военному комиссариату Удмуртской Республики о взыскании понесённых расходов по изготовлению и установке памятников участникам Великой Отечественной войны на основании ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", приказа Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ответчик добровольно перечислил истцу 123 826 руб. 00 коп. в счет возмещения расходов, что подтверждается платежным поручением от 02.04.2014 N 323, списком-заказом N 19 к платежному поручению от 12.03.2014 N 0708184.
Разногласия сторон возникли по размеру затрат на установку памятника участнику Великой Отечественной войны Коробейникову Егору Вахрамеевичу.
Согласно расчету Военного комиссариата Удмуртской Республики сумма к оплате данного памятника составила 22 350 руб. 00 коп., согласно расчету общества "Обелиск" - 23 150 руб.
Суд первой инстанции, приняв отказ от иска в части добровольно уплаченной суммы, а также считая исковые требования обоснованными и подтвержденными надлежащими доказательствами, удовлетворил оставшуюся спорную часть исковых требований в размере 800 руб. 00 коп.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В силу норм ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для возмещения вреда, причиненного имуществу, потерпевший в соответствии с требованиями ст. 15, 1064 названного Кодекса должен доказать факт неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками, вину причинившего вред, наличие и размер ущерба.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Закона погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 35 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в п. 2 названного Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета. В соответствии с п. 2 порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной Войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
В соответствии с п. 36 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 родственники, законные представители или иные липа, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших па себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в п. 38 данного Порядка.
По смыслу положений ст. 5, 6 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" лицо, взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов. Соответствующие государственные органы обязаны оплатить таким лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим), принадлежавшим к перечисленным категориям лиц.
Как следует из материалов дела, факт установки на могиле участника Великой Отечественной войны Коробейникова Е.В. фотокерамики 13*18 стоимостью 800 руб. 00 коп. подтверждается представленными в материалы дела договором подряда от 15.08.2012, прейскурантом выполненных работ от 15.08.2012, актом приёмки выполненных работ от 15.08.2012 N 99-12, подписанными со стороны заказчика (родственника умершего).
Представленный ответчиком акт, утверждённый начальником отдела Военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам города Ижевска, составлен и подписан 26.07.2013. Данный акт составлен в одностороннем порядке, через год после выполнения работ, и не может достоверно подтверждать обстоятельства установки фотокерамики, не соответствующей условиям договора подряда.
Оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили исковые требования в сумме 800 руб. 00 коп.
Довод Военного комиссариата Удмуртской Республики о том, что у него не возникло обязанности по оплате установленной на памятнике Коробейникову Е.В. старой, выгоревшей фотокерамики, судом кассационной инстанцией отклоняется, поскольку был предметом исследования в суде апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.05.2014 по делу N А71-2167/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Д. Тимофеева |
Судьи |
Г.Н. Черкасская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.