Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 апреля 2011 г. N Ф09-1917/11
20 апреля 2011 г. |
N Ф09-1917/11-С1 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2011 г .
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В. А.,
судей Черкезова Е. О., Василенко С. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Курганской области (далее - управление Федерального казначейства) на решение Арбитражного суда Курганской области от 10.11.2010 по делу N А34-3881/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2011 по указанному делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседании на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Федеральным государственным учреждением "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Курганской области" (далее - учреждение) заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Данное ходатайство судом кассационной инстанции удовлетворено.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области (далее- управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными действий управления Федерального казначейства, выразившихся в отказе в принятии к исполнению постановлений от 29.07.2007 N 43, от 09.08.2007 N 91, от 22.11.2007 N 101, от 08.02.2008 N 1, от 25.06.2008 N 66, от 15.06.2009 N 52, от 11.08.2009 N 119, от 20.11.2009 N 181, от 14.12.2009 N 222 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в суммах 3584 руб. 36 коп., 5900 руб. 03 коп., 4309 руб. 66 коп., 4149 руб., 4418 руб. 36 коп., 2485 руб. 03 коп., 441 руб. 91 коп., 501 руб. 94 коп., 445 руб. 52 коп. соответственно, вынесенных в отношении учреждения, а также об обязании принять указанные постановления к исполнению.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено учреждение.
Решением суда от 10.11.2010 (судья Шестакова Л.П.) заявление удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2011 (судьи Арямов А.А., Костин В.Ю., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление Федерального казначейства просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение (толкование) судами положений п. 1, 2 ст. 242.1, 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). По мнению заявителя, несостоятельной является ссылка судов на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" в силу того, что Закон N 167-ФЗ и Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержат статей, устанавливающих приоритет норм одного федерального закона над другим. Кроме того, управление Федерального казначейства ссылается на необоснованное неприменение судами к спорным отношениям Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования в Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ).
Как следует из материалов дела, управлением Пенсионного фонда в отношении учреждения вынесены постановления от 29.07.2007 N 43, от 09.08.2007 N 91, от 22.11.2007 N 101, от 08.02.2008 N 1, от 25.06.2008 N 66, от 15.06.2009 N 52, от 11.08.2009 N 119, от 20.11.2009 N 181, от 14.12.2009 N 222 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в суммах 3584 руб. 36 коп., 5900 руб. 03 коп., 4309 руб. 66 коп., 4149 руб., 4418 руб. 36 коп., 2485 руб. 03 коп., 441 руб. 91 коп., 501 руб. 94 коп., 445 руб. 52 коп. соответственно.
Указанные постановления были направлены управлением Пенсионного фонда для исполнения в Курганский городской отдел судебных приставов по взысканию с юридических лиц и исполнению ИДНХ Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области.
Возбужденные службой судебных приставов на основании этих постановлений исполнительные производства окончены, поскольку должник является получателем средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не имеет иных счетов в кредитных учреждениях помимо бюджетных лицевых счетов, в связи с чем вышеназванные постановления были возвращены управлению Пенсионного фонда.
Сопроводительным письмом от 24.02.2010 N 06-779 управление Пенсионного фонда направило данные постановления в Управление Федерального казначейства для исполнения.
Управление Федерального казначейства возвратило постановления управлению Пенсионного фонда без исполнения (письмо от 09.03.2010 N 43-14-06/526), указав в качестве основания для возврата на то, что такие постановления не входят в установленный ст. 242.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации перечень исполнительных документов. Также заинтересованным лицом указано на то, что ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ утратила силу с 01.01.2010, в связи с чем взыскание следует производить в судебном порядке. Кроме того, в управлении Федерального казначейства открыт лицевой счет учреждения, а лицевого счета Шумихинского филиала не имеется.
Не согласившись с действиями управления Федерального казначейства, выразившимися в возврате без исполнения постановлений, управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия правовых оснований у управления Федерального казначейства для возврата постановлений управления Пенсионного фонда.
Вывоы судов основаны на законе и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 3 ст. 25 Закона N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном ст. 25.1 этого же Закона.
В силу п. 2, 3 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных главой 24.1 настоящего Кодекса.
Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В частности, в случае неисполнения бюджетным учреждением требований исполнительного документа исполнение производится путем принудительного взыскания со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитных организациях (п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации). При отсутствии таких счетов, исполнение исполнительного документа производится органами Федерального казначейства, наделенными в силу ст. ст. 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", установленная ст. 25 Закона N 167-ФЗ внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности. При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном п. 3 ст. 25 Закона случае, или постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 БК РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к нормам гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению финансовым органом в порядке, предусмотренном ст. 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Такой порядок исполнения постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании обязательных платежей применялся в 2009 г. к правоотношениям, возникшим до 31.12.2009 включительно. С 01.01.2010 вступил в силу Закон N 212-ФЗ, подп. 1 п. 4 ст. 18 которого установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится лишь в судебном порядке.
Оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства с учетом положений вышеназванных норм права, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что поскольку в рассматриваемом случае правоотношения возникли до 31.12.2009, Закон N 212-ФЗ применению в данной ситуации не подлежит.
При этом суды обоснованно указали на соблюдение порядка предъявления исполнительных документов непосредственно управлению Федерального казначейства ввиду отсутствия у учреждения счетов в банках и кредитных организациях.
При таких обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии у управления Федерального казначейства достаточных правовых оснований для отказа в принятии к исполнению и возвращения постановлений управления Пенсионного фонда.
На основании изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные управлением Пенсионного фонда требования.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе перечисленным в жалобе, судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка. При этом нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Курганской области от 10.11.2010 по делу N А34-3881/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2011 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А.Лукьянов |
Судьи |
Е.О.Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", установленная ст. 25 Закона N 167-ФЗ внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности. При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном п. 3 ст. 25 Закона случае, или постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 БК РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к нормам гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению финансовым органом в порядке, предусмотренном ст. 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Такой порядок исполнения постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании обязательных платежей применялся в 2009 г. к правоотношениям, возникшим до 31.12.2009 включительно. С 01.01.2010 вступил в силу Закон N 212-ФЗ, подп. 1 п. 4 ст. 18 которого установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится лишь в судебном порядке.
Оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства с учетом положений вышеназванных норм права, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что поскольку в рассматриваемом случае правоотношения возникли до 31.12.2009, Закон N 212-ФЗ применению в данной ситуации не подлежит.
...
решение Арбитражного суда Курганской области от 10.11.2010 по делу N А34-3881/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2011 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Курганской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 апреля 2011 г. N Ф09-1917/11 по делу N А34-3881/2010
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8126/11
16.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8126/11
20.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1917/11
17.01.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12932/2010