Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 апреля 2011 г. N Ф09-1581/11
29 апреля 2011 г. |
N Ф09-1581/11-С2 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Артемьевой Н.А.,
судей Меньшиковой Н.Л., Наумовой Н.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы администрации г. Перми, Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края, Министерства социального развития Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края от 15.10.2010 по делу N А50-14278/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2010 по тому же делу по иску администрации г. Перми к Пермскому краю в лице Министерства финансов Пермского края, Министерства социального развития Пермского края, Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми, с участием в деле третьих лиц, о взыскании убытков.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Администрация г. Перми обратилась в Арбитражный суд Пермского края к Пермскому краю в лице Министерства финансов Пермского края, Министерства социального развития Пермского края, Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми с иском о взыскании за счет казны субъекта Российской Федерации "Пермский край" в бюджет г. Перми 941 638 руб. 78 коп. убытков в размере расходов на погребение невостребованных и неопознанных умерших (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены специализированная служба по вопросам похоронного дела Пермское муниципальное унитарное предприятие "Ритуальные услуги" (далее - предприятие "Ритуальные услуги"), Управление внешнего благоустройства администрации г. Перми, Департамент финансов администрации г. Перми, муниципальное учреждение "Пермблагоустройство".
Решением суда от 15.10.2010 (судья Белокрылова О.В.) исковые требования удовлетворены частично, с Пермского края за счет средств казны Пермского края в доход бюджета г. Перми взыскано 527 306 руб. убытков. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2010 (судьи Булкина А.Н., Жукова Т.М., Снегур А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация г. Перми просит указанные решение и постановление изменить в части отказа во взыскании суммы расходов по погребению невостребованных и неопознанных умерших за 2006 год, ссылаясь на неверные выводы судов об истечении срока исковой давности и нарушение судами ст. 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В кассационных жалобах Пермский край в лице Министерства финансов Пермского края, Министерства социального развития Пермского края просят решение и постановление отменить в части удовлетворения иска. Заявители указывают на неправильное применение судами абз. 5 п. 3 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении и похоронном деле), в котором не содержится правило о возмещении расходов на захоронение невостребованных и неопознанных умерших за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Полагают, что начиная с 2007 года возмещение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации специализированным организациям расходов по гарантированному перечню услуг по погребению умерших граждан, личность которых не установлена, осуществляется через Территориальные управления Министерства социального развития Пермского края в соответствии с договором о возмещении затрат на погребение, заключенным со специализированной службой. Заключив муниципальные контракты с предприятием "Ритуальные услуги", администрация г. Перми самостоятельно установила расходное обязательство бюджета муниципального образования.
Как следует из материалов дела, между предприятием "Ритуальные услуги", являющимся специализированной организацией по вопросам похоронного дела (подрядчик), и Муниципальным управлением внешнего благоустройства администрации г. Перми (заказчик) заключены муниципальные контракты от 20.04.2006 N 67/1, от 21.12.2006 N 8/00, от 21.12.2007 N 38/00, по которым предприятие "Ритуальные услуги" обязалось помимо выполнения иных работ выполнять работы по погребению неизвестных и невостребованных умерших из ГУЗОТ "Пермское областное бюро судебной медицинской экспертизы" и больниц г. Перми.
Стоимость услуг на погребение предусмотрена приложениями и дополнительными соглашениями к муниципальным контрактам, сметами затрат.
Сторонами подписаны акты приема-сдачи выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ, подрядчиком выставлены счета-фактуры, выполненные работы полностью оплачены заказчиком платежными поручениями.
Оплаченные за счет местного бюджета расходы специализированной организации по захоронению 351 умерших в периоды с 21.10.2006 по 20.12.2006, с 21.10.2007 по 20.12.2007, с 21.10.2008 по 04.12.2008 составили 941 638 руб. 78 коп.
Полагая, что данные затраты подлежат возмещению за счет бюджета Пермского края, администрация г. Перми обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании убытков.
Удовлетворяя исковые требования частично, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что возмещение стоимости расходов на погребение граждан названной категории является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, при этом по требованию о взыскании расходов за 2006 год истцом пропущен срок исковой давности.
Выводы судов являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего установлены Законом о погребении и похоронном деле. Услуги по погребению являются мерой социальной защиты граждан, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подп. 41 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в том числе, предоставление материальной и иной помощи для погребения.
Статьей 12 Закона о погребении и похоронном деле предусмотрены гарантии погребения умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение. В соответствии с названной нормой права погребение умерших осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых происходит на безвозмездной основе, установлен ст. 9 Закона о погребении и похоронном деле.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона о погребении и похоронном деле стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств: Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости; Фонда социального страхования - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан; бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
Судами установлено, что истец для выполнения работ по погребению неизвестных и невостребованных умерших заключал со специализированной организацией по вопросам похоронного дела муниципальные контракты, взяв на себя соответствующие расходы.
Наличие у администрации г. Перми затрат на погребение названной категории умерших подтверждено имеющимися в деле муниципальными контрактами, справками о смерти, выданными органами ЗАГСа на умерших (погибших), актами приема-сдачи выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ, счетами-фактурами, платежными поручениями.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Кодекса под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16, 1069 Кодекса).
Поскольку расходы не погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших возмещаются за счет средств субъекта Российской Федерации, суды сделали обоснованный вывод о том, что за счет казны Пермского края также подлежат возмещению заявленные истцом расходы на погребение невостребованных и неопознанных умерших, в отношении которых не было установлено, что они являются пенсионерами или работающими и членами семьи работающих граждан.
Между тем с исковым заявлением о взыскании убытков администрация г. Перми обратилась в суд 28.06.2010.
Согласно п. 2 ст. 199 Кодекса исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, и о применении исковой давности заявили Министерство финансов Пермского края и Министерство социального развития Пермского края в отзывах на исковое заявление (т. 3 л. д. 3 - 5, 12 - 14), поэтому суды верно установили, что трехлетний срок исковой давности на момент подачи иска по расходам 2006 года истек.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили исковые требования администрации г. Перми в части взыскания с Пермского края за счет казны Пермского края 527 306 руб. убытков в размере понесенных расходов по погребению невостребованных и неопознанных умерших за период с 21.10.2007 по 20.12.2007, с 21.10.2008 по 04.12.2008 и отказали во взыскании расходов за 2006 год (п. 2 ст. 199 Кодекса).
Все обстоятельства спора судами исследованы, им дана правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 15.10.2010 по делу N А50-14278/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы администрации г. Перми, Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края, Министерства социального развития Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Артемьева |
Судьи |
Н.Л. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16, 1069 Кодекса).
...
Согласно п. 2 ст. 199 Кодекса исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, и о применении исковой давности заявили Министерство финансов Пермского края и Министерство социального развития Пермского края в отзывах на исковое заявление (т. 3 л. д. 3 - 5, 12 - 14), поэтому суды верно установили, что трехлетний срок исковой давности на момент подачи иска по расходам 2006 года истек.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили исковые требования администрации г. Перми в части взыскания с Пермского края за счет казны Пермского края 527 306 руб. убытков в размере понесенных расходов по погребению невостребованных и неопознанных умерших за период с 21.10.2007 по 20.12.2007, с 21.10.2008 по 04.12.2008 и отказали во взыскании расходов за 2006 год (п. 2 ст. 199 Кодекса)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 апреля 2011 г. N Ф09-1581/11 по делу N А50-14278/2010
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12158/10
20.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9246/11
04.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9246/11
29.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1581/11
24.12.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12158/10
15.10.2010 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-14278/10