Екатеринбург |
|
02 декабря 2014 г. |
Дело N А50-422/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Гавриленко О.Л., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю (ИНН: 5902290900, ОГРН: 1025900526893; далее - Министерство финансов, ответчик), на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.05.2014 по делу N А50-422/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ИНН: 7708709686, ОГРН: 1025900526893; далее - общество "Федеральная пассажирская компания", истец) - Пылаев Д.М. (доверенность от 27.06.2013 N 13).
Общество "Федеральная пассажирская компания" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением (с учетом изменения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании с Министерства финансов за счет средств казны Российской Федерации убытков в сумме 48 070 руб.
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социального развития Пермского края.
Решением суда от 21.05.2014 (судья Дубов А.В.) исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Министерства финансов за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества "Федеральная пассажирская компания" убытки в сумме 45 402 руб. 80 коп., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
Министерство финансов в кассационной жалобе просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Заявитель кассационной жалобы считает, что в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) льготы по бесплатному проезду для граждан, включенных в федеральный регистр, отменены и субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предписано при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств, то есть национальным законодательством льготы заменены на ежемесячные денежные выплаты; в связи с отменой Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям российских граждан с 01.01.2005 у общества "Федеральная пассажирская компания" не имелось оснований для предоставления указанных льгот.
По мнению Министерства финансов, суды неправомерно не приняли во внимание п. 8 Соглашения от 12.03.1993 "О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" (далее - Соглашение от 12.03.1993), согласно которому возмещение транспортным организациям расходов, связанных с оплатой стоимости проезда лиц, указанных в Соглашении от 12.03.1993, осуществляется в соответствии с национальным законодательством; вывод судов о том, что факт предоставления льгот подтверждается представленными в материалы дела купонами кассира и отрывными талонами, не соответствует обстоятельствам дела; суды необоснованно не привлекли к участию в деле главного распорядителя бюджетных средств.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с апреля по декабрь 2012 года общество "Федеральная пассажирская компания" предоставляло льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан в соответствии с Соглашением от 12.03.1993.
За названный период сумма неполученных обществом "Федеральная пассажирская компания" денежных средств, в связи с предоставлением льгот составила 48 070 руб.
Полагая, что данные убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, общество "Федеральная пассажирская компания" обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суды, частично удовлетворяя заявленные требования, руководствовались ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из того, что наличие и размер понесенных истцом убытков подтверждены материалами дела. В связи с неисполнением федеральным законодателем обязанности по урегулированию порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных в соответствии с международным договором, возмещение указанных убытков должно производиться за счет казны Российской Федерации. При этом суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в состав убытков суммы налога на добавленную стоимость и комиссионных сборов.
Выводы судов соответствуют действующему законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
В силу Соглашения от 12.03.1993 инвалидам Великой Отечественной войны I и II группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется один раз в год (туда и обратно) право бесплатного проезда по железной дороге на территории государств: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Этим же Соглашением транспортные организации обязывались обеспечивать названной категории граждан льготные условия обслуживания, независимо от места проживания граждан.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах в связи с предоставлением льгот на междугородних линиях железнодорожного транспорта подлежат возмещению в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" для отдельных категорий граждан, в том числе для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, предусматривались льготы по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте и в виде оплаты в размере 50 процентов стоимости проезда. Расходование средств на предоставление данных льгот было возложено на органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Таким образом, источником финансирования льгот, предусмотренных Соглашением от 12.03.1993, является федеральный бюджет, действие данного Соглашения государством не отменено и не приостановлено.
В соответствии с ведомственной классификацией структуры расходов федерального бюджета Министерство финансов является распорядителем средств федерального бюджета по реализации межгосударственных договоров в рамках СНГ, к которым относится Соглашение от 12.03.1993.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ с 01.01.2005 указанная льгота для российских граждан отменена. Между тем прежний порядок предоставления льгот для указанных категорий граждан, являющихся гражданами стран СНГ, сохранился в соответствии с действующим Соглашением от 12.03.1993.
На основании ст. 5 Соглашения от 12.03.1993 транспортные организации обязаны обеспечить льготные условия обслуживания лиц, указанных в данном Соглашении, независимо от их места проживания.
В силу п. 2 ст. 7 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.
С учетом изложенного, несмотря на отмену аналогичной льготы для российских граждан, при предоставлении истцом льгот инвалидам Великой Отечественной войны, а также лицам, приравненным к ним, которые являются гражданами СНГ, применяется прежний порядок предоставления указанных льгот в соответствии с действующим международным законодательством и Соглашением от 12.03.1993.
В силу п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судами установлен факт предоставления обществом "Федеральная пассажирская компания" льготного проезда на сумму 48 070 руб. железнодорожным транспортом на территории Российской Федерации льготной категории граждан в соответствии с Соглашением от 12.03.1993, что подтверждается купонами кассира и отрывными талонами, данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов, реестром АСУ "Экспресс", представленными обществом "Федеральная пассажирская компания" в соответствии с п. 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30; документы, свидетельствующие о соответствующей компенсации расходов по предоставлению указанных льгот из федерального бюджета, Министерством финансов не представлены.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что Российская Федерация, подписав Соглашение от 12.03.1993, установила льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан и тем самым приняла на себя обязанность возмещения расходов по предоставлению указанных льгот за счет средств федерального бюджета, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов за счет казны Российской Федерации убытков в сумме 45 402 руб. 80 коп.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Доводы Министерства финансов, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они были предметом исследования судов и по существу направлены на переоценку доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Судами правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.05.2014 по делу N А50-422/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г.Гусев |
Судьи |
О.Л.Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.