Екатеринбург |
|
02 декабря 2014 г. |
Дело N А60-5848/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Сулейменовой Т.В., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу отраслевого органа администрации Серовского городского округа "Комитет по управлению муниципальным имуществом" (далее - комитет) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.06.2014 по делу N А60-5848/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (ОГРН 1045900550024, ИНН 5904119383; далее - общество) - Бурдина Т.Б. (доверенность от 05.05.2014 серии 66 АА N 2323241).
Комитет обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу о взыскании долга по договору аренды земельного участка от 05.12.2011 N 3005 в размере 891 950 руб. 65 коп. и пени за период с 05.12.2011 по 31.03.2014 в размере 409 496 руб. 30 коп. (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 02.06.2014 (судья Филиппова Н.Г.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 (судьи Гладких Е.О., Дюкин В.Ю., Макаров Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе комитет просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что в силу п. 60 постановления Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП к земельным участкам под организациями энергетики, к которым относятся спорные земельные участки, применяется ставка в размере 2% их кадастровой стоимости. Таким образом, по мнению заявителя жалобы, оснований для применения ставки в размере 1,2% не имеется.
В представленном отзыве общество возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу комитета - без удовлетворения.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) 05.12.2011 заключен договор N 3005 аренды земельных участков, расположенных по адресу: Свердловская область, г. Серов, в границах плана земельного участка с разрешенным использованием - тепломагистраль СГРЭС - город, площадь 31950,00 кв. м; Свердловская область, г. Серов, в границах плана земельного участка с разрешенным использованием - теплотрасса, площадь 1836,00 кв. м.
Ссылаясь на то, что обществом обязанность по уплате арендных платежей не исполняется с декабря 2011 года по март 2014 года, комитет обратился в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование земельным участком должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области" установлены ставки арендной платы за земельные участки, расположенные на территории Серовского городского округа, в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
В отношении земельных участков, предназначенных для размещения трубопроводов, утверждена ставка арендной платы в размере 1,2% кадастровой стоимости (п. 62 названного постановления).
Пунктом 4 названного постановления установлено, что в соответствии с федеральным законодательством годовой размер арендной платы, рассчитанный в соответствии со ставками арендной платы, установленными в соответствии с пунктом 2 данного постановления, в случае, если право аренды земельных участков возникает вследствие переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, в отношении иных арендуемых земельных участков не может превышать двух процентов кадастровой стоимости.
В силу п. 4 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации могут быть установлены общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Во исполнение требований ст. 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
В соответствии с принципом запрета необоснованных предпочтений порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Установив, что согласно п. 1.1 договора аренды земельные участки предоставлены обществу с целевым использованием - под теплотрассу и тепломагистраль, суды пришли к обоснованному выводу о том, что при определении размера арендной платы за эти участки подлежит применению ставка арендной платы в размере 1,2% как для земельных участков, предназначенных для размещения трубопроводов.
При этом суды верно отметили, что расчет арендной платы за земельные участки с применением ставки равной 2% только исходя из основных видов деятельности арендатора без учета конкретного вида деятельности, для которой предоставлен земельный участок, не соответствует порядку определения размера арендной платы, утвержденному постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП, и основным принципам определения арендной платы, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие у общества задолженности по арендной плате, рассчитанной по ставке в размере 1,2%, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований комитета.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств и сделанных судами на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.06.2014 по делу N А60-5848/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу отраслевого органа администрации Серовского городского округа "Комитет по управлению муниципальным имуществом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.