Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 марта 2010 г. N Ф09-1966/10
Екатеринбург
24 марта 2010 г. |
N Ф09-1966/10-С3 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Гусева О.Г., Анненковой Г.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Свердловской области (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.11.2009 по делу N А60-21966/2009-С2.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, их представители в судебное заседание не явились.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Восток" (далее - общество "Восток") о взыскании в пользу бюджета задолженности по арендной плате по договору от 15.12.2006 в сумме 188 399 руб., в том числе в областной бюджет в сумме 176 774 руб., в федеральный бюджет в сумме 11 625 руб. (с учетом изменения основания иска в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В качестве третьего лица к участию в деле привлечено государственное унитарное предприятие Свердловской области "Лесохозяйственное производственное объединение" (далее - ГУПСО "ЛХПО").
Общество "Восток" обратилось со встречным иском к Министерству о признании недействительными договора аренды участков лесного фонда от 15.12.2006 и договора аренды лесного участка от 27.02.2008 N 23.
Определением от 02.10.2009 суд принял к производству встречное исковое заявление общества "Восток" в части признания договора аренды участков лесного фонда от 15.12.2006 недействительным и возвратил встречное исковое заявление в части требования о признании недействительным договора от 27.02.2008 N 23. В качестве второго ответчика по встречному иску судом привлечено ГУП СО "ЛХПО".
Решением суда от 24.11.2009 (резолютивная часть от 17.11.2009; судья Рябова С.Э.) в удовлетворении исковых требований министерства отказано. Встречный иск общества "Восток" оставлен без удовлетворения.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, министерство просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, установленным арбитражным судом и имеющимся в деле доказательствам. По мнению истца, ответчиком ненадлежащим образом исполнены обязательства по уплате арендных платежей по договору аренды участка лесного фонда от 15.12.2006.
Отзывы на кассационную жалобу министерства обществом "Восток" и ГУП СО "ЛХПО" не представлены.
Как следует из материалов дела 15.12.2006 между федеральным государственным учреждением "Пышминский лесхоз" (Федеральное государственное учреждение "Пышминский лесхоз" было реорганизовано в областное государственное учреждение "Пышминский лесхоз", затем в ГУП СО "Пышминский лесхоз", после чего в ГУПСО "ЛХПО", арендодатель) и обществом "Восток" (арендатор) на основании протокола N 645 заседания конкурсной комиссии по вопросу определения победителя лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда от 08.12.2006, заключен договор аренды участка лесного фонда.
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Свердловской области 22.12.2006, номер регистрации 06-66-09/046/2006-003.
Согласно п. 1.2 договора территориальное расположение участка, переданного в аренду: Пышминское лесничество, кварталы N 44, 45, 59 - 61, 73 - 77, 82 - 88, 90 - 96 общей площадью 4592 га. Северное-1 лесничество квартала N 35, 36 общей площадью 496 га. Всего общей площадью 5088 га. Участок находится в федеральной собственности, свидетельство о внесении в реестр федерального имущества закрепленного на праве оперативного управления за государственный учреждением от 13.03.2000 N 06600452 по Свердловской области.
По приемопередаточному акту от 15.12.2006 арендодатель сдал, а арендатор принял участок лесного фонда.
В соответствии с п. 4.1 договора ежегодный размер арендной платы определяется исходя из ежегодного размера заготовки древесины по главному пользованию на участке и 830% от ставок платы за древесины, отпускаемую на корню в лесах Свердловской области. Порядок внесения арендной платы предусмотрен п. 4.2 договора.
В связи с неполной уплатой обществом "Восток" арендной платы по лесорубочным билетам от 27.02.2008 N 1, от 03.01.2008 N 7, выданным по договору аренды участка лесного фонда от 15.12.2006, министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суд, отказывая в удовлетворении иска, пришел к выводу об отсутствии у общества "Восток" задолженности по арендным платежам по договору аренды участка лесного фонда от 15.12.2006.
Выводы суда основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
В соответствии со ст. 114 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ в лесах первой, второй и третьей группы могут проводиться рубки главного пользования. В лесах национальных парков, природных парков, особо ценных лесных массивах, лесах, имеющих научное или историческое значение, памятников природы, орехово-промысловых зон, в лесоплодовых насаждениях, лесопарковых частях зеленых зон, лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, государственных защитных лесных полосах, противоэрозионных, притундровых лесах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, а также в кедровых лесах всех групп лесов допускаются только рубки промежуточного пользования и только прочие рубки.
Согласно п. 1.1 договора аренды от 15.12.2006 арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату в аренду (пользование) участок лесного фонда для осуществления следующего вида лесопользования: ежегодная заготовка древесины по главному и промежуточному пользованию, на основе многоцелевого, непрерывного, неистощимого пользования лесом с сохранением экологических функций.
Пунктами 2.1, 2.2 договора предусмотрено, что ежегодный размер заготовки древесины по главному пользованию на участке составляет: всего 22,8 тыс. куб. м., в том числе по хвойному хозяйству - 3,5 тыс. куб. м. Ежегодный размер заготовки древесины по промежуточному пользованию на участке составляет всего 1,5 тыс. куб. м., в том числе по хвойному хозяйству - 0,8 тыс. куб. м.
В силу п. 4.1 договора ежегодный размер арендной платы определяется исходя из ежегодного размера заготовки древесины по главному пользованию на участке и 830% от ставок платы за древесины, отпускаемую на корню в лесах Свердловской области. Порядок внесения арендной платы предусмотрен п. 4.2 договора.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, участок, переданный в аренду обществу "Восток", согласно схеме Пышминского лесхоза, являющейся приложением к договору, находится на территории Пышминского государственного заказника по косуле. Из таксационного описания Пышминского лесничества Пышминского лесхоза следует, что указанный участок на момент заключения договора относился к лесам второй группы.
В связи с тем, что на момент заключения договора аренды от 15.12.2006 на переданном в аренду участке проведение рубок главного пользования не было запрещено, обществу "Восток" был выдан лесорубочный билет от 28.12.2006 N 195 (вид пользования главный, способ рубки сплошной, способ учета по площади, срок окончания заготовки 27.12.2007 платежи в федеральный бюджет - 36 130 руб., платежи в областной бюджет 323 675 руб.).
В соответствии со ст. 102 Лесного кодекса 2006 г. леса, расположенные на особо охраняемых территориях, относятся к защитным лесам. Согласно ч. 3 ст. 103 Лесного кодекса РФ 2006 г. в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.
Согласно п. 10.2 договора использование участка в целях и способами, которые противоречат требованиям действующего законодательства Российской Федерации и условиям договора запрещается.
С учетом названных норм, а также, принимая во внимание, что Положением о государственном зоологическом охотничьем заказнике областного значения "Пышминский", утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 27.03.2007 N 254-ПП, иные правила о возможности проведения на его территории сплошных рубок не предусмотрены, суд пришел к правильному выводу о том, что с 01.01.2007 общество "Восток" несмотря на наличие лесорубочного билета от 28.12.2006 N 195 на выделенном ему участке не могло производить сплошные рубки, поскольку это противоречило действующему с этого момента закону, то есть у общества "Восток" прекратилась обязанность по проведению сплошных рубок по лесорубочному билету N 195 от 28.12.2006, вследствие невозможности их проведения в связи с законодательным запретом.
В связи с обращением общества "Восток" о замене лесосеки по лесорубочному билету от 28.12.2006 N 195, принято решение от 21.10.2007 N 1813. Новые лесорубочные билеты выданы обществу "Восток" только в 2008 г.: от 27.02.2008 N 1 (вид пользования заготовка древесины, способ рубки выборочная проходная, способ учета по пням, срок окончания заготовки 31.12.2008, платежи в федеральный бюджет - 27 979 руб., платежи в областной бюджет - 204 247 руб.), от 03.01.2008 N 7 (вид пользования - заготовка древесины, способ рубки: выборочный проходная, способ учета по пням, срок окончания заготовки 31.12.2008 г., платежи в федеральный бюджет - 25 832 руб., платежи в областной бюджет - 188 574 руб.).
Из содержания ст. 606, 611 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяемых к отношениям по аренде участков лесного фонда, следует, что арендатор обязан оплатить пользование лишь при исполнении арендодателем своего обязательства по передаче предмета аренды (принадлежностей и документов к нему) в пользование арендатору. Применительно к лесопользованию данные нормы следует трактовать таким образом, что арендатору участка лесного фонда должна быть предоставлена возможность осуществить лесопользование в объеме, предусмотренном в договоре аренды, а при непредставлении такой возможности арендатор на основании п. 2 ст. 328 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе приостановить или отказаться от встречного исполнения.
Согласно п. 4 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения которой применяются к отношениям по аренде участков лесного фонда, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
Учитывая невозможность осуществления сплошной рубки по лесорубочному билету от 28.12.2006 N 195 и невыдачу новых лесорубочных билетов в 2007 г. суд правомерно указал на то, что условия пользования арендатора арендованным имуществом ухудшились, а, следовательно, ответчик, в силу п. 4 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе требовать уменьшения арендной платы с учетом неосвоенных объемов на 359 805 руб.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что начисления по лесорубочным билетам N 1 от 27.02.2008 г. и N 7 от 03.01.2008 г. произведены Министерством неверно.
Как установлено судом, расчет платежей в федеральный бюджет по лесорубочным билетам N 1 и N 7 производился на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 в зависимости от объема различных видов деревьев при применении пониженного коэффициента предусмотренного для выборочных рубок. Расчет платежей в областной бюджет по названным лесорубочным билетам производился на основании п. 4.1. договора аренды от 15.12.2006 путем умножения минимальных ставок лесных податей на 830%.
Между тем п. 4.1 договора регулирует расчет арендной платы для рубок главного пользования, в то время как лесорубочные билеты N 1 и N 7 выданы для проведения выборочных рубок.
Анализируя положения Лесного кодекса 1997 г. и Лесного кодекса 2006 г. суд указал на то, что понятие выборочных рубок шире понятия промежуточных, поскольку промежуточные рубки предусматривали особую функциональную направленность. В связи с чем пришел к выводу о том, что начисление арендной платы в размере 392 821 руб. в областной бюджет по лесорубочным билетам N 1 и N 7 по условиям п. 4.1 договора аренды от 16.12.2006 является неправомерным, поскольку по ним были разрешены и проводились выборочные рубки, а не рубки главного пользования (сплошные рубки).
Таким образом, по лесорубочным билетам N 1 и N 7 подлежит уплате арендная плата в сумме 53 811 руб. в федеральный бюджет.
Суд на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела документов установил, что согласно справке министерства о поступивших платежах за период с 2006 г. по март 2008 г. общество "Восток" уплатило 776 010 руб., в том числе в федеральный бюджет 211 571 руб., в областной бюджет 564 439 руб., что подтверждается платежными поручениями: N 71 от 25.12.2006 на сумму 36 130 руб., N 73 от 25.12.2006 на сумму 7220 руб., N 74 от 25.12.2006 на сумму 316 455 руб., N 85 от 25.12.2006 на сумму 7220 руб., N 105 от 29.06.2007 на сумму 125 868 руб., N 103 от 29.06.2007 на сумму 9470 руб., N 101 от 29.06.2007 на сумму 7830 руб., N 104 от 29.06.2007 на сумму 139 632 руб., N 28 от 21.02.2008 на сумму 27 979 руб., N 45 от 12.03.2008 на сумму 47 144 руб., N 44 от 12.03.2008 на сумму 51 062 руб.
С марта 2008 г. общество "Восток" произвело уплату 230 254 руб., из них в федеральный бюджет - 14 207 руб., в областной бюджет - 117 841 руб., что подтверждается следующими платежными поручениями: N 43 от 12.03.2008 на сумму 6458 руб., N 70 от 24.04.2008 на сумму 18 856 руб., N 71 от 24.04.2008 на сумму 2583 руб., N 72 от 24.04.2008 на сумму 20 424 руб., N 106 от 24.06.2008 на сумму 2583 руб., N 107 от 24.06.2008 на сумму 18 856 руб., N 108 от 24.06.2008 на сумму 20 424 руб., N 122 от 17.07.2008 на сумму 18 856 руб., N 121 от 17.07.2008 на сумму 2583 руб., N 123 от 17.07.2008 на сумму 20 425 руб.
Учитывая, что по спорному договору обществом "Восток" произведена уплата арендных платежей в общей сумме 1 006 264 руб., в том числе в федеральный бюджет - 255 778 руб., в областной бюджет - 682 280 руб. суд пришел к правильному выводу об отсутствии у общества "Восток" задолженности по договору аренды участка лесного фонда от 15.12.2006 г.
Судом правомерно отклонен довод Министерства о том, что платежи, поступающие от общества "Восток" с марта 2008 г., учитываются им в счет уплаты задолженности по договору аренды лесного участка от 27.02.2008 N 23, поскольку в силу п. 3 ст. 522 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае если в назначении платежа не указан конкретный договор, то они должны засчитываться в счет платежей по договору, срок исполнения которого наступил ранее.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе перечисленным в кассационной жалобе, судом дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу, и в связи с этим не принимаются судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судом правильно, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Правом апелляционного обжалования министерство не воспользовалось.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судом, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.11.2009 по делу N А60-21966/2009-С2 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
О.Г. Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Анализируя положения Лесного кодекса 1997 г. и Лесного кодекса 2006 г. суд указал на то, что понятие выборочных рубок шире понятия промежуточных, поскольку промежуточные рубки предусматривали особую функциональную направленность. В связи с чем пришел к выводу о том, что начисление арендной платы в размере 392 821 руб. в областной бюджет по лесорубочным билетам N 1 и N 7 по условиям п. 4.1 договора аренды от 16.12.2006 является неправомерным, поскольку по ним были разрешены и проводились выборочные рубки, а не рубки главного пользования (сплошные рубки).
...
Судом правомерно отклонен довод Министерства о том, что платежи, поступающие от общества "Восток" с марта 2008 г., учитываются им в счет уплаты задолженности по договору аренды лесного участка от 27.02.2008 N 23, поскольку в силу п. 3 ст. 522 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае если в назначении платежа не указан конкретный договор, то они должны засчитываться в счет платежей по договору, срок исполнения которого наступил ранее.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.11.2009 по делу N А60-21966/2009-С2 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Свердловской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 марта 2010 г. N Ф09-1966/10-С3 по делу N А60-21966/2009-С2