Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 мая 2011 г. N Ф09-1740/11
06 мая 2011 г. |
N Ф09-1740/11-С2 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Меньшиковой Н.Л.,
судей Артемьевой Н.А., Наумовой Н.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования (далее - фонд) на решение Арбитражного суда Пермского края от 25.10.2010 по делу N А50-13530/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая поликлиника N 5" (далее - учреждение) - Козьминых А.Е. (доверенность от 05.04.2011).
Фонд обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учётом уточнения требований, заявленного в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о возложении на учреждение обязанности восстановить средства обязательного медицинского страхования в сумме 600 612 руб. 32 коп., использованные не по целевому назначению.
Определением суда от 09.09.2010 в качестве соответчика привлечено муниципальное образование "Город Пермь" в лице Департамента имущественных отношений администрации г. Перми.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов администрации г. Перми, Управление здравоохранения администрации г. Перми.
Решением суда от 25.10.2010 (судья Неклюдова А.А.) в удовлетворении требований фонда отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2010 (судьи Васева Е.Е., Савельева Н.М., Борзенкова И.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов и неполное выяснение судами обстоятельств дела, просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению фонда, произведённые учреждением ремонтные работы (изготовление и установка металлической двери, установка дверных блоков, замена оконных блоков) в Перечне работ по текущему ремонту зданий и сооружений по зданиям, определённом в приложении N 3 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утверждённого постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 (далее - постановление N 279), не указаны. Данные работы являются капитальным ремонтом здания и не могут быть оплачены из средств фонда, выделяемых на содержание имущества учреждения.
В представленном отзыве учреждение возражает против доводов заявителя жалобы, считая обжалуемые судебные акты обоснованными. Учреждение указывает, что 600 612 руб. 32 коп. израсходовано на проведение работ по текущему ремонту в помещениях лечебного учреждения, что соответствует требованиям, установленным в Ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р), содержащихся в Положении об организации и проведения реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утверждённых приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (далее - Ведомственные строительные нормы); оснований для вывода о нецелевом использовании денежных средств у фонда не имелось.
Из материалов дела следует, что фондом проведена проверка целевого и рационального использования учреждением финансовых средств фонда обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2006 по 31.12.2008, которая выявила, что учреждением на установку и замену дверей изготовление и монтаж оконных блоков израсходовано 600 612 руб. 32 коп. по статье 225 "услуги по содержанию имущества". По мнению фонда, учреждение произвело нецелевое использование указанных средств.
Фондом составлен акт от 03.07.2009 и выдано предписание от 05.08.2009 N 04/4051 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования путем восстановления их на счете фонда.
Полагая, что произведенные учреждением работы относятся к капитальному ремонту и не могут оплачиваться из средств фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых на содержание имущества учреждения, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суды обеих инстанций, исходя из совокупности установленных обстоятельств, отказывая фонду в удовлетворении требований, пришли к выводу о том, что работы, произведённые учреждением, относятся к текущему ремонту.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) одним из принципов осуществления обязательного социального страхования является ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования.
Пунктами 1, 2 ст. 19 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу требований п. 4.1 Ведомственных строительных норм текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом приложении N 6, а состав основных работ по текущему ремонту - в рекомендуемом приложении N 7.
Приложением N 7 определён Перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов, в состав которых входит смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных, дверных витражных или витринных заполнений (деревянных, металлических и др.); постановка доводчиков, пружин, упоров; смена оконных и дверных приборов; замена разбитых стекол, стеклоблоков; врезка форточек.
Согласно п. 5.1 Ведомственных строительных норм капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства (п. 5.2).
Из п. 3.1 постановления N 279 следует, что ремонт производственных зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и их отдельных конструкций.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду пункт 3.1 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. N 279
Пунктом 3.4 постановления N 279 определено, что к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей.
Пунктом 3.11 указанного постановления определено, что к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).
Из приложения N 3 постановления N 279 следует, что к работам по текущему ремонту зданий и сооружений относятся исправление перекосов дверных полотен и ворот и укрепление их путем постановки металлических угольников и нашивки планок; укрепление переплетов с частичной заменой горбыльков переплетов; устройство новых форточек; смена разбитых стекол, промазка фальцев замазкой; оконопатка оконных и дверных коробок в деревянных рубленых стенах, а также промазка зазоров между коробкой и стеной в каменных стенах; заделка щелей под подоконниками; смена неисправных оконных и дверных приборов; утепление входных дверей и ворот; постановка пружин к наружным дверям.
Согласно Приложению N 8 постановления N 279 к капитальному ремонту относится полная смена ветхих оконных и дверных блоков, а также ворот производственных корпусов.
Из указанных нормативных актов следует, что к капитальному ремонту относятся работы по замене всех оконных или дверных заполнений в целом в здании или в его части, частичная их замена, без постановки на капитальный ремонт объекта или его части, относится к работам по текущему ремонту.
Судами обеих инстанций на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям ст. 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что работы по частичной замене оконных, дверных заполнений, произведённые в учреждении, по своему содержанию относятся к основным работам, проводимым при текущем ремонте, необходимость которых выявлена на основе планового технического осмотра. Таким образом, вывод суда о том, что указанные работы относятся к текущим работам по ремонту зданий соответствует материалам дела.
Доказательств, подтверждающих нецелевое использование учреждением 600 612 руб. 32 коп., фондом в материалы дела не представлено.
Таким образом, вывод судов о том, что у фонда отсутствовали основания для возложения на учреждение обязанности, связанной с восстановлением средств фонда обязательного медицинского страхования в сумме 600 612 руб. 32 коп. на счёте фонда, соответствует нормам права и обстоятельствам дела.
Ссылка фонда в кассационной жалобе на то, что произведённые работы являются капитальным ремонтом, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку направлена исключительно на переоценку обстоятельств настоящего дела, что в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 25.10.2010 по делу N А50-13530/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения
Председательствующий |
Н.Л.Меньшикова |
Судьи |
Н.А. Артемьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3.11 указанного постановления определено, что к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).
Из приложения N 3 постановления N 279 следует, что к работам по текущему ремонту зданий и сооружений относятся исправление перекосов дверных полотен и ворот и укрепление их путем постановки металлических угольников и нашивки планок; укрепление переплетов с частичной заменой горбыльков переплетов; устройство новых форточек; смена разбитых стекол, промазка фальцев замазкой; оконопатка оконных и дверных коробок в деревянных рубленых стенах, а также промазка зазоров между коробкой и стеной в каменных стенах; заделка щелей под подоконниками; смена неисправных оконных и дверных приборов; утепление входных дверей и ворот; постановка пружин к наружным дверям.
Согласно Приложению N 8 постановления N 279 к капитальному ремонту относится полная смена ветхих оконных и дверных блоков, а также ворот производственных корпусов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 мая 2011 г. N Ф09-1740/11 по делу N А50-13530/2010