Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 мая 2011 г. N Ф09-2431/11
17 мая 2011 г. |
N Ф09-2431/11-С6 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2011 г .
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Маликовой Э.М., Смирнова А.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - предприятие "ГОССМЭП") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.10.2010 по делу N А07-4789/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путём направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
предприятия "ГОССМЭП" - Квитковский А.А. (доверенность от 25.05.2010 N 321);
Правительства Республики Башкортостан - Ступин С.П. (доверенность от 15.12.2010);
государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан "Баштранссигнал" (далее - предприятие "Баштранссигнал") - Мансурова Э.Р. (доверенность от 30.03.2011).
Предприятие "ГОССМЭП" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными п. 1, 2 распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 18.09.2008 N 1163-р в части передачи в хозяйственное ведение предприятия "Баштранссигнал" имущества, указанного в приложениях N 1, 2 к данному распоряжению (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, предприятие "Баштранссигнал",Министерство внутренних дел Российской Федерации, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан.
Решением суда от 26.10.2010 (судья Чернышова С.Л.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 (судьи Баканов В.В., Пивоварова Л.В., Ермолаева Л.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие "ГОССМЭП" просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель считает, что установление судом права собственности Республики Башкортостан на недвижимое имущество, указанное в приложениях N 1, 2 оспариваемого распоряжения, выходит за пределы требования, заявленного в настоящем деле. При этом заявитель полагает, что имущество, в отношении которого принято оспариваемое распоряжение в силу прямого указания закона относится исключительно к федеральной собственности. По мнению заявителя, оспариваемым распоряжением нарушаются его права и законные интересы, поскольку данным распоряжением изъято имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения. Заявитель считает, что оспариваемое распоряжение является недействительным, поскольку собственником спорного имущества не принималось решения о прекращении права хозяйственного ведения предприятия "ГОССМЭП" в отношении этого имущества, Территориальным управлением Росимущества по. Г. Москве также не принималось распоряжения о передаче этого имущества, относящегося к федеральной собственности в хозяйственное ведение предприятия субъекта Российской Федерации, предприятием "ГОССМЭП" не давалось согласия на передачу спорного имущества предприятию "Гостранссигнал".
В возражениях на кассационную жалобу предприятие "Гостранссигнал" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением Совета Министров Башкирской АССР от 18.12.1981 N 1815-р в целях дальнейшего совершенствования структуры монтажно-эксплуатационных участков органов внутренних дел, а также наиболее рационального расходования денежных средств, материально-технических и трудовых ресурсов при организации работ по установке, эксплуатации и внедрению технических средств регулирования дорожного движения в соответствии с приказом МВД СССР от 21.05.1981 N 167, согласованным с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, и Советом Министров РСФСР принято решение о создании с 01.01.1982 Специализированного монтажно-эксплуатационного управления (СМЭУ) УГАИ МВД БАССР на базе строительно-монтажного эксплуатационного управления г. Уфы.
В п. 5 данного распоряжения указано, что финансирование деятельности СМЭУ УГАИ МВД БАССР с 1982 года осуществляется полностью из республиканского бюджета Башкирской АССР. За указанным управлением закреплено имущество, расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Рязанская, 14.
На основании распоряжения Совета Министров Башкирской АССР от 13.12.1988 N 374-р во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11.07.1987 N 665 СМЭУ УГАИ МВД БАССР было переведено на полный хозяйственный расчет и с 01.01.1989 переименовано в Специализированное ремонтно-строительное управление (СРСУ) УГАИ МВД БАССР.
Согласно Уставу указанного специализированного ремонтно-строительного управления данное управление является государственным предприятием в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.1995 N 414 "О реорганизации специализированных монтажно-эксплуатационных подразделений Государственной автомобильной инспекции органов внутренних дел", на основании утвержденных Министерством внутренних дел Российской Федерации учредительных документов, Госкомимуществом Российской Федерации принято распоряжение от 04.11.1995 N 1603-р о реорганизации специализированных монтажно-эксплуатационных подразделений Государственной автомобильной инспекции органов внутренних дел в Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации ( предприятие "ГОССМЭП").
Данным распоряжением установлено, что технические средства организации дорожного движения, также закрепляемые за предприятием "ГОССМЭП" и расположенные на территории субъектов Российской Федерации, не могут быть ликвидированы или отчуждены другим каким-либо способом без согласия территориальных комитетов, обладающих правами территориальных агентств Госкомимущества России.
Распоряжением Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью от 26.04.1996 согласован Устав унитарного предприятия "Гостранссигнал" ГОССМЭП МВД Российской Федерации (дочернее предприятие) и указано на обязанность оформить контракт о передаче имущества в хозяйственное ведение созданному предприятию.
На основании постановления главы Администрации Октябрьского района г. Уфы от 30.05.1996 N 851 зарегистрировано унитарное предприятие "Гостранссигнал Республики Башкортостан" ГОССМЭП МВД Российской Федерации (дочернее предприятие).
Имущество данного предприятия относится к государственной собственности Российской Федерации, отражается на самостоятельном балансе и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения на условиях договора, заключаемого с ГОССМЭП МВД России о закреплении имущества и контракта, заключаемого с Государственным комитетом Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью.
В соответствии с Указами Президента Республики Башкортостан от 25.10.1997 N УП-679, от 21.04.1997 N УП-236 "О передаче предприятий, организаций и объектов недвижимости в муниципальную и государственную собственность Республики Башкортостан" государственному унитарному предприятию "Гостранссигнал Республики Башкортостан" ГОССМЭП МВД России переданы муниципальное предприятие "Знак", муниципальное предприятие "Маяк", муниципальное предприятие "Светофор", муниципальное предприятие "Сигнал", муниципальное предприятие "Дорога".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Указа Президента Республики Башкортостан N УП-236 "О передаче предприятий, организаций и объектов недвижимости в государственную и муниципальную собственность Республики Башкортостан" следует читать как 21 апреля 1997 г.
Распоряжениями Кабинета Министров Республики Башкортостан от 10.07.1997 N 675-р, 08.12.1997 N 1118-р указанные муниципальные предприятия реорганизованы путем присоединения к государственному унитарному предприятию "Гостранссигнал Республики Башкортостан" ГОССМЭП МВД Российской Федерации.
Данными распоряжениями Государственному комитету Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью предписано закрепить имущество реорганизованных предприятий на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием "Гостранссигнал Республики Башкортостан" с сохранением его в собственности Республики Башкортостан.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 18.09.2008 N 1163-р в целях эффективного использования государственного имущества Республики Башкортостан и проведения мероприятий по удовлетворению общественных потребностей в сфере организации дорожного движения и обеспечения его безопасности создано предприятие "Баштранссигнал". Данному предприятию передано в хозяйственное ведение имущество, указанное в приложениях N 1, 2 к настоящему распоряжению. В приложении N 1 к названному распоряжению поименовано имущество, передаваемое в уставной фонд предприятия "Баштранссигнал", в приложении N 2 - перечень объектов, передаваемых в хозяйственное ведение указанного предприятия.
Предприятие "ГОССМЭП", полагая, что распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 18.09.2008 N 1163-р не соответствует действующему законодательству, поскольку спорное имущество относится к федеральной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно п. 2 разд. II приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 исключительно к федеральной собственности относится имущество органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
В силу ст. 3 соглашения о разграничении полномочий по государственной собственности от 25.05.1994, заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан, к ведению государственных органов Российской Федерации на территории Республики Башкортостан относятся правомочия по владению, пользованию и распоряжению объектами федеральной собственности согласно приложению 1 к настоящему Соглашению, оборонное производство, племенное дело, а также объекты, финансируемые из республиканского бюджета Российской Федерации по перечню, согласованному Сторонами, и находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы контрразведки Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.
Исходя из указанных норм, суды пришли к правильному выводу о том, что к федеральной собственности относились лишь те объекты Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые на момент издания вышеуказанных документов находились в ведении названного министерства и финансирование которых осуществлялось за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 - 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
Статьей 5 соглашения о разграничении полномочий по государственной собственности от 25.05.1994 предусмотрено, что объекты государственной собственности, расположенные на территории Республики Башкортостан, не указанные в ст. 3 настоящего Соглашения, а также не перечисленные в приложениях 1 и 2 к нему, относятся к государственной собственности Республики Башкортостан.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что спорное имущество на момент принятия постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 в ведении (на балансе) Министерства внутренних дел не находилось, так как было закреплено за государственным предприятием Республики Башкортостан (СМЭУ УГАИ МВД Башкирской АССР, финансирование деятельности данного предприятия полностью осуществлялось за счет бюджета Республики Башкортостан.
С учетом этого суды пришли к правильному выводу о том, что в силу ст. 5 соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан от 25.04.1994, п. 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 спорное имущество относилось к государственной собственности Республики Башкортостан.
Судами также принято во внимание, что имущество муниципальных унитарных предприятий "Дорога", "Светофор", "Сигнал", "Маяк", "Знак", переданное в собственность Республики Башкортостан из муниципальной собственности соответствующих муниципальных образований также не входило в ведение Министерства внутренних дел Российской Федерации и не финансировалось из бюджета Российской Федерации; являлось государственной собственностью Республики Башкортостан и было закреплено за государственным унитарным предприятием "Гостранссигнал Республики Башкортостан" ГОССМЭП МВД России (дочернее предприятие) на праве хозяйственного ведения.
Кроме того, судами установлено, что спорное имущество включено в реестр государственной собственности Республики Башкортостан.
В письмах от 23.01.2006, от 05.11.2008 Росимущество указывает, что спорное имущество не является федеральной собственностью, в реестре федерального имущества не значится.
Принимая во внимание факт нахождения спорного имущества в Реестре государственного имущества Республики Башкортостан, суды пришли к выводу о наличии у Правительства Республики Башкортостан оснований для принятия оспариваемого решения.
С учетом изложенного судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к повторению доводов, изложенных в апелляционной жалобе, которые были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, а также по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов. Имеющиеся в деле доказательства судами оценены в соответствии с требованиями ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных судами выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.10.2010 по делу N А07-4789/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
Э.М. Маликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 - 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
...
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что спорное имущество на момент принятия постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 в ведении (на балансе) Министерства внутренних дел не находилось, так как было закреплено за государственным предприятием Республики Башкортостан (СМЭУ УГАИ МВД Башкирской АССР, финансирование деятельности данного предприятия полностью осуществлялось за счет бюджета Республики Башкортостан.
С учетом этого суды пришли к правильному выводу о том, что в силу ст. 5 соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан от 25.04.1994, п. 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 спорное имущество относилось к государственной собственности Республики Башкортостан."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 мая 2011 г. N Ф09-2431/11 по делу N А07-4789/2010
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10601/11
04.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10601/11
17.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2431/11
18.01.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12909/2010