Екатеринбург |
|
15 декабря 2014 г. |
Дело N А71-1582/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Гусева О.Г., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики и Управления охраны фауны Удмуртской Республики на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.06.2014 по делу N А71-1582/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления охраны фауны Удмуртской Республики - Пластинин М.Е. (доверенность от 25.03.2013).
Удмуртский Республиканский союз обществ охотников и рыболовов (далее - истец, Союз) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о взыскании с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики 920 327 руб. 59 коп. упущенной выгоды, образовавшейся в результате невыдачи бланков именных разовых лицензий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира на территории пяти охотхозяйств Удмуртской Республики в сезон охоты 2010-2011 гг.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Глава Удмуртской Республики и Управление охраны фауны Удмуртской Республики (далее - Управление).
Решением суда от 09.06.2014 (судья Бакулев С.Ю.) с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики в пользу истца за счет средств казны Удмуртской Республики взыскано 920 327 руб. 59 коп. убытков (упущенной выгоды).
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 (судьи Муравьева Е.Ю., Васева Е.Е., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики просит принятые по делу судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель считает, что он не является надлежащим представителем Удмуртской Республики по настоящему делу, не является органом государственной власти, обязанным в соответствии с законодательством выступать в суде от имени Удмуртской Республики, так как не является государственным органом, уполномоченным на реализацию государственной политики в области охраны и использования объектов животного мира; не является органом, контролирующим деятельность Управления и не является главным распорядителем средств бюджета УР и федерального бюджета, предусмотренных на реализацию государственной политики в области охраны и использования объектов животного мира; Управление, выполняя полномочия по выдаче лицензий и разрешений в области охраны и использования объектов животного мира, выступает от имени Российской Федерации. Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики также ссылается на то, что к имущественным отношениям между Управлением и истцом гражданское законодательство не применяется.
Управление в кассационной жалобе просит принятые по делу судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что не имеется правовых оснований понуждать охотников заключать договор одновременно с выдачей разрешения на добычу, а также не выдавать охотнику разрешение, если он отказывается заключить договор. Управление также ссылается на то, что судами в нарушение ст. 71 АПК РФ не был оценен ряд доводов заявителя: о неутверждении квоты добычи на сезон 2010-2011 гг., о непринятии Союзом мер для установления квот добычи на сезон, расчет квот истца не основан на законе, поскольку он должен производиться уполномоченным органом государственной власти.
Истец в представленном отзыве возражает против указанных доводов, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец является пользователем объектов животного мира на территории пяти охотхозяйств Удмуртской Республики: Юкаменское, Ярское, Кезское, Сюмсинское, Граховское, что подтверждается долгосрочными лицензиями N 0208 - 0212 от 29.09.2005 сроком действия до 05.01.2024.
Истец 15.07.2010, 16.07.2010 обращался в Управление с заявками на выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов в период с 01.08.2010 до 01.08.2011 в целях любительской и спортивной охоты (исх. N 01-19/231 и 01-19/233).
В письме от 30.07.2010 исх. N 01-22/925/1 Управление отказало истцу в проведении проверки содержания заявок истца на предоставление бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Эти действия Управления были обжалованы истцом в арбитражном суде.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.12.2010 по делу N А71-9616/2010, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, признаны незаконными действия Управления, выразившееся в отказе истцу в проведении проверки содержания заявок на предоставление бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, изложенном в письме от 30.07.2010 N 01-22/925/1; признано незаконным бездействие, выразившееся в непредставлении истцу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов; на Управление возложена обязанность в течение десяти дней после вступления решения по данному делу в законную силу выдать Союзу бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов в следующем количестве (в штуках): на лося - 93, на медведя - 21, на кабана - 86, на барсука - 21, на рябчика и утку - 1300.
Постановлением ФАС Уральского округа от 07.06.2011 указанные судебные акты изменены. Пункт 2 резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "Обязать Управление охраны фауны Удмуртской Республики рассмотреть заявки, представленные Удмуртским Республиканским союзом обществ охотников и рыболовов 15.07.2010 N 01-19/231 и от 16.07.2010 N 01-19/233 и принять решение в установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядке". Пункт 3 резолютивной части указанного решения исключить. В остальной части обжалуемые судебные акты оставлены без изменения.
Истец, ссылаясь на то, что неправомерными действиями Управления по отказу в выдаче бланков именных разовых лицензий ему причинены убытки в виде недополученных доходов от реализации услуг по организации охоты в отведенных ему угодьях, обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании 920 327 руб. 59 коп. убытков, в качестве правового обоснования заявленных требований ссылаясь на положения ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались положениями ст. 15, 16, 1069 ГК РФ, Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире), Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) и исходили из следующего.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу п. 1 ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При рассмотрении споров о взыскании убытков подлежит обязательному доказыванию совокупность следующих обстоятельств: противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, наличие убытков на стороне потерпевшего и их размер, причинная связь между противоправным поведением и убытками, вина причинителя вреда в причинении убытков.
Согласно п. 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено.
При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (п. 4 ст. 393 ГК РФ).
Правовое регулирование по вопросам владения, пользования и распоряжения животным миром на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом о животном мире, а также в соответствии со вступившим в законную силу с 01.04.2010 Законом об охоте.
В силу ст. 8 Закона об охоте право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических лиц и юридических лиц по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом (часть 1). Физические лица и юридические лица осуществляют право на добычу охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом (часть 2). Право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу (часть 3).
В соответствии со ст. 29 Закона об охоте разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с указанным Федеральным законом. Любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено законом.
Согласно п. 2 Правил добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 18 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.02.2009 N 171), действующих в спорный период (до 15.06.2012), добывание объектов животного мира в целях любительской и спортивной охоты ведется с соблюдением данных Правил в охотничьих угодьях в соответствии с путевкой (разрешением), выдаваемой общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами - для охоты в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется этими общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами.
В ст. 31 Закона об охоте установлено, что выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется в закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона об охоте юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, по их заявкам органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 32-34 данного Федерального закона, предоставляются бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов для последующей выдачи таких разрешений лицам, указанным в ч. 1 данной статьи.
В силу п. 1 ст. 71 Закона об охоте право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу указанного Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в Закона об охоте, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (п. 3 ст. 71 Закона об охоте).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.04.2010 N 121 утвержден Порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее - Порядок N 121).
В соответствии с п. 5 Порядка N 121 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, по их заявкам органами государственной власти (далее - уполномоченные органы) в пределах их полномочий, предоставляются бланки разрешений для последующей выдачи разрешений лицам, указанным в п. 4 данного Порядка.
Согласно п. 7 Порядка N 121 в заявке на выдачу бланков разрешений, представляемой в уполномоченный орган, указываются, в том числе, необходимое количество бланков разрешений; виды охоты, сведения об охотничьих ресурсах, о количестве охотничьих ресурсов, для осуществления добычи которых предполагается выдавать разрешения в течение срока сезона охоты ежегодно.
К заявке юридических лиц на выдачу бланков разрешений прилагаются: копия охотхозяйственного соглашения, заверенная в установленном законодательством порядке (при представлении повторной и последующих заявок в течение срока действия охотхозяйственного соглашения его копия не прилагается); копии учредительных документов и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, заверенные в установленном законодательством порядке, для юридического лица, заключившего охотхозяйственное соглашение (п. 8 Порядка N 121).
В силу п. 9 Порядка N 121 уполномоченный орган со дня получения заявки на выдачу бланков разрешений в течение 5 рабочих дней осуществляет проверку содержания заявки, комплектности прилагаемых к ней документов и выдает бланки разрешений юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю, представившим заявку, в получении которых делается соответствующая отметка, или направляет указанным лицам мотивированный отказ с указанием причин отказа в случае, если заявка и прилагаемые к ней документы не соответствуют требованиям настоящего Порядка или содержат недостоверные сведения.
Исследовав и оценив содержание заявок Союза от 15.07.2010 и 16.07.2010, изложенные в письме от 14.07.2011 основания для отказа в удовлетворении заявок, а также обстоятельства, установленные судами при рассмотрении дела N А71-9616/2010 о незаконности действий Управления по отказу в проведении проверки содержания заявок на предоставление бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, дела N А71-10938/2010 о незаконности действий Управления по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов охотникам - физическим лицам, в закрепленные за Союзом охотничьи угодья под видом выдачи разрешений в несуществующие общедоступные охотничьи угодья, суды пришли к выводу о противоправности действий Управления по отказу в выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Суды отметили, что обстоятельства, установленные судами в рамках дела N А71-9616/2010, а также представленные в материалы настоящего дела доказательства свидетельствуют о противоправном ограничении прав Союза на осуществление деятельности, предусмотренной Законом об охоте, на получение бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, что привело к невозможности заключения соответствующих договоров с гражданами-охотниками и, как следствие, к возникновению у истца убытков в виде неполученных доходов.
Проверив представленный истцом расчет убытков на соответствие требованиям законодательства и представленным доказательствам, суды признали его правильным, основанным на фактических данных, характеризующих деятельность истца. Доводы Управления в данной части отклонены судами как неподтвержденные.
Согласно п. 1 Положения об Управлении охраны фауны, утвержденного Указом Президента Удмуртской Республики от 23.11.2010 N 204, Управление охраны фауны Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, реализующим на территории Республики государственную политику и осуществляющим полномочия в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Пункт 2 Положения указывает, что Управление является специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Пункт 6 устанавливает, что средства для осуществления Управлением полномочий, переданных Российской Федерацией, предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что надлежащим ответчиком в рассматриваемом деле является Удмуртская Республика в лице Министерства финансов. Доводы заявителя в этой части правомерно отклонены судами как несостоятельные.
Иные доводы заявителей, изложенные в кассационных жалобах, были предметом исследования судов и им дана надлежащая оценка.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.06.2014 по делу N А71-1582/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики и Управления охраны фауны Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
О.Г. Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правовое регулирование по вопросам владения, пользования и распоряжения животным миром на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом о животном мире, а также в соответствии со вступившим в законную силу с 01.04.2010 Законом об охоте.
...
Согласно п. 2 Правил добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 18 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.02.2009 N 171), действующих в спорный период (до 15.06.2012), добывание объектов животного мира в целях любительской и спортивной охоты ведется с соблюдением данных Правил в охотничьих угодьях в соответствии с путевкой (разрешением), выдаваемой общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами - для охоты в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется этими общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами.
...
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.04.2010 N 121 утвержден Порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее - Порядок N 121)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 декабря 2014 г. N Ф09-8609/14 по делу N А71-1582/2014