Екатеринбург |
|
15 декабря 2014 г. |
Дело N А07-8736/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Ященок Т. П., Василенко С. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - учреждение, фонд, страховщик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.08.2014 по делу N А07-8736/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество с ограниченной ответственностью "Общепит-4" (далее - заявитель, общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения фонда от 26.03.2014 N 3 об отказе в выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 88 853 руб. 05 коп.
Решением суда от 21.08.2014 (судья Ахметова Г.Ф.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал решение фонда недействительным, как несоответствующее положениям действующего законодательства.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 (судьи Арямов А.А., Баканов В.В., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на законность оспариваемого решения фонда, а также на недобросовестность действий общества, выразившуюся в приеме на работу Утягановой Е.П. за десять дней до наступления страхового случая в отсутствие обоснования целесообразности таких действий. Учреждение считает, что действия общества свидетельствуют о создании искусственной ситуации, направленной на неправомерное получение средств из фонда социального страхования Российской Федерации.
По мнению общества, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, фактические обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства судами первой и апелляционной инстанций оценены правильно, с верным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем обжалуемые судебные акты просит отставить без изменения, кассационную жалобу фонда - без удовлетворении.
Проверив законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок оспаривания ненормативных правовых актов и решений государственных органов регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165) отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
В целях исполнения возложенных на него обязанностей Фонд социального страхования (страховщик) вправе проверять документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона N 165).
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 165 и п. 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и не подлежат возмещению в установленном порядке.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255) определены условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях граждан, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, пособие на рождение ребенка и пособие по уходу за ребенком до полутора лет отнесены к видам государственных пособий граждан, имеющим детей. Порядок назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливается Правительством Российской Федерации в части, определенной названным Законом.
Согласно ст. 4, 6, 13, 14 Федерального закона N 81-ФЗ, выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения ребенком полутора лет имеют в том числе матери, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Статьей 13 Федерального закона N 255 установлено, что назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 названного закона предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица; согласно ч. 4 этой же статьи для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В силу подп. 4 п. 1 ст. 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Из материалов дела усматривается, что общество "Общепит-4" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1090268000305 и состоит на учете в качестве страхователя в филиале N 3 Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан.
Заявитель выплатил Утягановой Е.П., работающей пекарем 3 разряда (принята на должность приказом от 29.10.2013 N 38, что подтверждается записью в трудовой книжке серии ТК-III N 1224504), пособие по беременности и родам в сумме 27 550 руб. 32 коп. и пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в сумме 61 303 руб. 18 коп., в связи с чем, обратился в учреждение с заявлением о выделении средств на выплату страхового обеспечения в сумме 88 853 руб. 05 коп.
На основании представленного заявления фондом была проведена камеральная проверка общества, по результатам которой составлен акт от 27.02.2014 N 512 и принято решение от 26.03.2012 N 3. Фондом принято решение об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, которым решено возместить страхователю расходы в сумме 27 550 руб. 32 коп., а также отказать в выделении средств осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 61 303 руб. 18 коп. (пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет).
Основанием для отказа в принятии указанных расходов страхователя к зачету послужил вывод управления о недобросовестном характере действий общества, поскольку Утяганова Е.П. принята на работу за десять дней до наступления страхового случая.
Полагая, что решение фонда в оспариваемой части является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Из материалов дела следует, что фактическое выполнение Утягановой Е.П. трудовых функций и осуществление заявителем выплаты ей заработной платы соответствует условиям договора и действующему законодательству.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что основанием для принятия Утягановой Е.П. на работу послужило наличие у общества трех вакантных единиц пекаря и необходимость решения производственных задач. При этом на момент трудоустройства Утягановой Е.П. о ее беременности заявителю известно не было.
Указание фонда на то, что Утяганова Е.П. принята на работу в общество незадолго до наступления отпуска по беременности и родам, не имеет правового значения, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для отказа в заключении трудового договора в силу ст. 64 Трудового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, судами отмечено, что какого-либо обоснования о недобросовестности поведения общества, помимо отражения факта приема Утягановой Е.П. на работу за десять дней до наступления страхового случая, управлением не приведено; претензий к квалификации работника, а также к документальному подтверждению фактов выполнения им трудовых обязанностей и выплаты ему заработной платы фондом не заявлено.
На основании изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в оспоренном ненормативном акте отсутствует отражение совокупности обстоятельств, в достаточной степени подтверждающих искусственное создание заявителем ситуации для выплаты пособия за счет средств фонда.
Указанные обстоятельства, установленные судебными инстанциями и подтвержденные соответствующими доказательствами, позволяют сделать вывод о том, что обществом соблюдены все требования, необходимые для получения средств на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию. Выводы судов о наличии трудовых отношений работника с обществом, наступлении страхового случая, фактов выплаты работнику пособий в соответствующих размерах, являются правильными.
В свою очередь, фонд не доказал наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения (ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суды правильно установили, что оспариваемый ненормативный акт фонда не соответствует закону и нарушает законные интересы заявителя.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что недопустимо в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.08.2014 по делу N А07-8736/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В.Вдовин |
Судьи |
Т.П.Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.