Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 мая 2011 г. N Ф09-2822/11
23 мая 2011 г. |
N Ф09-2822/11-С3 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Дубровского В.И., Первухина В.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Пермскому району Пермского края (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 14.12.2010 по делу N А50-36156/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Птицефабрика Пермская" (ИНН 5948008585; ОГРН 1025902399236; далее - общество, налогоплательщик) - Царегородцев В.Г. (доверенность от 22.04.2011);
инспекции - Никитин А.А. (доверенность от 11.01.2011).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об обязании инспекции возвратить излишне уплаченный налог на прибыль в сумме 8 726 220 руб., в том числе налог, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 2 830 770 руб. и налог, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 5 895 450 руб., а также уплатить проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога в сумме 826 726 руб. 12 коп.
Решением суда от 14.12.2010 (судья Торопицин С.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 (судьи Борзенкова И.В., Полевщикова С.Н., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Налоговый орган полагает, что факт переплаты был установлен решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 01.10.2010. По всем заявлениям общества налоговый орган правомерно принял решение об отказе в осуществлении возврата переплаты как неподтвержденной.
В представленных объяснениях общество возражает против доводов инспекции, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, 09.04.2009 и 10.04.2009 налогоплательщиком в инспекцию представлены уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 2006-2008 гг., суммы налога заявлены к уменьшению. Уменьшение налога по сравнению с суммами, заявленными в ранее представленных декларациях, произведено в результате применения обществом льготы, установленной ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, в виде нулевой ставки по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции.
Общество обратилось в налоговый орган с заявлением от 18.08.2009 N 369 о возврате излишне уплаченных налогов, в том числе налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 2 830 770 руб. и налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 5 895 450 руб.
Решениями от 01.09.2009 N 466, 468 налоговый орган в возврате указанных сумм налогов отказал в связи с проведением камеральной проверки.
По повторному заявлению общества от 17.09.2009 о возврате указанных сумм налога на прибыль переплата также налоговым органом не возвращена.
Полагая, что бездействие инспекции нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В подп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Налоговые органы в силу подп. 5 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Порядок возврата излишне уплаченных налогов и пеней установлен положениями ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со ст. 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации, возвращаются налогоплательщику в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2009 году) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (п. 6 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу п. 4 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика.
Судами установлено, что налог на прибыль в соответствии с первоначальными декларациями обществом уплачен, данные уточненных деклараций свидетельствуют об излишней уплате налога в сумме 8 726 220 руб.
Наличие указанной переплаты подтверждается также справкой о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 01.11.2010.
Порядок и срок подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога на прибыль налогоплательщиком соблюден.
Справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.11.2010, кроме того подтверждается наличие у общества задолженности по пеням по НДФЛ в сумме 3087 руб. 35 коп. и недоимки по НДС в сумме 36 479 руб. 59 коп., пеням в сумме 22 167 руб. 04 коп.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии у общества права на возврат излишне уплаченного налога на прибыль после проведения зачета излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам соответствующего вида (федеральным налогам), задолженности по соответствующим пеням и штрафам в соответствии с п. 6 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявитель кассационной жалобы не приводит доводов об отсутствии переплаты, требование об отмене судебных актов в части возложения обязанности возвратить излишне уплаченный налог не обосновано.
Отказывая налогоплательщику в возврате переплаты по налогу, инспекция ссылалась на проведение камеральной проверки.
Между тем суды установили, что на дату вынесения решений N 466, 468 об отказе в возврате переплаты трехмесячный срок для проведения камеральных проверок истек.
В соответствии с п. 10 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи (в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате налога), налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Установив, что у налогового органа не имелось законных оснований для отказа в возврате обществу переплаты в сумме 8 726 220 руб., суды обоснованно удовлетворили требования общества в части начисления процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога. Расчет процентов судами проверен, признан законным и обоснованным.
Возражая против взыскания процентов, налоговый орган ссылается на то, что факт уплаты налога в излишней сумме был установлен в результате вынесения решения Управлением Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 01.10.2010 N 18-23/508 по выездной налоговой проверке, следовательно проценты подлежат начислению с указанной даты.
Указанный довод не может быть принят.
Начисление процентов за несвоевременный возврат налога носит компенсационный характер и не зависит от причин нарушения установленных сроков.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что исходя из положений п. 6, 10 ст. 78 Кодекса, регламентирующих основания для взыскания процентов, датой начисления процентов является дата, следующая за датой окончания месячного срока со дня получения инспекцией заявления о возврате излишне уплаченного налога, то есть 19.09.2009.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 14.12.2010 по делу N А50-36156/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Пермскому району Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н.Токмакова |
Судьи |
В.И. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.11.2010, кроме того подтверждается наличие у общества задолженности по пеням по НДФЛ в сумме 3087 руб. 35 коп. и недоимки по НДС в сумме 36 479 руб. 59 коп., пеням в сумме 22 167 руб. 04 коп.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии у общества права на возврат излишне уплаченного налога на прибыль после проведения зачета излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам соответствующего вида (федеральным налогам), задолженности по соответствующим пеням и штрафам в соответствии с п. 6 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
...
В соответствии с п. 10 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи (в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате налога), налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 мая 2011 г. N Ф09-2822/11 по делу N А50-36156/2009