Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 мая 2011 г. N Ф09-2573/11
23 мая 2011 г. |
N Ф09-2573/11-С6 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Маликовой Э.М., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Агентства по управлению имуществом Пермского края (ИНН: 5902293192), (далее - заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.11.2010 по делу N А50-18727/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Агентство по управлению имуществом Пермского края обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю о признании права собственности субъекта Российской Федерации Пермский край на недвижимое имущество:
- нежилые помещения, расположенные на 1-м, 2-м этажах здания по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 57, площадью 194,5 кв. м (помещения N 1, 2 на 1-м этаже, N1,2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, II, IV, V, VI на 2-м этаже согласно техническому паспорту от 15.07.2005, выданному Пермским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация" (далее ФГУП "Ростехинвентаризация");
- нежилые помещения, расположенные на 2-м, 3-м этажах здания по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 57а, площадью 908,9 кв. м (помещения N 1-47, II, V на 2-м этаже, N 1-25 на 3-м этаже согласно техническому паспорту от 15.07.2005, выданному Пермским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация");
- нежилое помещение гаража, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Пионерская, д. 6, площадью 74,6 кв. м (помещение N 39 согласно техническому паспорту от 15.07.2005, выданному Пермским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация").
Определением Арбитражного суда Пермского края от 26.08.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Пермский строительный колледж" (далее - колледж), Агентство по занятости населения Пермского края, Краевое государственное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Учебный центр службы занятости" (л.д. 1-2).
Решением от 23.11.2010 (судья Теслева Н.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 (судьи Г.Л. Панькова, Л.Ф. Виноградова, Н.А. Гребенкина) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Агентство по управлению имуществом Пермского края просит судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на то, что используемые для осуществления полномочий Российской Федерации объекты недвижимости подлежат передаче в собственность Пермского края на основании ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По мнению истца, отсутствие согласия колледжа на передачу принадлежащих ему на праве оперативного управления спорных объектов недвижимости из федеральной собственности в собственность Пермского края влечет рассмотрение вопроса об отнесении объектов недвижимости к собственности Пермского края в порядке, установленном законодательством применительно к спорам о признании права собственности.
В отзыве на кассационную жалобу колледж возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в пределах, установленных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, 04.07.1991 в целях реализации государственной политики содействия занятости населения и защиты от безработицы в соответствии с Законом РСФСР от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в РСФСР" исполнительный комитет Пермского областного Совета народных депутатов принял решение N 160 о создании областной службы занятости населения. Решением исполнительного комитета Пермского областного Совета народных депутатов от 25.09.1991 N 229 утверждено положение о Пермском областном Центре занятости населения (л.д. 14-16, 17).
В соответствии с приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31.03.1998 N 74-рк Пермский областной Центр занятости населения реорганизован в Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Пермской области (л.д. 18, 19-20).
Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 25.02.2005 N 24 Департаменты Федеральной государственной службы занятости населения по субъектам Российской Федерации реорганизованы в Управление Федеральной государственной службы занятости населения по субъектам Российской Федерации (территориальные органы по вопросам занятости населения Федеральной службы по труду и занятости) (л.д. 31).
Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" часть отдельных полномочий Российской Федерации в сфере занятости населения и защиты от безработицы передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю принято распоряжение от 06.04.2009 N 444-р "О безвозмездной передаче находящегося в федеральной собственности государственного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) "Учебный центр Управления федеральной государственной службы занятости населения по Пермской области" в собственность субъекта Российской Федерации Пермский край", в котором предписано передать безвозмездно в собственность субъекта Российской Федерации Пермский край государственное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) "Учебный центр Управления федеральной службы занятости населения по Пермской области" (л.д. 61).
Во исполнение указанного распоряжения Территориальное управление передало, а субъект Российской Федерации - Пермский край приняло находящийся в федеральной собственности имущественный комплекс ГОДПО "Учебный центр Управления федеральной службы занятости населения по Пермской области" (г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 57), о чем подписан акт приема - передачи от 09.11.2009 (л.д. 62).
Для осуществления своих полномочий в сфере занятости населения спорные объекты недвижимости используются истцом на основании договоров аренды, заключенных с Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Пермской области, государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Пермский строительный колледж" от 13.04.2004 N 0102 (л. д. 67-75), от 18.05.2004 N 0152 (л. д. 81-89), от 16.07.2004 N 0274 (л. д. 95-103).
В адрес руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом и руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю 16 октября 2008 года направлялось письмо губернатора Пермского края от N СЭД-01-18-1625 о передаче имущества по адресу: пр. г.Пермь, Комсомольский, 57 из собственности Российской Федерации в собственность Пермского края для размещения Агентства по занятости населения Пермского края (л.д. 56).
Письмом от 24.11.2008 N НС-18/28506 Агентство по управлению государственным имуществом сообщило Администрации Пермского края о готовности рассмотрения вопроса о передаче объектов по существу после представления документов, перечень которых предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 (л.д. 57-58).
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Пермский строительный колледж" в письме от 13.02.2009 N 69 (л.д. 59-60) выразило несогласие на передачу спорного имущества, находящегося в его оперативном управлении.
Агентство по управлению имуществом Пермского края, ссылаясь на то, что право собственности на спорный объект недвижимости возникло у него в силу закона, обратилось в арбитражный суд с иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что истцом не соблюден установленный порядок обращения в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом с предложением о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, в связи с чем истцом не представлено доказательств нарушения его прав действиями ответчиков в понимании ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом кассационной инстанции оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций не установлено.
Частью 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, который среди прочего устанавливает и согласие (письмо) федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно.
Судами установлено несоблюдение органом субъекта Российской Федерации порядка обращения в уполномоченный орган с заявлением о передаче имущества из федеральной собственности в связи с отсутствием доказательств направления в адрес уполномоченного органа заявления с приложением всех предусмотренных законом документов, а также отсутствие решения федерального уполномоченного органа об отказе в передаче имущества с собственность субъекта Российской Федерации. Названное обстоятельство также подтверждено представителем истца в суде апелляционной инстанции. Суды обоснованно указали, что письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 24.11.2008 не может рассматриваться как отказ в предоставлении спорных помещений, который может быть обжалован по самостоятельным основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Иск о признании права относится к числу способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иск о признании права может быть удовлетворен в случае, если право, имеющееся у лица, обратившегося за судебной защитой, нарушено либо оспаривается ответчиком.
Как установлено судами, материалы дела не содержат доказательства нарушения прав истца или их оспаривания со стороны ответчиков, в связи с чем суды пришли к правильному выводу об отсутствии заинтересованности Агентства по управлению имуществом Пермского края как истца по настоящему делу в правовом смысле ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Наряду с этим суд апелляционной инстанции верно указал, что удовлетворение заявленных требований означало бы подмену процедуры передачи объектов из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации без учета требований законодательства.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали Агентству по управлению имуществом Пермского края в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Судами исследованы все представленные в материалы дела доказательства и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены постановления согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.11.2010 по делу N А50-18727/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства по управлению имуществом Пермского края (ИНН: 5902293192) - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
Э.М. Маликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, который среди прочего устанавливает и согласие (письмо) федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно.
...
Иск о признании права относится к числу способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 мая 2011 г. N Ф09-2573/11 по делу N А50-18727/2010
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12351/11
08.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12351/11
23.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2573/2011
07.02.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13770/10
02.02.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13770/2010