г. Пермь
07 февраля 2011 г. |
Дело N А50-18727/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л. Паньковой,
судей Л.Ф. Виноградовой, Н.А. Гребёнкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шилонцевой В.А.,
при участии:
от истца - Агентства по управлению имуществом Пермского края (ИНН 5902293192): Коньшина М.С., доверенность от 17.01.2011,
от ответчиков: 1. Федерального агентства по управлению государственным имуществом: не явились,
2. Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю: Баев А.Н., доверенность от 11.01.2011,
от третьих лиц: 1. Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Пермский строительный колледж" (ИНН 5904101308): Жучков А.В., доверенность от 01.10.2009,
2. Агентства по занятости населения по Пермскому краю (ИНН 5904155688): Риб М.Х., доверенность от 25.08.2010,
3. Краевого государственного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Учебный центр службы занятости" (ИНН 5904103182): не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца,
Агентства по управлению имуществом Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 23 ноября 2010 года
по делу N А50-18727/2010,
принятое судьей Н.В. Теслевой
по иску Агентства по управлению имуществом Пермского края
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю,
третьи лица: Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Пермский строительный колледж", Агентство по занятости населения по Пермскому краю, Краевое государственное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Учебный центр службы занятости",
о признании права собственности,
установил:
Агентство по управлению имуществом Пермского края обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю о признании права собственности субъекта Российской Федерации Пермский край на недвижимое имущество:
- нежилые помещения, расположенные на 1, 2 этажах здания по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, 57, площадью 194,5 кв.м (помещения N N 1, 2 на 1 этаже, NN 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, II, IV, V, VI на 2 этаже согласно техническому паспорту от 15.07.2005, выданному Пермским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация");
- нежилые помещения, расположенные на 2, 3 этажах здания по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, 57а, площадью 908,9 кв.м (помещения N N 1-47, II, V на 2 этаже, NN 1-25 на 3 этаже согласно техническому паспорту от 15.07.2005, выданному Пермским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация");
- нежилое помещение гаража, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Пионерская, 6, площадью 74,6 кв.м (помещение N 39 согласно техническому паспорту от 15.07.2005, выданному Пермским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация").
Определением от 26.08.2010 (л.д. 1-2) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГОУ СПО "Пермский строительный колледж", Агентство по занятости населения Пермского края, КГУ ДПО (повышения квалификации) специалистов "Учебный центр службы занятости".
Решением от 23 ноября 2010 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец с решением суда от 23 ноября 2010 года не согласен по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. В апелляционной жалобе истец указал на то, что используемые для осуществления полномочий Российской Федерации объекты недвижимости подлежат передаче в собственность Пермского края. Право Пермского края на приобретение объектов недвижимости в собственность лицами, участвующими в деле, не оспаривается. В письме от 13.02.2009 N 69 Колледж выразил несогласие на передачу принадлежащих ему на праве оперативного управления объектов недвижимости из федеральной собственности в собственность Пермского края, что препятствует принятию уполномоченным органом решения о передаче имущества, необходимого субъекту Российской Федерации для осуществления переданных федеральным законом полномочий в сфере занятости населения. По мнению истца, вопрос об отнесении объектов недвижимости к собственности Пермского края подлежит разрешению в порядке, установленном законодательством применительно к спорам о признании права собственности. Вывод суда об истечении срока исковой давности для защиты нарушенного права необоснован и не соответствует обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе истец просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, в судебном заседании пояснил, что не согласен с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица, Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Пермский строительный колледж", в судебном заседании пояснил, что не согласен с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица, Агентства по занятости населения по Пермскому краю, в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, также поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо указало на то, что поскольку Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Пермский строительный колледж, в оперативном управлении которого находятся спорные нежилые помещения, в своем письме от 13.12.2009 N 69 отказалось дать согласие на передачу помещений, предусмотренное требованиями п. 1 постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, вопрос об отнесении указанных помещений к объектам недвижимости Пермского края подлежит разрешению в порядке, установленном законодательством применительно к спорам о признании права собственности.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, отзывы на апелляционную жалобу - не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Семнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 04.07.1991 в целях реализации государственной политики содействия занятости населения и защиты от безработицы в соответствии с Законом РСФСР от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в РСФСР", исполнительный комитет Пермского областного Совета народных депутатов принял решение N 160 о создании областной службы занятости населения. Решением исполнительного комитета Пермского областного Совета народных депутатов от 25.09.1991 N 229 утверждено положение о Пермском областном Центре занятости населения (л.д. 14-16, 17).
Приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31.03.1998 N 74-рк Пермский областной центр занятости населения реорганизован в Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Пермской области (л.д. 18, 19-20).
Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 25.02.2005 N 24 Департаменты Федеральной государственной службы занятости населения по субъектам Российской Федерации реорганизованы в Управление Федеральной государственной службы занятости населения по субъектам Российской Федерации (территориальные органы по вопросам занятости населения Федеральной службы по труду и занятости) (л.д. 31).
Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" часть отдельных полномочий Российской Федерации в сфере занятости населения и защиты от безработицы передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю принято распоряжение от 06.04.2009 N 444-р "О безвозмездной передаче находящегося в федеральной собственности Государственного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) "Учебный центр Управления федеральной государственной службы занятости населения по Пермской области" в собственность субъектов Российской Федерации Пермский край", в котором предписано передать безвозмездно в собственность субъекта Российской Федерации Пермский край Государственное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) "Учебный центр Управления федеральной службы занятости населения по Пермской области" (л.д. 61).
Во исполнение указанного распоряжения Территориальное управление передало, а субъект Российской Федерации - Пермский край приняло находящийся в федеральной собственности имущественный комплекс ГОДПО "Учебный центр Управления федеральной службы занятости населения по Пермской области" (г. Пермь, Комсомольский проспект, 57), о чем подписан акт приема - передачи от 09.11.2009 (л.д. 62).
Спорные объекты недвижимости используются Агентством по занятости населения Пермского края на основании договоров аренды, заключенных с Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Пермской области, государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Пермский строительный колледж" от 13.04.2004 N 0102 (л.д. 67-75), от 18.05.2004 N 0152 (л.д. 81-89), от 16.07.2004 N 0274 (л.д. 95-103).
Истец, указывая, что нахождение объектов недвижимости в федеральной собственности незаконно, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В соответствии с п. 3 ст. 212 ГК РФ особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" часть отдельных полномочий Российской Федерации в сфере занятости населения и защиты от безработицы передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10) Правительством Российской Федерации предусмотрен перечень необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность документов, в том числе согласие (письмо) федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо) (подпункт д указанного постановления).
Пунктом 4 названного постановления установлено, что предложения субъекта Российской Федерации и муниципального образования о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность и передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность направляются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления соответственно.
Пунктом 5 установлено, что в целях внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества при принятии решений Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом в указанных решениях должно быть определено, что право собственности на передаваемое имущество возникает с момента утверждения передаточного акта.
Из материалов дела следует, что 16.10.2008 в адрес руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом и руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю направлялось письмо Губернатора Пермского края от N СЭД-01-18-1625 о передаче имущества по адресу: пр. Комсомольский, 57 из собственности Российской Федерации в собственность Пермского края для размещения Агентства по занятости населения Пермского края (л.д. 56).
В письме от 24.11.2008 N НС-18/28506 в адрес Администрации Пермского края Федеральное агентство по управлению государственным имуществом сообщило о том, что после представления соответствующих документов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, Росимущество готово рассмотреть вопрос о передаче объектов по существу (л.д. 57-58).
Указанное письмо Губернатора Пермского края от 16.10.2008 не может быть расценено как решение о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Пермского края, поскольку заявителем не был соблюден порядок представления соответствующего заявления, в том числе по предоставлению необходимых документов для передачи помещений.
В свою очередь письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 24.11.2008 не может быть расценено как отказ в предоставлении спорных помещений в собственность субъекта Российской Федерации, который может быть обжалован в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что истец, обратившись с заявленными требованиями, не представил в материалы дела доказательства соблюдения процедуры передачи спорных помещений из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации
В судебном заседании представитель истца пояснил, что иных обращений с требованием передать спорное имущество в собственность субъекта Российской Федерации не было.
Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, истцом не была соблюдена соответствующая процедура по предоставлению установленных законом документов для оформления безвозмездной передачи имущества в собственность субъекта Российской Федерации, отказа уполномоченного органа в предоставлении имущества в собственность субъекта Российской Федерации не было.
Доводы истца о невозможности представления необходимых документов, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, в связи с тем, что ФГОУ СПО Пермский строительный колледж в письме от 13.02.2009 N 69 (л.д. 59-60) выразило несогласие на передачу имущества, не могут быть приняты во внимание апелляционным судом, поскольку указанное учреждение не является собственником спорного имущества. Кроме того, отсутствие согласия данного учреждения на передачу имущества не лишает истца возможности предоставить иные необходимые документы, содержащиеся в перечне документов, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, и направить указанные документы в уполномоченный орган.
Кроме того, признание права собственности относится к способам защиты права (ст. 12 ГК РФ), поэтому истец должен доказать наличие его нарушенного права (ст.ст. 4, 65 АПК РФ).
Однако нельзя считать права истца нарушенными тем, что спорные объекты не переданы ему в собственность в установленном законодательством порядке ввиду того, что истцом не представлены необходимые для этого документы.
Следовательно, удовлетворение данного иска означало бы установление упрощенной процедуры передачи спорных объектов из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации без учета требований законодательства, устанавливающего порядок такой передачи.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что истец в понимании ст. 4 АПК РФ не является заинтересованным лицом, которое вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в рамках заявленных требований.
Вместе с тем, таких требований в данном деле истцом не заявлено.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые явились бы основанием для отмены судебного акта на основании ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ и не подлежит взысканию на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23.11.2010 по делу N А50-18727/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет - сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Г.Л. Панькова |
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-18727/2010
Истец: Агентство по управлению имуществом Пермского края
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ПК, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: Агентство по занятости населения ПК, Агентство по занятости населения по Пермскому краю, ГКУ ДПО (повышения квалификации) специалистов "Учебный центр службы занятости", Краевое государственное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Учебный центр службы занятости", ФГОУ СПО "Пермский строительный колледж", ФГОУ среднего профессионального образования "Пермский строительный колледж"
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12351/11
08.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12351/11
23.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2573/2011
07.02.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13770/10
02.02.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13770/2010