Екатеринбург |
|
18 декабря 2014 г. |
Дело N А60-20234/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Ященок Т. П., Поротниковой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Ачитского городского округа на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.07.2014 по делу N А60-20234/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Отделение надзорной деятельности Ачитского городского округа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области представило в Арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя. Ходатайство судом удовлетворено.
Администрация Ачитского городского округа обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным предписания Отделения надзорной деятельности Ачитского городского округа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - отделение, административный орган) от 29.04.2014 N 1/1/1.
Решением суда от 04.07.2014 (судья Савина Л.Ф.) заявленные требования удовлетворены частично. Предписание отделения по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 29.04.2014 N 1/1/1 признано недействительным в части, касающейся объектов, перечисленных в п. 6, 11, 13 Перечня гидротехнических сооружений, расположенных на территории Ачитского городского округа и находящихся в собственности Ачитского городского округа. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 (судьи Грибиниченко О. Г., Риб Л. Х., Варакса Н. В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация Ачитского городского округа просит обжалуемые судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела. Заявитель кассационной жалобы ссылается на постановление Правительства Свердловской области от 12.09.2013 N 1128-ПП "О создании локальных систем оповещения, систем контроля и наблюдения на потенциально опасных объектах Свердловской области", которым утвержден Перечень потенциально опасных объектов Свердловской области, на которых необходимо создание локальных систем оповещения населения, систем контроля и наблюдения, не содержащий объектов, расположенных на территории Ачитского городского округа. По мнению заявителя кассационной жалобы последнее обстоятельство позволяет прийти к выводу об отсутствии оснований для создания локальных систем оповещения населения, систем контроля и наблюдения на указанных объектах.
По мнению административного органа, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, фактические обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства судами первой и апелляционной инстанций оценены правильно, с верным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, спорное предписание отделения является законным и обоснованным.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов; собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением; эксплуатирующая организация - это государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
Согласно п. "а", "г" ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" в целях совершенствования мероприятий гражданской обороны по защите населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, установлена обязанность органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга, министерствам, ведомствам и организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), обеспечивать начиная с 1993 года: включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения; проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах; создание объединенных локальных систем оповещения для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), с централизованным управлением от местных штабов гражданской обороны, включив их проектирование и строительство в генеральные планы развития промышленных центров (зон).
В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178 установлены зоны действия локальных систем оповещения, в том числе: в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от объектов.
Согласно абз. 1 п. 4 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178 ответственность за организацию оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов возложена и на организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты. Оповещению подлежат рабочие и служащие этих объектов, рабочие и служащие других предприятий, учреждения и население в пределах зон действия локальных систем оповещения, штабы гражданской обороны республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов, на территории которых действуют потенциально опасные объекты.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 N 1544-р установлена обязанность организаций, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, завершить до 2010 года работы по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, предусмотренном постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что административным органом 29.04.2014 на основании распоряжения от 25.04.2014 N 1 проведена внеплановая проверка соблюдения требований и мероприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По результатам проверки 29.04.2014 Администрации Ачитского городского округа выдано предписание N 1/1/1 по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с требованием в срок до 24.04.2015 устранить нарушение, выразившееся в том, что гидротехнические сооружения, находящиеся на территории Ачитского городского округа, не оснащены локальными системами оповещения о чрезвычайной ситуации.
К указанному предписанию приложен Перечень гидротехнических сооружений, в соответствии с которым на территории Ачитского городского округа располагаются: 1) гидротехническое сооружение-гидроузел: плотина и водосброс открытого типа - Свердловская область, Ачитский район, Верхне-Ачитский пруд; 2) гидротехническое сооружение-гидроузел: плотина и водосброс открытого типа - Свердловская область, Ачитский район, Средне-Ачитский пруд; 3) гидротехническое сооружение-гидроузел: плотина и водосброс открытого типа - Свердловская область, Ачитский район, Нижне-Ачитский пруд; 4) гидротехническое сооружение-гидроузел Большеутинского пруда: плотина и водосброс открытого типа - Свердловская область, Ачитский район, территория с. Большой Ут; 5) гидротехническое сооружение-гидроузел Лямпинского пруда: плотина и водосброс открытого типа - Свердловская область, Ачитский район, территория д. Лямпы; 6) гидротехническое сооружение-гидроузел Заринского пруда: плотина и водосброс открытого типа - Свердловская область, Ачитский район, территория п. Заря;
7) гидротехническое сооружение-гидроузел Каргинского пруда: плотина и водосброс открытого типа - Свердловская область, Ачитский район, территория с. Карги; 8) гидротехническое сооружение-гидроузел Нижне-Арийского пруда: плотина и водосброс открытого типа - Свердловская область, Ачитский район, территория д. Нижний Арий; 9) гидротехническое сооружение-гидроузел Русско-Потамского пруда: плотина и водосброс открытого типа - Свердловская область, Ачитский район, территория с. Русский Потам; 10) плотина. Назначение: гидротехническое сооружение - Свердловская область, Ачитский район, д. Ялым, Ялымский пруд; 11) плотина - Свердловская область, Ачитский район, д. Верх-Тиса, гидротехническое сооружение на реке Тиса. 12. Плотина - Свердловская область, Ачитский район, б.н.п. Пикпильда, гидротехническое сооружение на реке Тиса, 13) плотина - Свердловская область, Ачитский район, д. Малый Ут, гидротехническое сооружение на реке Ут.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ, постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178, распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 N 1544-р, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что возложение на Администрацию Ачитского городского округа обязанности по оснащению соответствующих гидротехнических сооружений локальными системами оповещения о чрезвычайной ситуации не имеет зависимости от включения данных объектов в Перечень потенциально опасных объектов, оспариваемое предписание выдано административным органом в рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствует требованиям законодательства.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали изложенное в предписании требование по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного правомерным.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы административного органа, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.07.2014 по делу N А60-20234/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Ачитского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
Т.П.Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.