Екатеринбург |
|
16 декабря 2014 г. |
Дело N А60-49868/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Сулейменовой Т.В., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Зиновьевой Екатерины Андреевны (далее - предприниматель Зиновьева Е.А.) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.03.2014 по делу N А60-49868/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зиновьева Екатерина Андреевна обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий администрации городского округа Ревда (далее - администрация) по отказу в утверждении схемы расположения и предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 3 580 000 кв. м, с разрешенным использованием - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: Свердловская обл., городской округ Ревда, южнее реки Кислянка Дегтярская, в аренду сроком на 49 лет; об обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Зиновьевой Е.А.; обязании администрации утвердить и выдать схему расположения границ указанного земельного участка; обязании администрации в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта на спорный земельный участок, принять решение и предоставить испрашиваемый участок в аренду предпринимателю Зиновьевой Е.А. сроком на 49 лет; обязании администрации в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду, заключить договор аренды; о признании недействительными постановлений об утверждении схем расположения земельных участков третьим лицам от 27.01.2014 N 106, от 27.01.2014 N 105.
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Донковцев Евгений Юрьевич, Изгагина Людмила Викторовна.
Решением суда от 28.03.2014 (судья Григорьева С.Ю.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 (судьи Гладких Е.О., Дюкин В.Ю., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Зиновьева Е.А. просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение ст. 12 Федерального закона от 11.03.20013 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве). Заявитель жалобы считает, что администрацией не доказана невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка предпринимателю по основаниям, указанным в обжалуемом отказе. Заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения главе крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", поскольку, по его мнению, к рассматриваемым правоотношениям нормы названного закона неприменимы. Так, заявитель жалобы указывает на то, что порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован специальной нормой - ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. При этом, как считает заявитель, данная норма не требует публикации информационного сообщения при предоставлении земельного участка для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства. Кроме того предприниматель Зиновьева Е.А., полагает, что поскольку администрацией в установленные законом сроки не вынесено решение о предоставлении Изгагиной Л.В. и Донковцеву Е.Ю. земельных участков, следовательно, администрация отказала им в предоставлении участков. Предприниматель Зиновьева Е.А. также считает, что заявления указанных лиц о предоставлении земельных участков в аренду, сообщения о предоставлении земельных участков в аренду, опубликованные 23.12.2013 в газете "Муниципальные ведомости", не могут быть квалифицированы как основание для предоставления спорных земельных участков с проведением торгов, поскольку заявления третьих лиц поступили позднее, то есть после получения оспоренного отказа.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что предприниматель Зиновьева Е.А. 13.11.2013 обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 3 580 000 кв. м для ведения сельскохозяйственной деятельности в аренду сроком на 49 лет, расположенного по адресу: Свердловская обл., городской округ Ревда, южнее реки Кислянка Дегтярская, разрешенное использование - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, дополнительно сообщив о том, что испрашиваемый земельный участок является северной частью земельного участка с кадастровым номером 66:21:1301002:18.
Согласно приложенному к заявлению кадастровому плану территории от 26.09.2013 N 66/301/13-440831 испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 66:21:1301002:18 (66:21:0000000:201) имеет разрешенное использование - для ведения сельского хозяйства.
Судами установлено, что до обращения предпринимателя Зиновьевой Е.А. в администрацию поступили заявления от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Изгагиной Л.В. и главы крестьянского (фермерского) хозяйства Донковцева Е.Ю.
В письме от 12.12.2013 администрация сообщила заявителю о том, что в результате проверки представленного проекта схемы расположения испрашиваемого земельного участка было выявлено, что в границах указанного земельного участка проходит линия электропередач мощностью 110 кВ, грунтовая дорога общего пользования и частично попадают водные объекты. Кроме того, на часть земельного участка площадью 100 га уже подано заявление о предоставлении в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в связи с чем производится оформление данного земельного участка в аренду в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Данные обстоятельства явились основанием для отказа в утверждении администрацией схемы расположения земельного участка.
Сообщение о предоставлении земельных участков в аренду опубликовано 23.12.2013 N 50 (535) в газете "Муниципальные ведомости".
Предприниматель Зиновьева Е.А., ссылаясь на незаконность указанного отказа администрации и нарушение ее прав, обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемыми требованиями.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с названным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В силу п. 1, 3 ст. 11 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Эта норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 указанной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом (п. 3 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 названной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (п. 4 ст. 12 закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Как верно указано судом апелляционной инстанции, исходя из общих принципов земельного законодательства и системного толкования указанных норм следует, что если на право аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения одновременно претендуют несколько крестьянских хозяйств, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются на торгах.
Судами установлено, что в отношении части испрашиваемого предпринимателем Зиновьевой Е.А. земельного участка с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду, до обращения заявителя, обращались также другие фермерские хозяйства.
В связи с чем, администрацией 23.12.2013 в общественно-политическом бюллетене Думы и администрации N 50 (535), были опубликованы предполагаемые для передачи в аренду для ведения сельского хозяйства свободные земельные участки, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Всего было предложено для передачи 3 земельных участка в кадастровом квартале 66:21:1301002:18, с указанием на то, что желающим получить в аренду земельный участок необходимо в месячный срок после публикации извещения обратиться в администрацию.
На основании заявлений от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Изгагиной Л.В. и главы крестьянского (фермерского) хозяйства Донковцеву Е.Ю., администрацией были подготовлены постановления об утверждении схем расположения земельных участок общей площадью 1 477 301 кв. м и 78 816 кв. м.
Между тем как установлено судами, доказательств обращения предпринимателя Зиновьевой Е.А. с соответствующим заявлением после публикации в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах администрация правомерно утвердила главам крестьянского (фермерского) хозяйства Изгагиной Л.В. и Донковцеву Е.Ю. схемы расположения земельных участков. Доказательств несоблюдения органом местного самоуправления при изготовлении схем расположения земельных участков требований земельного законодательства заявителем не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом, поскольку отказ в утверждении схемы и предоставлении испрашиваемого участка, минуя процедуру опубликования, по причине того, что на этот участок также претендует иное лицо, является обоснованным, суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, иные основания, послужившие отказом, не имеют правового значения и их оценка не влечет принятие по настоящему делу иного судебного акта.
При наличии заявлений от других граждан, претендующих на испрашиваемый заявителем земельный участок, суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований предпринимателя Зиновьевой Е.А.
Ссылки заявителя жалобы на нарушение ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве отклоняются судом кассационной инстанции как основанный на неверном толковании норм материального права.
Довод заявителя жалобы о том, что к рассматриваемым правоотношениям неприменимы нормы Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", судом кассационной инстанции не принимается во внимание, поскольку как верно указано судом апелляционной инстанции, применение судом первой инстанции норм названного Федерального закона не повлекло к принятию неверного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.03.2014 по делу N А60-49868/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Зиновьевой Екатерины Андреевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Платонова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.