Екатеринбург |
|
25 декабря 2014 г. |
Дело N А07-9602/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Ященок Т. П., Василенко С. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "БАШАВТОТРАНС" РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (далее - предприятие, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.08.2014 по делу N А07-9602/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее - административный орган, заинтересованное лицо, Министерство) от 06.05.2014 N 45 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде 160 000 руб. штрафа.
Решением суда от 11.08.2014 (судья Валеев К.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 (судьи Баканов В.В., Малышев М.Б., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжений от 25.03.2014 N 26, 27 государственным инспектором г. Стерлитамак по пожарному надзору Ибрагимовым И.Ф. проведена плановая выездная проверка на объектах Стерлитамакского пассажирского автотранспортного предприятия - филиала предприятия, используемых на праве хозяйственного ведения для осуществления деятельности.
По итогам проверки оформлен акт от 28.04.2014 N 26, на основании которого 28.04.2014 административным органом в присутствии представителя заявителя составлены протоколы об административном правонарушении N 43 по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, N 44 по ч. 3 ст. 20.4 Кодекса, N 45 по ч. 4 ст. 20.4 Кодекса.
В отношении ГУП "Башавтотранс" административным органом вынесено постановление от 06.05.2014 N 45, согласно которому предприятию вменены следующие нарушения установленных норм и правил противопожарной безопасности:
- в нарушение п. 55 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР), ст. 68, 99, 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), п. 9.29. 9.30. 9.32 Строительных норм и правил (далее - СниП) 2.04.02-84* не обеспечена исправность источников наружного противопожарного водоснабжения (в пожарном водоеме емкостью 500 куб. м (литера ГЗ по техническому паспорту) отсутствует запас воды для целей пожаротушения);
- в нарушение п. 55 ППР, ст. 68, 99, 151 Закона N 123-ФЗ, п. 9.29, 9.30, 9.32 СИиП 2.04.02-84* не проведена проверка работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) источника наружного противопожарного водоснабжения (пожарного водоема емкостью 500 куб. м (литера Г4 по техническому паспорту) с составлением соответствующих актов.
- в нарушение ст. 151 Закона N 123-ФЗ, п. 36 ППР, п. 6.18* СНиП 21-01-97*допускается фиксация дверей лестничных клеток на этажах отсутствуют устройства для самозакрывания и с уплотнением в притворах;
- в нарушение ст. 88, 151 Закона N 123-ФЗ, п. 8.4*СниП 21-01-97* люк выхода на кровлю не доведен до нормируемого предела огнестойкости (выполнен из металла), сертификат соответствия отсутствует;
- в нарушение п. 1.82 СниП 2.08.02-89*, п. 7.4, 7.20 СниП 21-01-97*, ст. 88, 151 Закона N 123-ФЗ двери архивов отдела кадров на втором этаже (помещение N 19 по экспликации из технического паспорта), на третьем этаже в бывшем помещении расчетного отдела и помещении АСУ (помещение N 9, 21 по экспликации из технического паспорта) не доведены до нормируемого предела огнестойкости, не 0,6 часа (выполнены из дерева);
- в нарушение ст. 151, таблица N 3, 29 Закона N 123-ФЗ полы в актовом зале на третьем этаже (номер помещения 17 по техническому паспорту) покрыты горючим материалом (линолеумом) с неизвестными показателями пожарной опасности;
- в нарушение ст. 88, 151 Закона N 123-ФЗ, п. 5.17, 7.4, 7.5 СниП 21-01-97* части зданий (административно-бытовой корпус (Ф 4.3), производственное здание ремонтной зоны) (Ф 5.1) различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости, не менее 0.6 часа, и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (данные здания соединяются переходом, в переходе отсутствуют противопожарные двери с нормируемым пределом огнестойкости (установлены со стороны АБК металлическая решетка, со стороны производственного здания дверь из алюминиевого профиля со стеклом).
По производственному зданию (здание литера Л по техническому паспорту):
- в нарушение гл. 5, 7, 8 Закона N 123-ФЗ для зданий, помещений производственного и складского назначения и наружных установок не определены категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс пожароопасных и взрывоопасных зон.
- в нарушение ст. 27, 151 Закона N 123-ФЗ, п. 20 ППР не обеспечено наличие на всех дверях помещений производственного и складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности
- в нарушение ст. 88, 151 Закона N 123-ФЗ, п. 5.17, 7.4, 7.5 СниП 21-01-97* части зданий (арендуемые помещения ИП Каримова А,Б. под торговую деятельность по договору N 84р от 11.07.2013 года (Ф 3.1) и крытая автостоянка (Ф 5.2)) различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (отсутствуют противопожарные двери с нормируемым пределом огнестойкости не менее 0,6 часа (установлена металлическая дверь).
По Стерлитамакскому заводу "Автозапчасть" по адресу: г. Стерлитамак, ул. Деповская, 17 (общие нарушения):
- в нарушение гл. 5, 7, 8 Закона N 123-ФЗ для зданий, помещений. производственного о и складского назначения и наружных установок не определены категории по взрывоопасной и пожарной опасности, а также класс пожароопасных и взрывоопасных зон;
- в нарушение ст. 151, 27 Закона N 123-ФЗ, п. 20 ППР не обеспечено наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с гл. 5, 7, 8 Закона N 123-ФЗ;
- в нарушение ст. 151 Закона N 123-ФЗ, п. 7 ППР не обеспечено наличие планов эвакуации людей в случае пожара в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2009;
- в нарушение ст. 151 Закона N 123-ФЗ, п. 6 ППР в РФ в складских, административных и производственных помещениях не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.
- в нарушение п. 55 ППР, ст. 68, 99, 151 Закона N 123-ФЗ, СНиП 2.04.02-84*не обеспечена исправность сетей наружного противопожарного водоснабжения (пожарный гидрант N 2 в не исправном состоянии).
Нарушения, установленные в ходе проверки котельной (здание литера Н по техническому паспорту):
- в нарушение п. 4.3, 5.18*, таблица 4 СНиП 21-01-97*, ст. 87, 88, 151 Закона N 123-ФЗ в процессе эксплуатации произведено изменение функционального назначения конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке (в котельной устроены помещения цеха по сборке мебели, который не отделен ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами от котельной, работающей на газу (установлены деревянные двери со стеклом);
- в нарушение п. 42 ж ППР в помещении цеха по сборке мебели обществом допускается складирование горючих материалов у электрорубильника 380 В (доски), баллона с горючим газом (пропан).
Нарушения, установленные в ходе проверки цеха подвижного состава (здание литера А по техническому паспорту):
- в нарушение п. 42 ж ППР обществом допускается складирование горючих материалов у распределительных шкафов (полиэтиленовые мешки, бумага, доски).
- в нарушение п. 355 ППР в помещениях ремонта автотехники допускается хранение баллонов с горючим газом (пропан) с баллонами с кислородом.
- в нарушение ст.и 151 Закона N 123-ФЗ, п. 6.5 СниП 31-04-2001 в складе хранения запчастей в помещениях ремонта автотехники горизонтальные экраны стеллажей выполнены из горючих материалов (выполнены из ДСП);
- в нарушение п. 348 в ППР в складе хранения запчастей в помещениях ремонта автотехники обществом допускается использование электронагревательных приборов (электродуховки и микроволновой печи).
Нарушения, установленные в ходе проверки производственного цеха (здание литера С1 по техническому паспорту):
- в нарушение п. 22 ППР не организовано проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград инженерными коммуникациями (внутренним противопожарным водопроводом).
По гаражу для автомашин (здание литера С по техническому паспорту), установлены следующие нарушения:
- в нарушение ст. 151 Закона N 123-ФЗ, п. 6.5 СНиП 31-04-2001 в складе хранения запчастей горизонтальные экраны стеллажей выполнены из горючих материалов (выполнены из ДСП).
Территория:
- в нарушение п. 74 ППР в противопожарном расстоянии между зданиями котельной (здание литера Н по техническому паспорту) и производственным цехом (здание литера С1 по техническому паспорту) допускается складирование горючих материалов (досок).
Указанные выше административные правонарушения квалифицированы административным органом по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Кроме того, административным органом установлены нарушения ГУП "Башавтотранс" Республики Башкортостан требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, а именно:
По Стерлитамакскому ПАТП по адресу: ул. Западная, 6 (общие нарушения):
- в нарушение ст. 107 Закона N 123-ФЗ, п. 57 ППР в РФ пожарные шкафы внутреннего противопожарного водопровода выполнены из горючих материалов (деревянные).
- в нарушение п. 42 а ППР допускается эксплуатация электропроводки для подзарядки кассовых терминалов с видимыми нарушениями изоляции в помещении кассы (помещение N 28 по экспликации из технического паспорта) (выполнена разнородными электропроводами, соединения выполнены при помощи "скруток").
По Стерлитамакскому заводу "Автозапчасть" по адресу: г. Стерлитамак, ул. Деповская, 17 (общие нарушения):
- в нарушение п. 55 ППР не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз и год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (акты не представлены).
- в нарушение ст. 107 Закона N 123-ФЗ, п. 57 ППР пожарные шкафы внутреннего противопожарного водопровода выполнены из горючих материалов (деревянные).
По зданию проходной (литера П по техническому паспорту):
- в нарушение п. 42 в ППР допускается эксплуатация светильника со снятым колпаком, предусмотренными конструкцией светильника.
- в нарушение п. 42 а ППР допускается эксплуатация электропроводки с видимыми нарушениями изоляции (соединения выполнены при по мощи "скруток").
По цеху подвижного состава (здание литера А по техническому паспорту):
- в нарушение п. 348 ППР в складе хранения запчастей в помещениях ремонта автотехники установлены штепсельные розетки.
- в нарушение п. 42 в ППР допускается эксплуатация светильника со снятым колпаком, предусмотренными конструкцией светильника в помещении для ремонта автотехники.
- в нарушение п. 42 а ППР не допускается эксплуатация электропроводки с видимыми нарушениями изоляции в помещении для ремонта автотехники (соединения выполнены при помощи "скруток");
- в нарушение п. 57 ППР в помещении для ремонта автотехники пожарные краны N 1, 2 внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями.
По производственному цеху (здание литера С1 по техническому паспорту):
- в нарушение п. 57 ППР Ф пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями;
- в нарушение п. 70 ППР помещения не обеспечены огнетушителями по нормам (отсутствуют).
В отношении гаража для автомашин (здание литера С по техническому паспорту):
- в нарушение п. 70 ППР помещения не обеспечены огнетушителями по нормам (отсутствуют).
Указанные выше нарушения квалифицированы административным органом как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Также ГУ МЧС России по Республике Башкортостан установлено, что общество нарушило требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
По помещению Стерлитамакского ПАТП, расположенном по адресу: ул. Западная, 6 (общие нарушения):
- внарушение ст. 151, 54, 91 Закона N 123-ФЗ, НПБ 110-03, НПБ 104-03 во всех помещениях в зданиях литеры А1, А (кроме центрального склада), В1, в помещениях склада гражданской обороны в здании литера Б не произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
По АБК (здание литера А1 по техническому паспорту):
- в нарушение ст. 151, таблица N 3, 28 Закона N 123-ФЗ полы на путях эвакуации в коридорах на втором и третьем этажах в АКБ покрыты горючим материалом (линолеумом) с неизвестными показателями пожарной опасности;
- в нарушение ст. 151, таблица N 3, 28 ФЗ N 123 от 22.07.2008 года стены в коридоре перед диспетчерской (номер помещения 21 по техническому паспорту) отделаны горючим материалом (панели МДФ) с неизвестными показателями пожарной опасности.
По производственному зданию (здание литера А по техническому паспорту):
- в нарушение ст. 151, 61, 91 Закона N 123-ФЗ, п. 14. таблица 1 ППБ 1 10-03, п. 6.29 СНиП 21-02-99*, п. 6.1 ВСН 01-89 в помещениях ремонтной зоны и крытой автостоянки не произведен монтаж автоматической установки пожаротушения (ст. 151, 61, 91 ФЗ N 123 от 22.07.2008 года, п. 14. таблица 1 НПБ 110-03, п. 6.29 СНиП 21-02-99*, п. 6.1 ВСН 0 1-89);
- в нарушение указанных требований отсутствуют рассредоточенные эвакуационные выхода (в ремонтной зоне со стороны АБК установлены подъемно-опускные ворота;
- в нарушение п. 61 НПР не организовано проведение проверки работоспособности систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) с составлением соответствующего акта в центральном складе (помещение N 23 по экспликации из технического паспорта).
В отношении Стерлитамакского завода "Автозапчасть" по адресу: г. Стерлитамак, ул. Деповская, 17 (общие нарушения):
- в нарушение ст. 151, 54, 91 Закона N 123-ФЗ, НПБ 110-03, НПБ 104-03 во всех помещениях в здания х литеры А, С1, Н, Ж, Д, В, С, П не произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
По цеху подвижного состава (здание литера А по техническому паспорту):
- в нарушение ст. 151, таблица N 3, 28 Закона N 123-ФЗ полы на путях эвакуации в коридорах на втором этаже в АБК покрыты горючим материалом (линолеумом) с неизвестными показателями пожарной опасности.
Установленные выше нарушения квалифицированы как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным ненормативным актом, предприятие обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли выводу о доказанности в действиях заявителя составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса.
Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 ст. 20.4 Кодекса предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и ч. 3 - 8 указанной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Часть 3 указанной статьи устанавливает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 4 ст. 20.4 Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 Кодекса, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ст. 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из содержания п. 1 ст. 1 Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) следует, что его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся Федеральные законы о технических регламентах, Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся СП, НПБ содержащие требования пожарной безопасности (п. 2, 3 ст. 3 Закона N 123-ФЗ).
Согласно п. 2, 3 ст. 3 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся Федеральные законы о технических регламентах, Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся своды правил, содержащие требования пожарной безопасности.
Законом N 123-ФЗ определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Статьей 4 Закона N 123-ФЗ установлено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: 1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; 2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; 3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (ч. 1). К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (ч. 2).
В соответствии с названными Федеральными законами постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" утверждены "Правила противопожарного режима в Российской Федерации" (ППР).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37, 38 Закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
В рамках ст. 28.2 Кодекса по факту совершения административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1 ст. 28.6 Кодекса.
Протокол об административном правонарушении является основным документом, устанавливающим фактические данные, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Положения ст. 28.2 Кодекса, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснения законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола указанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодекса, о чем в протоколе делается соответствующая запись (ч. 3); ему предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении (ч. 4); протокол должен быть подписан законным представителем юридического лица, а в случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (ч. 5).
В соответствии со ст. 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, заявитель является надлежащим субъектом вменяемого ему административного правонарушения. Факт эксплуатации объектов с нарушениями пожарной безопасности подтвержден представленными в материалы дела документами и свидетельствует о наличии угрозы для жизни и здоровья людей, причинения существенного материального ущерба вследствие возможного возникновения пожара, выполнение требований пожарной безопасности, является обязательным.
Виновное совершение административного правонарушения также подтверждено материалами дела и не оспаривалось заявителем в ходе рассмотрения дела судами.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали доказанными наличие в действиях заявителя составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса.
Оценивая правильность определения размера штрафа, судами правомерно учтены такие обстоятельства, как финансовое положение заявителя, необходимость дополнительных средств для выполнения мероприятий по пожарной безопасности обстоятельствами.
С учетом положений ч. 2 ст. 4.4 Кодекса размер административного штрафа, назначенного предприятию заинтересованным лицом составил 160 000 руб., что соответствует санкции статьи.
Обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных ст. 2.9 Кодекса признаков малозначительности административного правонарушения, а также правовые основания для назначения юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией судами не установлены.
Судами учтено, что назначенный размер штрафа сопоставим с характером административного правонарушения и степенью вины нарушителя, не является инструментом подавления экономической самостоятельности и инициативы и не влечет ограничений конституционных прав и свобод заявителя, свободы предпринимательства и права собственности. Применительно к обстоятельствам данного дела административное наказание назначено обществу в соответствии со статьей 4.1 Кодекса и отвечает принципам административной ответственности.
Касаемо довода заявителя жалобы о необоснованном неприменении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П суд кассационной инстанции отмечает следующее.
Согласно названного постановления, административный штраф за административные правонарушения (если минимальный размер административного штрафа установлен в сумме ста тысяч рублей и более) может быть снижен судом ниже низшего предела, установленного данной статьей в исключительных случаях с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, а также иных имеющих значение для дела существенных обстоятельств.
Установив обстоятельства правонарушения, исследовав доказательства по делу, дав им юридическую оценку, суды не отнесли рассматриваемый случай к исключительному, свидетельствующему о необходимости снижения штрафа. Суды мотивированно посчитали, что назначение в данном случае наказания в виде штрафа в размере 160 000 руб. соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса.
В этой связи суды признали отсутствующими основания для снижения назначенного штрафа ниже низшего предела.
Доводы кассационной жалобы, оспаривающие данный вывод судов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.08.2014 по делу N А07-9602/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ГУП "БАШАВТОТРАНС" РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н.Суханова |
Судьи |
Т.П.Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.