Екатеринбург |
|
29 декабря 2014 г. |
Дело N А34-3784/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Татариновой И. А., Кравцовой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (далее - заинтересованное лицо, фонд, управление) на решение Арбитражного суда Курганской области от 14.08.2014 по делу N А34-3784/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Курганской области прибыли представители:
фонда - Уткина В.В. (доверенность от 09.01.2014),
открытого акционерного общества "Кургансельмаш" (далее - заявитель, общество, страхователь) - Безельт Т.Ю. (доверенность от 15.10.2014).
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными действий Управления по зачету пеней (62 991 руб. 91 коп. по страховой части; 4 652 руб. 73 коп. по накопительной части; 4 246 руб. 26 коп. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) на основании Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Решением суда от 14.08.2014 (судья Полякова А.И.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 (судьи Тимохин О.Б., Кузнецов Ю.А., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на соблюдение им порядка взыскания страховых взносов, и правомерность действий по зачету соответствующих сумм пеней.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, страхователь 11.03.2014 обратился в управление с заявлением о возврате на расчетный счет либо зачете в счет текущих платежей страховых взносов на обязательное страхование суммы в размере 141 930 руб. 68 коп. (взысканной на основании инкассовых поручений).
В ответ управление сообщило, что сумма, которую просит к возврату плательщик страховых взносов, фондом распределена, действия по зачету пеней произведены.
Не согласившись с действиями фонда по зачету пеней, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования, суды указали на отсутствие доказательств соблюдения фондом порядка по проведению зачета, установленного ст. 26 Закона N 212-ФЗ.
Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В силу ч. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Таким образом, органом контроля за уплатой страховых взносов является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В ст. 26 названного закона закреплено право плательщика страховых взносов на своевременный возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, а также порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов.
В силу п. 1 данной статьи Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном этой статьей.
Согласно п. 3 ст. 26 рассматриваемого закона орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В силу п. 4 ст. 26 обозначенного закона в случае обнаружения факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате страховых взносов, по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов.
Согласно п. 6 ст. 26 Закона N 212-ФЗ зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно. Положение, предусмотренное настоящей частью, не препятствует плательщику страховых взносов представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменное заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В силу п. 7 ст. 26 Закона N 212-ФЗ решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня получения заявления плательщика страховых взносов, или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась. Форма решения о зачете суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно п. 8 упомянутой статьи Закона N 212-ФЗ зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится органами контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно.
В силу п. 9 ст. 26 Закона N 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 8 настоящей статьи, решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась, или со дня вступления в силу решения суда.
Согласно п. 13 ст. 26 Закона N 212-ФЗ возврат производится органом контроля за уплатой страховых взносов по заявлению плательщика страховых взносов в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Приведенная норма не препятствует плательщику страховых взносов обратиться в суд с иском о возврате из соответствующего бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заявление должно быть подано в соответствующий орган пенсионного фонда, а тот в свою очередь самостоятельно принимает решение о возврате либо отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 03.09.2013 по делу N А34-2583/2013 признаны незаконными действия фонда по направлению инкассовых поручений от 27.02.2013 N 70006666, N 70006662, N 70006664, N 70012181, N 70012183, N 70012179, N 70012177, платежного ордера от 07.03.2013 N 70006660.
Суммы оплаты задолженности в части пеней, поступившие по указанным инкассовым поручениям, направленным в счет оплаты задолженности за отчетные периоды полугодие 2010 года и 9 месяцев 2010 г. являются излишне уплаченными заявителем.
Судами установлено, что решение о возврате переплаты по заявлению общества заявителю не направлено, процедура возврата переплаты управлением не инициирована, подлежащие возврату спорные суммы переплаты распределены фондом по своей инициативе.
При таких обстоятельствах суды правильно признали оспариваемые действия управления незаконными.
При этом судами обоснованно учтено, что фонд не представил доказательств соблюдения порядка по проведению зачета, установленного ст. 26 Закона N 212-ФЗ.
Ссылка фонда на соблюдение им порядка, установленного ст. 19 Закона N 212-ФЗ, оценена судами и правомерно отклонена, поскольку при установленных обстоятельствах правового значения это обстоятельство не имеет.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу и в связи с этим не принимаются судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 14.08.2014 по делу N А34-3784/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.