г. Челябинск |
|
17 октября 2014 г. |
Дело N А34-3784/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 14 августа 2014 года по делу N А34-3784/2014 (судья Полякова А.И.).
Открытое акционерное общество "Кургансельмаш" (далее - заявитель, общество, ОАО "Кургансельмаш", страхователь) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (далее - заинтересованное лицо, пенсионный фонд, УПРФ, фонд, управление) о признании незаконными действий фонда по зачету пеней (62 991 руб. 91 коп. по страховой части; 4 652 руб. 73 коп. по накопительной части; 4 246 руб. 26 коп. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) на основании Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ); о взыскании с УПРФ в пользу ОАО "Кургансельмаш" судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Решением суда от 14 августа 2014 года (резолютивная часть объявлена 11 августа 2014 года) заявленные требования удовлетворены.
Пенсионный фонд, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
По мнению пенсионного фонда, им соблюден порядок взыскания страховых взносов и порядок зачета сумм излишне уплаченных пеней, установленный в ст. 19, 26 Закона N 212-ФЗ.
У заявителя имеется задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за отчетный период календарный год 2012 года (в части 4 квартала).
Обществу на уплату данной задолженности направлено требование N 05500440010829 от 20.02.2013, содержащее суммы: 62 991 руб. 05 коп. - пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии; 5 337 руб. 60 коп. - пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии; 20 020 руб. 89 коп. - пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС).
Фонд 07.03.2013 в силу п. 8 ст. 26 Закона N 212-ФЗ произвел зачет сумм (62 991 руб. 05 коп. - пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии; 4 652 руб. 73 коп. - пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии; 4 246 руб. 26 коп. - пени на недоимку по страховым взносам в ФФОМС), поступивших на оплату задолженности по пеням за отчетные периоды - полугодие 2010 года и 9 месяцев 2010 года, в счет задолженности по пеням за отчетный период календарный год 2012 года (в части 4 квартала).
Однако в указанный срок требование N 05500440010829 от 20.02.2013 заявителем добровольно не исполнено, в связи с чем, 17.03.2013 принято решение на взыскание задолженности за счет денежных средств, находящихся на счете плательщика в банке - N 0550041ЗВД0002301.
Поскольку зачет излишне уплаченных сумм пеней произведен до вынесения решения управления N 05500413ВД0002301 от 17.03.2013, то соответственно данное решение содержит суммы пеней, оставшиеся после произведенного зачета.
Таким образом, по мнению заинтересованного лица, им соблюден порядок взыскания страховых взносов, установленный в ст. 19 Закона N 212-ФЗ, действия по зачету указанных выше сумм пеней являются законными.
До судебного заседания от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество не согласилось с доводами, изложенными в жалобе, и просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Заявитель считает, что решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм материального права и не подлежит отмене. По мнению общества, действия управления по зачету пеней в указанных суммах противоречат положениям Закона N 212-ФЗ, поскольку нарушен порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов, установленный положениям вышеуказанного закона. Действия УПРФ по зачету пеней в сумме 62 991 руб. 05 коп. по страховой части, 4 652 руб. 73 коп. пеней по накопительной части, 4 246 руб. 26 коп. пеней в ФФОМС противоречат положениям Закона N 212-ФЗ, поскольку нарушен порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов, установленных вышеуказанным законом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. До начала судебного заседания от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), с учетом поступившего ходатайства заявителя, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 07.10.2010 фондом в адрес заявителя выставлено требование N 05500440014330 об уплате недоимки пеней и штрафов, на сумму 2 813 850 руб. 01 коп. (т. 1, л.д. 54).
Срок исполнения по требованию - 25.10.2010, которое в установленный срок плательщиком не исполнено.
27 октября 2010 года, в связи с неуплатой обществом недоимки и пеней за 2 квартал 2010 года пенсионным фондом вынесено решение N 05500410ВД0002407 о взыскании страховых взносов, пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (т. 1, л.д. 55).
Во исполнение указанного решения управлением направлены инкассовые поручения.
26 января 2011 года заявителем в УПРФ представлен корректирующий расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2010 года (форма РСВ-1), в котором уточнены суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, страховых взносов в территориальный и федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
25 февраля 2011 года на основании уточненного расчета управлением сформировано и направлено уточненное требование N 05500440004826 на сумму 108 763 руб. 16 коп. (т. 1, л.д. 58).
В связи с неисполнением требования от 25.03.2011 фондом принято решение о взыскании задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках N 05500411ВД0000781 (т. 1, л.д. 59).
Поскольку денежные средства на счетах должника отсутствовали, 06.10.2011 принято постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации N 05500490014022 (т. 1, л.д. 60).
В связи с выставлением 25.02.2011 требования N 05500440004826 предыдущее требование от 07.10.2010 N 05500440014330 аннулировано.
08 ноября 2010 года управлением в адрес страхователя выставлено требование N 05500440022909 об уплате недоимки, пеней и штрафов за отчетный период за 3 квартал 2010 года, на сумму 2 845 599 руб. 67 коп. (т. 1, л.д. 56).
Срок исполнения по требованию - 27.11.2010, которое в установленный срок обществом не исполнено.
03 декабря 2010 года, в связи с неуплатой заявителем недоимки и пеней за 3 квартал 2010 года, фондом вынесено решение N 05500410ВД0003986 о взыскании страховых взносов, пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (т. 1, л.д. 57).
Во исполнение указанного решения фондом направлены инкассовые поручения.
09 декабря 2010 года по заявлению пенсионного фонда (т. 1, л.д. 116) отозваны инкассовые поручения по взысканию пеней, начисленных в соответствии с требованием N 05500440014330 от 07.10.2010, взыскание данных пеней с заявителя не произведено.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 03.09.2013 по делу N А34-2583/2013 действия УПРФ по направлению инкассовых поручений признаны незаконными (т. 1, л.д. 76-80).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу N А34-2583/201 решение суда первой инстанции оставлено без изменений, апелляционная жалоба фонда - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.02.2014 по делу N А34-2583/2013 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения, кассационная жалоба управления - без удовлетворения.
04 февраля 2011 года обществом в УПРФ представлен корректирующий расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2010 года (форма РСВ-1), на основании уточненного расчета, управлением сформировано и направлено уточненное требование N 05500440004829 от 25.02.2011 (т. 1, л.д. 61).
Срок исполнения по требованию - 16.03.2011, которое в установленный срок страхователем не исполнено.
28 марта 2011 года, по неисполненному требованию управлением принято решение N 05500411ВД0000867 о взыскании страховых задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (т. 1, л.д. 57).
Поскольку денежные средства на счетах должника отсутствовали, 06.10.2011 принято постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации N 05500490014023 (т. 1, л.д. 63).
В связи с выставлением требования от 25.02.2011 N 05500440004829 предыдущее требование N 05500440022909 аннулировано.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 05.03.2012 по делу N А34-6156/2011 признаны недействительными постановления управления от 06.10.2011 N 05500490014022 и N 05500490014023 (т. 1, л.д. 64-69).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012 по делу N А34-6156/2011 решение суда первой инстанции частично изменено, апелляционная жалоба общества - частично удовлетворена (т. 1, л.д. 70-72).
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16.11.2012 по делу N А34-6156/2011 решение суда первой инстанции изменено и указанные выше постановления фонда признаны недействительными в части пеней (т. 1, л.д. 73-75).
В связи с наличием у общества задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за отчетный период календарный год 2012 года (в части 4 квартала), заявителю направлено требование N 05500440010829 от 20.02.2013 на уплату указанной задолженности (т. 1, л.д. 47); указанное требование в том числе содержит суммы пеней в размере: 62 991 руб. 05 коп. - пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии; 5 337 руб. 60 коп. - пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии; 20 020 руб. 89 коп. - пени на недоимку по страховым взносам в ФФОМС.
Срок исполнения по требованию - 12.03.2013, которое в установленный срок плательщиком не исполнено.
В указанный срок требование N 05500440010829 от 20.02.2013 плательщиком добровольно не исполнено, в связи с чем, 17.03.2013 принято решение на взыскание задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках N 0550041ЗВД0002301 (т. 1, л.д. 51).
11 марта 2014 года страхователь обратился в УПРФ с заявлением N 206 о возврате на расчетный счет либо зачете в счет текущих платежей страховых взносов на обязательное страхование суммы в размере 141 930 руб. 68 коп. (взысканной по инкассовым поручениям).
В ответ на указанное заявление управление письмом от 22.04.2014 N 30-22764 (т. 1, л.д. 12) сообщает о том, что сумма 141 930 руб. 68 коп., которую просит к возврату плательщик страховых взносов, фондом распределена. Действия по зачету пеней произведены, в том числе: 62 991 руб. 05 коп. в Пенсионный фонд России (далее - ПФР) на страховую часть, за период 4 квартал 2012 года, август, сентябрь 2012 года; 4 652 руб. 73 коп. в ПФР на накопительную часть, за период 3, 4 кварталы 2012 года; 4 246 руб. 26 коп. в ФФОМС, за период 3,4 кварталы 2012 года.
Общество, не согласившись действиями фонда по зачету пеней, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пенсионным фондом не представлено доказательств соблюдения порядка по проведению зачета, установленного ст. 26 Закона N 212-ФЗ.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу п. 1 ст. 1 Закона N 212-ФЗ указанный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ФФОМС на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ общество является плательщиком страховых взносов.
В силу ч. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют ПФР и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Таким образом, органом контроля за уплатой страховых взносов является ПФР и его территориальные органы.
В ст. 26 Закона N 212-ФЗ закреплено право плательщика страховых взносов на своевременный возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, а также порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов.
В силу п. 1 ст. 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном этой статьей.
Согласно п. 3 ст. 26 Закона N 212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В силу п. 4 ст. 26 Закона N 212-ФЗ в случае обнаружения факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате страховых взносов, по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов.
Согласно п. 6 ст. 26 Закона N 212-ФЗ зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно. Положение, предусмотренное настоящей частью, не препятствует плательщику страховых взносов представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменное заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В силу п. 7 ст. 26 Закона N 212-ФЗ решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня получения заявления плательщика страховых взносов, или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась. Форма решения о зачете суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно п. 8 ст. 26 Закона N 212-ФЗ зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится органами контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно.
В силу п. 9 ст. 26 Закона N 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 8 настоящей статьи, решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась, или со дня вступления в силу решения суда.
Согласно п. 13 ст. 26 Закона N 212-ФЗ возврат производится органом контроля за уплатой страховых взносов по заявлению плательщика страховых взносов в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В то же время приведенная норма не препятствует плательщику страховых взносов обратиться в суд с иском о возврате из соответствующего бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суд первой инстанции установил, что заявление должно быть подано в соответствующий орган ПФР, а тот в свою очередь самостоятельно принимает решение о возврате либо отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Из дела следует, что общество в качестве юридического лица зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1024500515984 (т. 1, л.д. 23-41, 42).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 03.09.2013 по делу N А34-2583/2013 признаны незаконными действия фонда по направлению инкассовых поручений NN70006666, 70006662, 70006664, 70012181, 70012183, 70012179, 70012177 от 27.02.2013, платежного ордера N70006660 от 07.03.2013.
Таким образом, суммы оплаты задолженности в части пеней, поступившие по указанным инкассовым поручениям, направленным в счет оплаты задолженности за отчетные периоды полугодие 2010 года и 9 месяцев 2010 года оказались излишне уплаченными заявителем суммами.
Фонд по заявлению общества решений о возврате не направляло, не инициировало процедуру "возврата" переплаты, а распределило сумму переплаты, подлежащую возврату по своей инициативе.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал такие действия не законными.
Также суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что фонд не представил доказательств соблюдения порядка по проведению зачета, установленного ст. 26 Закона N 212-ФЗ (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
При этом, п. 3 ст. 19 Закона N 212-ФЗ установлено, что до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст. 22 данного Закона.
В силу п. 1 ст. 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов - организации или индивидуальному предпринимателю, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации (п. 7 ст. 19 Закона N 212-ФЗ).
Вместе с тем, ссылка пенсионного фонда на соблюдение им порядка, установленного ст. 19 Закона N 212-ФЗ, апелляционным судом не принимается, поскольку не влияет на правильность выводов суда первой инстанции в рассматриваемой ситуации.
С учетом изложенного, доводы жалобы подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела, действующему законодательству и сложившейся судебной практикой.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Правовых оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба УПФР удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 14 августа 2014 года по делу N А34-3784/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-3784/2014
Истец: ОАО "Кургансельмаш"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области