Екатеринбург |
|
30 декабря 2014 г. |
Дело N А71-10707/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Поротниковой Е. А., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России по Удмуртской Республике на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2014 по делу N А71-10707/2013 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Шабалина Александра Михайловича (далее - предприниматель Шабалин А.М.) - Агапов И.А. (доверенность от 20.09.2014 N 18АБ0494583).
Предприниматель Шабалин А.М. обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России по Удмуртской Республике (далее - управление, административный орган), Управлению Министерства внутренних дел России по Псковской области о признании незаконными действий по аннулированию регистрации транспортного средства "SCANIA 164L", 2004 г. изготовления, двигатель DC1603, VIN YS2R4X20002003529; аннулированию паспорта транспортного средства 60 НК 823891 от 09.03.2012; внесению в базу розыска утраченной и похищенной продукции свидетельства о регистрации транспортного средства 18 ХС N 031120 от 26.05.2012 и государственного регистрационного знака А777С018; а также об обязании восстановить регистрацию автомобиля "SCANIA 164L", 2004 года изготовления, двигатель DC 1603, VIN YS2R4X20002003529; восстановить паспорт транспортного средства 60 НК 823891 от 09.03.2012; исключить из базы розыска утраченной и похищенной продукции свидетельство о регистрации транспортного средства 18 ХС N 031120 от 26.05.2012 и государственный регистрационный знак А777С018.
Решением суда от 13.02.2014 (судья Мосина Л.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2014 (судьи Варакса Н. В., Муравьева Е.Ю., Риб Л.Х.) решение суда изменено. В удовлетворении требований предпринимателя Шабалина А.М. о признании незаконными действий по аннулированию регистрации транспортного средства "SCANIA 164L", 2004 года изготовления, двигатель DC1603, VIN YS2R4X20002003529, аннулированию паспорта транспортного средства 60 НК 823891 от 09.03.2012, внесению в базу розыска утраченной и похищенной продукции свидетельства о регистрации транспортного средства 18 ХС N 031120 от 26.05.2012 и государственного регистрационного знака А777С018 отказано.
Требования предпринимателя Шабалина А.М. об обязании управления восстановить регистрацию автомобиля "SCANIA 164L", 2004 года изготовления, двигатель DC 1603, VIN YS2R4X20002003529, восстановить паспорт транспортного средства, исключить из базы розыска утраченной и похищенной продукции свидетельство о регистрации транспортного средства 18 ХС N 031120 от 26.05.2012 и государственный регистрационный знак А777С018 удовлетворены. На управление возложена обязанность восстановить регистрационный учет автомобиля "SCANIA 164L", 2004 года изготовления, двигатель DC 1603, VIN YS2R4X20002003529.
В кассационной жалобе управление просит постановление суда апелляционной инстанции отменить в части обязания восстановить регистрацию автомобиля "SCANIA 164L", 2004 года изготовления, двигатель DC 1603, VIN YS2R4X20002003529, восстановить паспорт транспортного средства, исключить из базы розыска утраченной и похищенной продукции свидетельство о регистрации транспортного средства 18 ХС N 031120 от 26.05.2012 и государственный регистрационный знак А777С018, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права. Заявитель кассационной жалобы указывает на наличие противоречивых данных о том, кто является изготовителем спорного автомобиля и в каком году произведено указанное транспортное средство.
Помимо изложенного заявитель кассационной жалобы полагает, что приобщение к материалам дела заключения эксперта от 26.03.2014 N 054-02-00277 произведено судом апелляционной инстанции с нарушением норм процессуального права, поскольку предприниматель Шабалин А.М. не представил уважительных причин, подтверждающих невозможность представления заключения эксперта в суд первой инстанции.
Кроме того, по мнению управления, указанное заключение не подтверждает соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, поскольку такое заключение может выдать только аккредитованная испытательная лаборатория.
Также заявитель указывает на оценку судом апелляционной инстанции отсутствующих в материалах дела документов.
Помимо изложенного, заявитель жалобы полагает, что обязание восстановить регистрационный учет и паспорт транспортного средства "SCANIA 164L", 2004 года изготовления, двигатель DC 1603, VIN YS2R4X20002003529 не выполнимо, в связи с противоречивостью сведений относительно идентификационного номера VIN спорного автомобиля, при этом, по мнению управления, восстановление регистрации спорного транспортного средства при отсутствии документа, подтверждающего его безопасность, может привести к нарушению прав и свобод других лиц.
Предприниматель Шабалин А.М. представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, с правильным применением норм материального и процессуального права.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ) транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Ответственность изготовителя (продавца, исполнителя) транспортных средств, а также составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств, подлежащих реализации на территории Российской Федерации, определяется законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 утвержден Технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - Технический регламент"), названный технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
К объектам технического регулирования, на которые распространяется действие названного технического регламента, относятся: колесные транспортные средства категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, а также шасси транспортных средств.
Объекты технического регулирования устанавливаются согласно приложению N 1 к Техническому регламенту.
Согласно п. 66 Технического регламента оценка соответствия единичных транспортных средств перед их выпуском в обращение осуществляется после идентификации каждого транспортного средства в формах технической экспертизы конструкции транспортного средства и при необходимости его испытаний.
По результатам изучения всех необходимых доказательственных материалов аккредитованная испытательная лаборатория составляет заключение, содержащее мотивированное обоснование достаточности представленных доказательственных материалов для оценки соответствия единичного транспортного средства, оформляет и выдает заявителю свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, в которое при необходимости заносятся отметки об ограничении применения транспортного средства.
Форма заключения предусмотрена приложением N 15 к техническому регламенту.
Согласно п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 (далее - Положение), на административный орган возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Подпунктом "з" пункта 12 Положения госавтоинспекция для выполнения
возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, а именно: изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки; владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности.
В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Порядок регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним на территории Российской Федерации установлены Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства внутренних дел России от 24.11.2008 N 1001 (далее - Правила).
Правилами предусмотрено, что регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.
На основании п. 3 Правил не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, предназначенных для продажи; конструкция, которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; ранее зарегистрированные в подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами; при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил собственники транспортных средств либо лица, от имени собственника владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные.
Согласно с п. 19 Правил транспортные средства, номерные агрегаты, ввезенные на территорию Российской Федерации, регистрируются за юридическими или физическими лицами, указанными в документах, которые были выданы таможенными органами Российской Федерации при таможенном оформлении транспортных средств, номерных агрегатов в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Данное требование распространяется также на транспортные средства, номерные агрегаты, зарегистрированные в установленном порядке в органах внутренних дел Российской Федерации, находящихся за ее пределами.
Согласно п. 51 Правил не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в п. 3 Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.06.2005 N 496/192/134 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее - Положение), согласно которому паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств, предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте.
В соответствии с п. 4 Положения паспорта выдаются собственникам транспортных средств или шасси либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и шасси на законных основаниях, организациями и гражданами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющимися изготовителями транспортных средств и (или) шасси в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке, таможенными органами Федеральной таможенной службы или подразделениями государственной инспекции безопасности дорожного движения в порядке, установленном настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 5 Положения (в редакции, действующий в момент выдачи ПТС) организациями и (или) предпринимателями паспорта выдаются на транспортные средства и (или) шасси, изготовленные ими после 1 июля 1993 г. и реализуемые на территории Российской Федерации, при наличии у организаций и предпринимателей документов, удостоверяющих соответствие транспортных средств (шасси) требованиям, установленным Техническим регламентом (одобрения типа транспортного средства на полнокомплектное (конечное) изделие независимо от числа организаций, участвующих в его изготовлении, или иного документа, удостоверяющего соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, определяемого законодательством Российской Федерации, либо при наличии заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям).
В соответствии с п. 25 в строке "1. Идентификационный номер (VIN" указываются арабскими цифрами и буквами латинского алфавита условные обозначения, присвоенные транспортному средству.
Первая часть VIN, позволяющая идентифицировать изготовителя транспортного средства, состоит из трех букв или букв и цифр, обозначающих географическую зону, код страны и код изготовителя транспортного средства, присвоенные в установленном порядке.
В силу п. 1.2.2 Приложения N 8 к постановлению Правительства Российской Федерации N 720, на первых трех позициях идентификационного номера должен быть приведен международный идентификационный код изготовителя. Учет и контроль присвоения международного идентификационного кода изготовителя находится в компетенции Международной организации по стандартизации.
Присвоение международных идентификационных кодов изготовителям осуществляется компетентным органом страны, на территории которой изготовитель зарегистрирован как юридическое лицо.
Пунктом 40 положения установлено, что в строке "16. Организация- изготовитель ТС (страна)" указываются полное или сокращенное наименование организации или предпринимателя, изготовившего транспортное средство, в том числе и как единичное транспортное средство, или фамилия, имя и отчество (отчество указывается при наличии) физического лица, изготовившего в Российской Федерации единичное транспортное средство в порядке индивидуального технического творчества, а в скобках указывается страна изготовления.
Таким образом, первая и шестнадцатая графы ПТС должны совпадать, так как в них значится информация об организации - изготовителе.
Процедура удостоверения соответствия транспортных средств, требованиям безопасности дорожного движения предусмотрена Техническим регламентом.
Согласно Техническому регламенту документом, удостоверяющим соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям регламента является Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, которое выдается аккредитованной испытательной лабораторией после составления заключения, содержащего мотивированное обоснование достаточности представленных доказательственных материалов для оценки.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет регистрацию и ведение реестра свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что предприниматель Шабалин A.M. по договору купли - продажи от 22.05.2012 приобрел у Петрова С.И. транспортное средство тягач седельный SCANIA 164L, 2004 года выпуска VIN YS2R4X20002003529, двигатель DC 1603, цвет красный, паспорт транспортного средства 60 НК 823891, выданный обществом с ограниченной ответственностью "Псковский автомобильный завод" 09.03.2012.
На момент совершения сделки на автомобиль имелось свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства N A-SE.MT82.A.04623 от 06.02.2012, выданное испытательной лабораторией общества с ограниченной ответственностью "СервисТехноПром", где заводом изготовителем указан SCANIA (Швеция).
Указанное транспортное средство 10.03.2012 первоначально поставлено на учет и снято с учета в связи с продажей в Управлении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России по Псковской области.
Предприниматель Шабалин А.М. 26.05.2012 обратился в управление с заявлением о постановке на учет транспортного средства, которое было поставлено на учет, были выданы свидетельство о регистрации транспортного средства 18 ХС N 031120 от 26.05.2012 и государственный регистрационный знак А777СО/18.
Транспортное средство 18.09.2013 прошло техосмотр, что подтверждено
диагностической картой регистрационный номер 201309181448039098395.
Автомобиль 18.01.2013 застрахован в Удмуртском филиале открытого акционерного общества "Альфа Страхование".
12.08.2013 Управлением Министерства внутренних дел России по Псковской области была осуществлена проверка по фактам нарушения порядка выдачи паспортов транспортных средств (ПТС), часть паспортов, выданных обществом с ограниченной ответственностью "ПАЗ", аннулирована.
Среди аннулированных ПТС находился и паспорт с номером 60 НК 823891, выданный на транспортное средство SCANIA 164L, 2004 года выпуска VIN YS2R4X20002003529.
Результаты проверки оформлены заключением по фактам нарушения порядка выдачи паспортов транспортных средств от 12.08.2013.
Указанное заключение направлено в регистрационные подразделения по месту регистрации транспортных средств для аннулирования регистрационных действий.
Согласно заключению от 12.08.2013, утвержденному начальником Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России по Псковской области, заводом-изготовителем обществом с ограниченной ответственностью "ПАЗ" нарушено действующее законодательство Российской Федерации при выдаче ПТС и выпуске в обращение транспортных средств.
Судами выявлено, что Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России по Псковской области с обществом с ограниченной ответственностью "ПАЗ" 27.09.2011 года заключен договор о приобретении заводом паспортов транспортных средств.
На основании Одобрения типа транспортного средства N РОСС RU.MТ 21.E00496, выданного органом по сертификации "Сертификационный центр "ТЕСТ-СДМ", на разрешение на серийный выпуск транспортных средств категории "О4", коммерческое наименование и тип "полуприцеп тентованный-903300", обществом с ограниченной ответственностью "ПАЗ" были выданы бланки ПТС в количестве 100 штук (с кодами VIN c X89903300?0CS6001 по X89903300?0CS6100).
В ходе проверки было установлено, что часть ПТС выдана обществом с ограниченной ответственностью "ПАЗ" на транспортные средства категории "N" (грузовые автомобили), в том числе и на приобретенный предпринимателем автомобиль SCANIA 164L, 2004 года выпуска VIN YS2R4X20002003529, при этом действующих Одобрений типа транспортного средства, на выпуск транспортных средств указанной категории N (грузовые автомобили) общество с ограниченной ответственностью "ПАЗ" не имело. С заявкой на получение бланков ПТС общество с ограниченной ответственностью "ПАЗ" в 2012 г. в административный орган не обращалось, соответственно, управление не располагало информацией о намерении общества с ограниченной ответственностью "ПАЗ" выпускать транспортные средства категории N.
Далее судами установлено, что 12.08.2013 Управление Министерства внутренних дел России по Псковской области произвело аннулирование первичной регистрации транспортного средства SCANIA 164L, 2004 г.в., идентификационный номер (VIN) YS2R4X20002003529.
В августе 2013 г. в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России по Удмуртской Республике поступило сообщение из Управления Министерства внутренних дел России по Псковской области о том, что управлением была осуществлена проверка по фактам нарушения порядка выдачи паспортов транспортных средств (ПТС) и часть паспортов, выданных обществом с ограниченной ответственностью "ПАЗ", аннулирована. Среди аннулированных ПТС находился и паспорт с номером 60 НН N 823891, выданный на транспортное средство SCANIA 164L, 2004 г. в., идентификационный номер (VIN) YS2R4X20002003529, N двигателя DC1603.
Управление 04.09.2013 аннулировало последующую регистрацию автомобиля. Свидетельство о регистрации и государственный номерной знак выставлены в Федеральную базу "Розыск".
Управление 04.09.2013 направило предпринимателю Шабалину А.М. письмо, в котором указало, что Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России по Псковской области по результатам проведенной проверки по фактам нарушения порядка выдачи паспортов транспортных средств была аннулирована выдача паспорта транспортного средства 60НК823891, выданного обществом с ограниченной ответственностью "ПАЗ", в связи с чем регистрация автомобиля SCANIA 164L, 2004 г., гос. номер А777С018 признана недействительной, свидетельство о регистрации и государственный номерной знак выставлен в Федеральную базу "Розыск".
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды выявили, что ПТС серии 60 НК 823891 от 09.03.2012 на автомобиль SCANIA 164L, 2004 г.в., приобретенный предпринимателем Шабалиным А.М., выдан обществом с ограниченной ответственностью "ПАЗ" на основании свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства N A-SE.MT82.A.04623 от 06.02.2012.
Согласно указанному свидетельству изготовителем данного транспортного средства является "Scania", сборочный завод находится в Швеции, год выпуска 2004.
В ПТС серии 60 НК 823891 от 09.03.2012 в качестве организации изготовителя указана организация общество с ограниченной ответственностью "ПАЗ", но идентификационный номер (VIN) указан - YS2R4X20002003529.
Из Одобрения типа транспортного средства судами выявлено, что обществу с ограниченной ответственностью "ПАЗ" присвоен Международный идентификационный код изготовителя транспортного средства "WMI", (являющейся первой частью идентификационного номера транспортного средства, а также 12-ой, 13-ой, и 14-ой позицией) WMI - "Х89"; 12-я позиция - С; 13-я - S; 14-я -6.
Соответственно все изготовленные обществом с ограниченной ответственностью "ПАЗ" транспортные средства должны быть маркированы именно кодом "Х89" 12-я позиция - С; 13-я - S; 14-я -6.
Между тем судами выявлено, что в ПТС серии 60 НК 823891 от 09.03.2012 указан идентификационный номер (VIN) YS2R4X20002003529, принадлежащий изготовителю "SCANIA CV АВ".
Таким образом, спорный автомобиль не имеет идентификационного номера, соответствующего идентификационному номеру общества с ограниченной ответственностью "ПАЗ".
Судами исследован ответ официального дилера компании "SCANIA СV
АВ" на территории Российской Федерации - общества с ограниченной ответственностью "Скания-Русь", из которого следует, что общество с ограниченной ответственностью "Скания - Русь" не имело и не имеет никаких договорных обязательств с обществом с ограниченной ответственностью "ПАЗ", а также не представляло никаких прав на изготовление и реализацию любой продукции, в том числе новых транспортных средств с использованием шасси или других комплектующих продукции "SCANIA", равно как и на использование товарных знаков "SCANIA", принадлежащих на праве собственности компании "SCANIA CV АВ".
Исследовав и оценив указанные обстоятельства, суды пришли к выводам о том, что общество с ограниченной ответственностью "ПАЗ" не является изготовителем указанного транспортного средства, а лишь произвело работы по монтажу и сборке, а изготовлено и выпущено транспортное средство SCANIA 164L, идентификационный номер (VIN) YS2R4X20002003529 в 2004 году компанией "Scania" (Швеция), код страны расположения изготовителя также указан и в номере свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства N A-SE.MT82.А.04623.
Кроме того, судами установлено, что фактически автомобиль был изготовлен обществом с ограниченной ответственностью "ПАЗ" в качестве "единичного транспортного средства" в августе 2012 года, в то время как в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства N A-SE.MT82.A.04623 идентификационный номер (VIN) YS2R4X20002003529, год выпуска автомобиля указан 2004, что свидетельствует о серийном изготовлении автомобиля в 2004 году.
Оценка безопасности в аккредитованной испытательной лаборатории в качестве "единичного транспортного средства" изготовленного в Российской Федерации транспортного средства SCANIA 164L, идентификационный номер (VIN) YS2R4X20002003529 не производилась, доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Таким образом, в отношении транспортного средства SCANIA 164L, идентификационный номер (VIN) YS2R4X20002003529 на момент его первой регистрации в Российской Федерации не были представлены документы, подтверждающие, что "единичное транспортное средство" прошло необходимую оценку соответствия безопасности транспортного средства.
С учетом изложенного суды обоснованно заключили, что выводы органов Госавтоинспекции о том, что внесенные в ПТС серии 60 НК 823891 от 09.03.2012 и в свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства N A-SE.MT82.A.04623 от 06.02.2012 данные противоречат друг другу и не соответствуют фактическим данным о транспортном средстве, полностью подтверждаются материалами дела. Выданный ООО "ПАЗ" ПТС не отвечает требованиям законодательства по оформлению паспорта транспортного средства.
Судами выявлено, что спорное транспортное средство SCANIA 164L, 2004 г.в., идентификационный номер (VIN) YS2R4X20002003529, ПТС на которое был признан недействительным, было поставлено на регистрационный учет 26.05.2012, т.е. с момента регистрации прошло менее 5 лет, соответственно, в отношении данного транспортного средства может применяться процедура прекращения (аннулирования).
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций обоснованно признали правомерными действия органов Госавтоинспекции по аннулированию регистрации транспортного средства "SCANIA 164L", 2004 года изготовления, двигатель DC1603, VIN YS2R4X20002003529, аннулированию паспорта транспортного средства 60 НК 823891 от 09.03.2012, внесению в базу розыска утраченной и похищенной продукции свидетельства о регистрации транспортного средства 18 ХС N 031120 от 26.05.2012 и государственного регистрационного знака А777С018.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными действий (бездействия) государственного органа необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными. В то же время в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:
1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;
2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;
3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, по результатам рассмотрения дела об оспаривании ненормативного правового акта, решения либо действий (бездействия) государственного либо иного органа или должностного лица суд вправе возложить на орган, принявший незаконное решение либо совершивший незаконные действия (бездействие), обязанность совершения каких-либо действий лишь при назначении меры восстановления нарушенных прав и законных интересов стороны по делу и лишь в случае удовлетворения заявленных требований о признании недействительным ненормативного правового акта, решения либо действий (бездействия) соответствующего органа или должностного лица, при этом суд не связан предложениями заявителя по делу и вправе самостоятельно избрать меру, предписываемую к совершению заинтересованным лицом (то есть соответствующим органом или должностным лицом), направленную на восстановление нарушенных прав и интересов заявителя по делу.
Настоящее дело рассмотрено судом первой инстанции по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предметом рассмотрения по настоящему делу являлись требования о признании незаконными действий по аннулированию регистрации транспортного средства "SCANIA 164L", 2004 г. изготовления, двигатель DC1603, VIN YS2R4X20002003529; аннулированию паспорта транспортного средства 60 НК 823891 от 09.03.2012; внесению в базу розыска утраченной и похищенной продукции свидетельства о регистрации транспортного средства 18 ХС N 031120 от 26.05.2012 и государственного регистрационного знака А777С018.
В удовлетворении заявленных требований судами обеих инстанций отказано.
Требования заявителя по делу об обязании восстановить регистрацию автомобиля "SCANIA 164L", 2004 года изготовления, двигатель DC 1603, VIN YS2R4X20002003529; восстановить паспорт транспортного средства 60 НК 823891 от 09.03.2012; исключить из базы розыска утраченной и похищенной продукции свидетельство о регистрации транспортного средства 18 ХС N 031120 от 26.05.2012 и государственный регистрационный знак А777С018 не могли быть приняты судом в качестве самостоятельных требований и могли рассматриваться лишь в качестве предлагаемой меры по восстановлению прав и законных интересов, нарушенных оспариваемыми действиями по аннулированию регистрации транспортного средства, аннулированию паспорта транспортного средства, внесению в базу розыска утраченной и похищенной продукции свидетельства о регистрации транспортного средства и государственного регистрационного знака.
Таким образом, предложения заявителя по делу о способах восстановления нарушенных прав не подлежали рассмотрению при отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий по аннулированию регистрации транспортного средства, аннулированию паспорта транспортного средства, внесению в базу розыска утраченной и похищенной продукции свидетельства о регистрации транспортного средства и государственного регистрационного знака.
Учитывая изложенное, следует признать, что в части удовлетворения требований об обязании управления восстановить регистрацию автомобиля "SCANIA 164L", 2004 года изготовления, двигатель DC 1603, VIN YS2R4X20002003529, восстановить паспорт транспортного средства, исключить из базы розыска утраченной и похищенной продукции свидетельство о регистрации транспортного средства 18 ХС N 031120 от 26.05.2012 и государственный регистрационный знак А777С018 постановление суда апелляционной инстанции принято с нарушением требований ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вследствие чего подлежит отмене на основании ч. 3 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены и исследованы в полном объёме, выводы суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не выявлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Удмуртской Республики следует оставить в силе.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2014 по делу N А71-10707/2013 Арбитражного суда Удмуртской Республики отменить.
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.02.2014 по данному делу оставить в силе.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.