01 июня 2011 г. |
N Ф09-2390/11-С5 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Митиной М.Г., Черкасской Г.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления дошкольного образования и воспитания администрации г. Ижевска (далее - Управление дошкольного образования и воспитания) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.11.2010 по делу N А71-9111/2010-Г22 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились (уведомление N 10849 вручено Управлению дошкольного образования и воспитания 14.04.2011).
Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - общество "УКС") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному учреждению "Центр дошкольного образования и воспитания" Ленинского района г. Ижевска (далее - муниципальное учреждение), муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания администрации г. Ижевска, муниципальному образованию "город Ижевск" в лице администрации г. Ижевска о взыскании солидарно 2 721 194 руб. 83 коп. задолженности по оплате стоимости тепловой энергии и горячей воды, поставленных в период с 01.10.2009 по 15.07.2010 по муниципальным контрактам N К728 от 01.01.2009 г.. и от 01.01.2010 г.., а также 100 384 руб. 07 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с их последующим начислением по день фактической уплаты суммы задолженности.
В порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец отказался от исковых требований в части взыскания суммы основного долга в связи с его уплатой и увеличил исковые требования в части взыскания процентов до 103 532 руб. 77 коп., начисленных за пользование чужими денежными средствами в период с 01.01.2010 по 22.07.2010. Истец просил взыскать проценты с муниципального учреждения, а при недостаточности денежных средств у последнего возложить субсидиарную ответственность по заявленным исковым требованиям на Управление дошкольного образования и воспитания за счет казны муниципального образования "город Ижевск".
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов администрации г. Ижевска (далее - Управление финансов).
Решением суда от 10.11.2010 (судья Сидоренко О.А.) принят отказ общества "УКС" от иска в части взыскания 2 721 194 руб. 83 коп. основного долга. Производство по делу в указанной части прекращено. С муниципального учреждения в пользу общества "УКС" взысканы 31 248 руб. 97 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 1 219 руб. 25 коп. в возмещение судебных расходов. В случае недостаточности средств у муниципального учреждения суд обязал произвести взыскание в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования "город Ижевск". С муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания администрации города Ижевска за счет казны муниципального образования "город Ижевск" в пользу общества "УКС" взысканы 66 009 руб. 09 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 2 786 руб. 73 коп. в возмещение судебных расходов. В удовлетворении иска к третьему ответчику отказано. В удовлетворении остальной части иска истцу отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2011 (судьи Шварц Н.Г., Рубцова Л.В., Масальская Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами с Управления дошкольного образования и воспитания, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку заявителем кассационной жалобы судебные акты обжалуются только в части требований о взыскании задолженности с Управления дошкольного образования и воспитания, законность судебных актов в остальной части судом кассационной инстанции не проверяется, суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов кассационной жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных актов в обжалуемой части, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что между обществом "УКС" (энергоснабжающая организация) и муниципальным учреждением (абонент) заключены муниципальные контракты на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения N К728 от 01.01.2009, от 01.01.2010, согласно которым энергоснабжающая организация приняла на себя обязательство подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей энергоснабжающей организации и сетей абонента, при определенной муниципальным контрактом максимальной (расчетной) нагрузке, а абонент обязался своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию и горячую воду, невозвращенные на источники теплоты и в тепловую сеть энергоснабжающей организации (п. 1.1 контрактов).
По условиям муниципальных контрактов оплата тепловой энергии производится до 20 числа месяца, следующего за расчетным.
Во исполнение условий контрактов общество "УКС" в период с 01.10.2009 по 15.07.2010 поставило абоненту тепловую энергию и горячую воду на общую сумму 11 405 489 руб. 17 коп. и предъявило к оплате счета-фактуры.
Факт поставки истцом тепловой энергии и горячей воды муниципальному учреждению в спорный период, ее количество и стоимость ответчиками не оспариваются.
Поскольку обязательства по оплате тепловой энергии и горячей воды исполнены частично, задолженность абонента составила 2 721 194 руб. 83 коп.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с соответствующим иском.
Поскольку после подачи искового заявления в арбитражный суд сумма основного долга была уплачена, истец отказался от взыскания задолженности за тепловую энергию.
Частично удовлетворяя исковые требования в части взыскания 66 009 руб. 09 коп. процентов, начисленных за пользование чужими денежными средствами, с Управления дошкольного образования и воспитания, суды правомерно исходили из следующего.
В силу п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте нахождения кредитора учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Период начисления процентов за пользование чужими денежными средствами сторонами не оспариваются.
По мнению судов, 31 248 руб. 97 коп. процентов подлежат взысканию с учреждения, а при недостаточности средств у последнего в порядке субсидиарной ответственности - с муниципального образования, а 66 009 руб. 09 коп. процентов подлежат удовлетворению за счет муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания администрации г.Ижевска за счет казны муниципального образования "город Ижевск".
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд") под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
В силу ст. 4 Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
По условиям муниципальных контрактов, приложения N 4 к муниципальным контрактам, представленным в материалы дела уведомлениям о лимитах бюджетных обязательств, финансирование по контрактам предусмотрено за счет бюджета г. Ижевска.
Должником по обязательствам, вытекающим из муниципальных контрактов, является муниципальное образование, поскольку муниципальный заказчик (в данном споре - учреждение) действует от его имени и в его интересах. Иными словами, выступление учреждения от имени муниципального заказчика не исключает ответственности публично-правового образования перед энергоснабжающей организацией, как поставщиком по муниципальным контрактам для нужд муниципального образования.
Муниципальное учреждение представило в материалы дела платежные поручения, из которых следует, что часть платежных поручений передавалась им в Управление финансов своевременно, однако оплата производилась значительно позднее поступления платежных документов. В письмах, адресованных Управлению финансов, главе администрации г. Ижевска, Управлению дошкольного образования и воспитания, муниципальное учреждение неоднократно обращалось с просьбой о погашении кредиторской задолженности перед обществом "УКС" (т. 2, л.д. 14-22).
На основании представленных в материалы дела документов суды сделали верный вывод о том, что муниципальное учреждением предприняло все зависящие от него меры для своевременной оплаты потребленной тепловой энергии по муниципальным контрактам.
В связи с этим, а также в связи с тем, что источником финансирования обязательств по данным муниципальным контрактам является бюджет г. Ижевска, суды обоснованно взыскали 66 009 руб. 09 коп. процентов с муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования "Город Ижевск". При этом указание в резолютивной части решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.11.2010 по делу N А71-9111/2010 на то, что взыскание производится с муниципального образования и за счет казны муниципального образования, соответствует требованиям ст. 120, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выводы судов в обжалуемой части соответствуют действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
В связи с изложенным отклоняется соответствующий довод заявителя кассационной жалобы о неправомерном взыскании с него процентов, начисленных за пользование чужими денежными средствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.11.2010 по делу N А71-9111/2010-Г22 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления дошкольного образования и воспитания администрации г. Ижевска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Л. Вербенко |
Судьи |
М.Г. Митина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 4 Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
...
На основании представленных в материалы дела документов суды сделали верный вывод о том, что муниципальное учреждением предприняло все зависящие от него меры для своевременной оплаты потребленной тепловой энергии по муниципальным контрактам.
В связи с этим, а также в связи с тем, что источником финансирования обязательств по данным муниципальным контрактам является бюджет г. Ижевска, суды обоснованно взыскали 66 009 руб. 09 коп. процентов с муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования "Город Ижевск". При этом указание в резолютивной части решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.11.2010 по делу N А71-9111/2010 на то, что взыскание производится с муниципального образования и за счет казны муниципального образования, соответствует требованиям ст. 120, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 июня 2011 г. N Ф09-2390/11 по делу N А71-9111/2010